В этой статье я расскажу о том, как развить интеллект. Здесь пойдет речь о возможностях и потенциале нашего ума.
Но для начала хотелось бы развеять ряд заблуждений, распространенных мифов об интеллекте, прежде чем перейти непосредственно к практическим рекомендациям.
Считается то, что интеллектуальные способности, тип мышления(математико-аналитичекий склад ума, гуманитарный склад) даются от природы и далее определяются воспитанием и развитием в детстве, что задает основной фундамент для нашего типа мышления и уровня развития интеллекта в зрелом возрасте. Это отчасти верно, но только отчасти.
История появления IQ- тестов
Кто же первым додумался измерять человеческий ум? Считается, что к созданию системы интеллектуального «сканирования» причастны трое ученых: британский психолог Ганс Айзенк, философ и психолог из Германии Уильям Штерн, а также Альфред Бине, юрист и психолог из Франции.
Появление метода определения умственных способностей с помощью тестов можно назвать курьезным. В начале 20 века во Франции уровень развития ребенка определяли по… размеру черепа. Основатель первой в стране лаборатории экспериментальной психологии Альфред Бине, который увлекался именно детской психологией, понимал, что параметры головы не имеют отношения к тому, насколько развит ребенок.
Бине разработал, а затем опробовал на своих дочерях-подростках придуманную им методику тестирования детского интеллекта. Для этого ученый выбрал два основных параметра — возраст и уровень образования. Вместе с коллегой Теодором Симоном, они создали первую в мире шкалу умственного развития, которой впоследствии было присвоено название «шкала Бине-Симона».
В 1912 году шкалу французских ученых усовершенствовал Уильям Штерн. Он же в 1916 году ввел термин IQ.
Штерн первый из психологов напрямую связал зависимость умственного развития ребенка от его способности к познанию. Ученый определил, что развитие каждого человека с раннего возраста происходит индивидуально и может быть разным в зависимости от возрастных периодов и методов умственного воспитания. Кстати, большое значение в повышении умственных показателей растущего ребенка Бине придавал играм.
Идеи Бине и Штерна подхватил Ганс Юрген Айзенк, который предложил использовать систему определения детских умственных способностей для интеллектуального тестирования взрослых. Позднее кроме IQ-тестов Айзенка появились и другие, но методика английского ученого считается самой эффективной и точной.
Классификация Ж. Пиаже
Ж. Пиаже выделяет четыре стадии развития интеллекта.
| Стадии | Возраст, лет | Определяющее поведение |
| Сенсомоторная стадия | До 1,5-2 | Малыши развиваются через хватание, жевание, рассматривание. Учатся распознавать символы, понимать язык, говорить. Уровень развития интеллекта носит такое название из-за его опоры на органы чувств. |
| Дооперациональная стадия | 2-7 | Дети обладают ограниченными «волшебными» представлениями о мире, затрудняются классифицировать события или объекты |
| Стадия конкретных операций | 7-12 | Появляется логическое мышление, навык классифицирования объектов. Уровень развития интеллекта характеризуется осознанием иерархии классов, приближая этим детское мышление к взрослому |
| Стадия формальных операций | С 12 и далее | Способность к анализу решения задач, тщательному обдумыванию и взвешиванию возможностей, построению планов, вспоминанию прошлого, метафорическому рассуждению. Уровень развития интеллекта определяется способностью представлять себя на месте людей, самоанализом. |
От редакции : Комплексное развитие внимания, мышления и памяти
В ускорении прохождении стадий развития интеллекта нет смысла – главное, тщательно подготовить ребенка в соответствующей возрастной стадии, предоставив достаточное количество материала.
Споры вокруг IQ
Что такое IQ-тесты? Это набор из нескольких десятков заданий, которые нужно выполнить за отведенное время. Такую методику определения уровня умственных способностей многие до сих пор считают спорной.
Одни специалисты полагают, что ограничение по времени, как правило, мобилизует мозг, человек начинает лучше соображать и быстрее решать задачи. В обычных условиях этот же интеллектуал может начать «тупить» и не справиться с более простым тестом. А у некоторых все происходит с точностью наоборот.
Другие эксперты считают, что IQ демонстрирует не знания, а особую гибкость мышления, способность тестируемого логически мыслить, рассуждать, находить не ответы на поставленные вопросы, а пути поиска к ним. Но это дано не каждому. Айзенк сам признавал, что IQ-тесты требуют навыков и не рассчитаны на глубокие знания предмета. Если вы мыслите нестандартно, результаты вашего тестирования могут оказаться ниже среднего.
Третья категория ученых уверена, что неоднократное прохождение одного и того же теста позволяет освоить и запомнить принципы решения задач. Поэтому уже с третьего или четвертого раза можно дойти до уровня «гениальности». Такие тренинги рекомендуют проходить, например, перед важными собеседованиями, на которых нередко используются IQ-тесты.
Существуют также доводы о том, что уровень интеллекта — результат наследственности. Но противники этой теории возражают — врожденный ум со временем можно натренировать.
И, наконец, многие ученые обнаруживают прямую связь между уровнем интеллекта и социальным положением человека, его окружением, уровнем доходов, а также качеством здоровья и профессией, которой он владеет. Не последнюю роль в этом вопросе играет возраст. По некоторым данным пик интеллектуального развития приходится на 26-27 лет. Однако факт дальнейшего его снижения многие ученые считают неоднозначным.
В целом психологи и другие специалисты не рекомендуют для определения умственных способностей человека полагаться только на показатель IQ. Все-таки, объясняют они, интеллект такое широкое и глубокое понятие, что его невозможно ограничить рамками типовых тестов.
Упражнения
Намеренные тренировки, выполнение специальных упражнений, решение головоломок позволят повысить качество запоминания информации, а также улучшить мозговую активность. Как в предыдущих случаях, совершенствоваться этими методами для достижения цели нужно на регулярной основе.
Головоломки, задачи, игры
Развивающие игры или задачи способствуют развитию мозга. При регулярных тренировках человек сможет добиться улучшения многих показателей, касающихся умственных способностей. Особое влияние будет оказано на память и быстроту мозговой деятельности. Для занятий подойдут:
- Шахматы, шашки;
- Паззлы;
- Кроссворды, судоку;
- Головоломки, загадки.
Все эти варианты применимы как для детей, так и для взрослых. Среди головоломок есть огромное количество вариантов, рассчитанных на разные возрастные категории, что позволяет выбрать максимально подходящие задачки для себя.
Анализ
Для любого человека очень важно порой побыть одному. В такие моменты нужно отвлечься от всего происходящего и погрузиться в свои мысли
Анализ произошедших событий, обдумывание будущего, размышления о чем-то важном – все это позволяет повысить уровень своего интеллекта. Дополнительно рекомендуется подвергать сомнению все происходящее, обдумывая причины любых событий.
Основные виды IQ-тестов
- IQ тесты Айзенка
Всего существует восемь разновидностей интеллектуального теста Айзенка. Пять из них дают общую картину об уровне развития человека. Задания составлены на основе задач с использованием слов, изображений и цифр. Вербальная, визуальная и математическая составляющие тестов позволяют определить, какого рода интеллект в каждом из нас преобладает.
Каждый из трех других тестов имеет свою специализацию. Зрительно-пространственные, числовые и словесные задания определяют специфические способности тестируемого, которые в общем тесте не всегда можно разглядеть.
Максимальный уровень IQ по тестам Айзенка — 160 баллов. Если показатель ниже 70, значит, интеллект находится на уровне умственной отсталости. Среднее значение в этих тестах — 90-110 баллов.
- IQ тесты Равена
Эта методика разработана для измерения общего интеллекта и построена на выявлении взаимосвязей между абстрактными фигурами. Наиболее часто используемые варианты теста в черно-белом и цветном исполнении.
Черно-белый тест состоит из пяти серий по двенадцать заданий в каждой.
Первая серия построена на целостности структуры фигуры, вторая —аналогиях между двумя фигурами, третья — прогрессивных изменениях в структурах, четвертая — перестановках фигур, пятая — их разделении на составляющие части.
Самый высокий уровень интеллекта присваивается, если показатель правильных ответов составляет 95%, средний — до 75%, низкий — 25% и ниже.
- IQ тест Амтхауэра
Такой вид интеллектуального тестирования определяет общий уровень развития и ориентирован на профессиональную ориентацию человека. Для этого диагностируют вербальный, пространственный, счетно-математический и ассоциативный, аспекты интеллекта. В тесте 9 разделов, в каждом из которых до 20 заданий.
Не пропустите: Саморазвитие: как стать счастливее за 10 минут
С помощью теста Амтхауэра можно определить творческие наклонности человека, выявить его способность к прикладной математике и программированию, распознать склонность к теоретической или практической работе, а также установить наличие или отсутствие способностей пространственно мыслить.
- IQ тест Кеттела
Это методика многофакторного исследования личности и оценки индивидуальных психологических особенностей человека. Теория ученого строится на представлении интеллекта как совокупности множества способностей, которые по-разному соединяются между собой и позволяют сформировать человека с исключительными, индивидуальными, формами интеллектуального развития.
Тест построен на абстрактных заданиях, с помощью которых можно определить шестнадцать первичных характеристик умственных способностей человека.
Развивающие игры для развития интеллекта
Игра 1 «Подводные лодки»
Главная суть игры читать вопросы и наблюдать за движением лодки и правильно нажимать стрелочки на клавиатуре.
Игра «Подводные лодки» развивает внимание.
В море двигаются подводные лодки в направлениях: влево, вправо, вниз, вверх. На экране появляется вопрос: «Куда указывают лодки?», «Куда двигаются лодки?». Смотрите внимательно на вопрос, на движение лодок и их направление. При помощи стрелочек вы должны правильно ответить на вопрос.За правильный ответ вы получаете очки и продолжаете играть дальше. Если у вас три не правильных ответа игра заканчивается.
Играть сейчас
Игра 2 «Красно-черные таблицы Шульте»
Игра «Красно-черные таблицы Шульте» развивает внимание.
Главная суть игры правильно прокликать черные квадратики по возрастанию, а красные квадратики по убыванию.
В этой игре чередуются цифры и кнопки. Читайте правильно вопрос и нажимайте нужную цифру. Сначала надо нажать минимальное черное число, затем максимальное красное число, теперь снова минимально черное число, затем максимально красное число и так далее.Если вы ответили правильно, то вы продолжаете играть дальше и набираете очки.
Играть сейчас
Игра 3 «Концентрация»
Игра «Концентрация» развивает внимание.
Главная суть игры надо запомнить, где находятся пары одинаковых объектов и прокликать после того как ячейки закроются.
В этой игре даны объекты надо запомнить, эти объекты, где они находятся, затем ячейки закрываются. Вам надо вспомнить, где находились эти объекты и прокликать эти ячейки.Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 4 «Копилка»
Игра «Копилка» развивает мышление и память.
Главная суть игры выбрать, в какой копилке больше денег.
В этой игре даны четыре копилки, надо посчитать в какой копилке больше денег и показать с помощью мышки эту копилку. Если денег одинаково в двух копилках, то надо указать обе копилки.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и продолжаете играть дальше.
Играть сейчас
Игра 5 «Сложная сортировка — перезагрузка»
Игра «Сложная сортировка — перезагрузка» развивает мышление и память.
Главная суть игры сортировать фигуры на светлой подложке по цвету, на темной по форме.
В этой игре надо сортировать фигуры по форме на темной подложке и по цвету на светлой подложке. Слева расположены четыре кнопки «вверх», «вниз», «влево» и «вправо». С помощью этих стрелок на экране вы можете выбрать и нажать фигуру.Если вы ответили правильно, то вы набираете очки и продолжаете играть дальше.
Играть сейчас
Игра 6 «Математические матрицы»
Игра «Математические матрицы» развивает мышление и память.
Главная суть игры быстро найти правильные слагаемые для выражения.
На экране дан пример, вместо слагаемых стоят буквы «А» и «В» и после знака равно стоит цифра. Надо правильно подобрать слагаемые, чтобы получилась заданная сумма.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 7 «Числовой охват революция»
Игра «Числовой охват революция» развивает память.
Главная суть игры запомнить цифры на экране и правильно их набрать.
В этой игре на несколько секунд открываются цифры их надо запомнить, затем цифры закрываются. Теперь в пустом окошечке вам надо набрать цифры, которые вы запомнили.Если цифры запомнили правильно, вы переходите играть дальше и набираете очки, но если вы три раза не правильно набрали цифры, игра заканчивается.
Играть сейчас
Игра 8 «Быстрое сложение перезагрузка»
Игра «Быстрое сложение перезагрузка» развивает мышление, память и внимание.
Главная суть игры выбрать правильные слагаемые, сумма которых будет равна заданному числу.
В этой игре на экране дается три цифры и дается задание, сложите цифру, на экране указывается какую цифру надо сложить. Вы выбираете из трех цифр две цифры и нажимаете их.Если вы ответили правильно, то вы набираете очки и играть дальше.
Играть сейчас
Игра 9 «Номер 3 назад»
Игра «Номер 3 назад» развивает память.
Главная суть игры запомнить последовательность цифр и сравнить цифру на последней карточке с предыдущей карточкой.
В этой игре даны карточки с цифрами надо запомнить, последовательность цифр, которая была показана на экране и сравнить цифру последней карточки с предыдущей карточкой. Читайте внимательно вопрос на экране.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 10 «БрейнФуд»
Игра «БрейнФуд» развивает память и внимание.
Главная суть игры в каждом раунде показан набор элементов, надо выбирать из набора тот, который еще не выбирали в предыдущих раундах.
В этой игре на экране предложены напитки и еда. Надо выбрать что-то одно. В каждой следующем раунде надо выбрать другое блюдо, которое отличается от выбранных ранее. Надо запоминать и выбирать всегда разные блюда и напитки.Если вы правильно отвечаете, вы набираете баллы и играете дальше.
Играть сейчас
Как повысить интеллектуальный уровень
Как повысить уровень IQ?
Нашему интеллекту нужны постоянные тренировки, чтобы оставаться в форме! Держать мозг в тонусе поможет «Викиум» — платформа для тренировки памяти, внимания и мышления. Меня здесь привлекает игровая форма тренировок. Онлайн-тренажёров достаточно много, к тому же часто добавляют новые.
А ещё есть возможность соревноваться с другими участниками в том, кто быстрее соображает, вспоминает и реагирует. Доступна статистика тренировок, которую можно сравнивать с достижениями других пользователей.
Попробуйте сами – бесплатная регистрация!
От чего зависит IQ? На этот счет существует множество версий. Назовем некоторые из них, но оговоримся, что многие являются предположениями, а не до конца обоснованными научными фактами.
Генетика
Считается, что если один из родителей имел высокий уровень IQ, то хотя бы один из двух детей будет интеллектуалом. Однако появившийся явно не на пустом месте афоризм о том, что на детях гениев природа отдыхает, подводит это утверждение под сомнение. Не понятно и то, насколько умным может родиться единственный ребенок в семье.
Внутриутробное развитие ребенка
Некоторые ученые считают — то, насколько умным родиться малыш, зависит от здоровья матери, наличия у нее вредных привычек, ее возраста, группы крови и резус фактора, а также их совместимости с показателями матери. Влияют на умственный фактор также число предшествующих родам беременностей, их периодичность, частота обследований на рентгене и количество эритроцитов в крови матери.
Количество детей в семье
Существует гипотеза о том, что каждый последующий ребенок, родившийся у матери, имеет более низкий уровень интеллекта, чем предыдущий. Таким образом, все старшие дети должны быть умницами, все младшие — … кому как повезет. Звучит неубедительно.
Экология
По утверждению ученых 25% ума в человеке зависит от качества экологии, в которой он растет. Согласно этой теории, самые умные люди живут в наиболее «диких» местах планеты. Городские жители должны уступать им в интеллекте.
Питание
Прямой связи между качеством, разнообразием пищи и видами продуктов не установлено. Но единственное, к чему ученые действительно склоняются — это влияние голода и недоедания в раннем возрасте на дальнейшее умственное развитие ребенка.
Семья
Взаимоотношения с близкими, общая обстановка в доме, забота родителей о развитии ребенка, образование и профессиональная успешность родителей — влияние всех этих факторов на IQ подрастающего или уже взрослого человека, по крайней мере, трудно отрицать.
Качество образования
В какой степени этот фактор влияет на IQ человека, ученые не определились. Но то, что образованный человек умнее неуча, это очевидно.