Россия, Тюмень, Солнечный проезд
Телефон:
+7 (902) 624-22- Показать номер
Пн-вс: 10:00—20:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vk email

Что такое архетипы просто своими словами и как определить свой архетип

Архетип – это…

Архетип (от греч. arche начало + typos образ) – понятие, введенное К.Г. Юнгом для обозначения изначальных первобытных образов, универсальных символов или мотивов , которые существуют в коллективном бессознательном и проявляются в сновидениях каждого из нас.

Они повторяются в сюжетах мифов и сказок разных народов, поскольку «складировались» в коллективное бессознательное с первых дней человечества.

  • Дракон, герой, мудрец, мать, сокровища – примеры архетипических образов.
  • «Герой, убивающий дракона», «борьба добра и зла» – архетипические мотивы.

По мнению Юнга, архетипы – это еще и «насыщенные энергией центры»: из-за нерешенных проблем они всплывают в наших снах. Архетипы – знаки внутренней эволюции и ключи к решению проблем. Конечно, при условии, что мы можем понять такое послание.

Бессознательное – вкусно и не очень

Бессознательная сфера более загадочна. Она разделена, в свою очередь, на:

  • личное бессознательное;
  • коллективное бессознательное.

В личном бессознательном живут все твою «тараканы»: комплексы, страхи. Это очень интересная часть личности человека, которая получила название «Тень». Здесь всё, что противоречит «Персоне» и непереносимо для «Я». В «Тени» находится ключи к твоему защитному механизму психики, который запускается, если ты попадаешь в трудные, травмирующие ситуации.

Всё, что находится в твоей «Тени», непосредственно влияет на твое поведение, но это влияние тобой не осознается. Эту тему можно развивать бесконечно потому, что твой разум – благодатная почва для ее развития, но это не тема, которая рассматривается в этой статье.

Структура личности по Юнгу

image

Эго – это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания.

Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Эго. Он состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания.

Содержание личного бессознательного доступно сознанию: между личным бессознательным и эго идет сильное «двустороннее движение».

Коллективное (или трансперсональное) бессознательное – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает эго и личное бессознательное (К. Юнг, 1936, 1943, 1945).

Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков.

Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида, и, по-видимому, универсально.

Коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения.

Структурные компоненты коллективного бессознательного называются архетипы (доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны).

Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент.

Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем идентифицируется с реальной матерью.

Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов.

Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности.

Это: Персона, Анима, Анимус, Тень.

Персона

Персона – это то, каким мы представляем себя миру.

Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения. Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность.

Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности.

Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений. Персона – прекрасное орудие коммуникации.

Анимус, анима

Анимус, анима. К.Юнг постулирует бессознательные структуры, которые представляют интросексуальную связь в душе каждого.

Фемининный архетип в мужчине называется Анима, маскулинный в женщине – Анимус.

Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.

Тень

Архетип Тень – центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания.

Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Самость

Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы.

Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность.

Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию.

По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.

Архетип Бунтарь

Бунтарь пытается рвать сценарии, удивлять, шокировать, разрушать старое и отжившее. Бунтарю важно, чтобы его боялись — таким образом он приобретает власть над ситуацией. Революционер, пытается достичь победы любой ценой. Открыто выражает протест, не желает подстраиваться под общественные нормы.

Когда-то давно бунтарь был вынужден много терпеть, но теперь его «я» прорвалось на свободу и готово уничтожить все вокруг ради восстановления личной справеливости.

Магия: способен приводить события к кардинальной трансформации, действовать на людей как «удав на кролика».

Ахиллесова пята: склонность к агрессии, насилию и мести, за счет чего его бывает довольно легко спровоцировать на разрушительное и даже криминальное поведение.

Как определить свой архетип

Термин «архетип» многие не только слышат и встречают, но и используют в своей речи, не всегда до конца понимая, что же это такое. А на самом деле это важная составная часть каждой личности, и, если верить ряду теорий и учений, именно опираясь на архетипические образы, человек подсознательно выбирает себе круг общения, жизненные цели и всю судьбу.

Карл Густав Юнг ввел понятие архетипов вместе со своей теорией о структуре личности.

«Анима и Анимус» – это и есть архетипы личности, которые представляют собой то самое коллективное бессознательное, они имеют огромное влияние на развитие личности человека и его судьбу.

Фактически, что такое архетип – это подсознательные представления человека о том, что такое безупречный образ женщины и мужчины. Причем эти архетипические образы передаются нам от предков, через их опыт, особенности воспитания, фольклор.

Мужские и женские архетипы прочно «сидят» в сознании, но они не имеют никаких истоков в конкретном человеке, при этом производя колоссальное влияние на выбор, действия, суждения человека, на всю его жизнь.

Говоря еще проще, это набор идеальных качеств и образов, которые не имеют реального отображения в каком-либо конкретном человеке.

Архетипы, по Юнгу, всегда устойчивы и постоянны, они не меняются у человека и несут в себе как положительные, так и негативные качества. Архетипы встречаются в фольклоре – в сказках, рассказах, историях и мифах, находя там свои истоки и отражение.

Также архетипы всегда вызывают у человека эмоциональную реакцию и способны изменить его душевное состояние.

Архетипы Юнга правильно будет назвать моделями поведения людей, которые опираются на подсознательные представления об идеальном поведении и образе. Подробно исследования приведены в книге Юнга «Архетип и символ».

Архетипы и транзактный анализ

Депрессия — что это такое в психологии

Транзактный анализ – это направление в психологии, в котором большое внимание уделяется описанию поведенческих особенностей личности и причин, рождающих те или иные реакции человека на происходящее. В основу транзактного анализа легла концепция архетипических структур в бессознательном слое психики. Так, теория архетипов в транзактном анализе позволяет:

  • Понять логику поведения человека и предположить, как он отреагирует на ту или иную информацию или событие;
  • Повысить результативность труда человека, определив, что для него является действующим мотиватором;
  • Выявить психологические барьеры, которые мешают человеку в профессиональной деятельности и межличностном общении;
  • Составить план личностного или карьерного роста;
  • Развивать коммуникативные навыки и умение устанавливать партнерские отношения с любым человеком;

Партнерские отношения

  • Разработать выигрышный имидж.

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Архетип Определение Символы
Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза
Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
Персона Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте Маска
Тень Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Хусейн
Самость Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала
Мудрец Персонификация жизненной мудрости и зрелости Пророк
Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир Солнечное око

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии.

В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам.

Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Архетип Творец

Творец генерирует идеи и ищет форму для их воплощения. Это очень креативные люди, которые постоянно пребывают в творческом процессе. Они не особенно озабочены тем, чтобы вписаться в общество или подстроиться под него, для них главное — это самовыражение.

Умеют посмотреть на привычное под другим углом, предложить неожиданный выход из ситуации. Если в их жизни не будет возможности творить, они могут серьезно заболеть.

Магия: обретают бессмертие за счет своих проектов и произведений искусства, умеют воплотить видение в реальную форму, влиять на будущее общества.

Ахиллесова пята: в них живет внутренний критик, который не дает им покоя, поэтому их жизнь может превратиться в сплошную драму.

Анима

Анима – это фактически архетип женщин, то есть бессознательная область женской личности, тот образ, который передается девочке от ее корней и впитывается в ее подсознание. Этот образ имеет огромное влияние на судьбу женщины, он несет определение ее сценариев поведения, общественный типаж и модель характера.

Архетипическая психология женщины основывается на ее природе, наборе психоэмоциональных качеств, реакций, инстинктов, правил и убеждений, которые не были результатом жизненного опыта.

Амазонка

Амазонка – это женщина, которая никогда не станет домохозяйкой. Активна, самостоятельна, воинственна и смела, она знает, чего хочет от жизни, и сама к этому идет. Ничего не просит, не прощает ошибок, не боится неудач.

Такая женщина всегда на вершине, в любом коллективе она лучшая, а «пасти задних» не привыкла.

Бывает груба, саркастична, язвительна, но всегда получает свое. Амазонка успевает все: следить за собой, развиваться как личность и строить карьеру, а также отдыхать со вкусом.

Замуж не стремится, дети и семья вызывают у нее чаще уныние, нежели вдохновение.

Гейша

Гейша (или Гетера) – прекрасная женщина, которой восхищаются окружающие люди, и про нее говорят, что это «порода».

Утонченная, изысканная, с врожденным прекрасным вкусом, Гейша любит и умеет наслаждаться жизнью.

Не любит привязываться и быть зависимой либо управляемой, стремится к независимости. Эта женщина умеет добиться своего, однако редко ставит большие цели – в основном стремится к комфорту, роскоши и красивой жизни, однако с возрастом ее курс может поменяться.

Женщина Колдунья

Женщина Колдунья (или Жрица) – это личность, архетипическая психология которой очень глубока и сложна.

Кажется, что эта дама знает всё про всех и видит весь мир насквозь.

Она умеет проникнуть в чужое сознание и выведать все тайны, а психология для нее – не наука, а естественное знание о людях.

Учение об архетипах сильно выделяет этот вид от остальных, поскольку он может иметь разные сценарии развития. Колдунья может стать неприступной, холодной и одинокой, если ей наскучит мир, когда она его полностью поймет и в нем не останется для нее никаких загадок.

А может превратиться во властную, всемогущую и всего достигающую леди, которую все вокруг будут бояться и уважать.

Архетип Матери и Жены

Он отличается от всех остальных тем, что Мать сосредоточена не на собственном счастье, а на счастье других людей. Она рождена, чтобы рожать мальчиков и девочек, любить их, воспитывать, обожать мужа и делать его счастливым, заботиться обо всех живых существах и помочь буквально каждому, причем в ущерб себе.

Классический архетип Великой Матери довольно часто встречается, ему присущи жертвенность, альтруизм, принцип «не себе, а другим».

Такая женщина счастлива в браке, однако ей не хватает ощущения ценности собственной персоны, и от этого она часто страдает, становясь жертвой.

Архетип женщины Королевы

Архетип Шут

Шут любит веселиться сам и веселить людей. Он предпочитает жить здесь и сейчас и брать от жизни все самое позитивное. Шуты не любят людей, которые жалуются и пребывают в депрессии. Они умеют остроумно шутить, подмечают интересные особенности и черты в других. У них острый ум.

Шут убежден, что люди должны принимать его таким, какой он есть, и не слишком думает о том, чтобы кому-то понравиться. Умеет разрядить обстановку шуткой, неожиданным действием или поведением. Любит веселые компании, где можно подурачиться, поиграть.

Магия: умение выпутаться из любой, даже самой сложной ситуации. Шут умеет жить настоящим моментом, «входить в поток», и это дает ему колоссальные возможности для решения возникащих на пути проблем.

Ахиллесова пята: не думая о будущем и потакая своим ежеминутным слабостям и желаниям, рискует потратить жизнь впустую. Иногда его легкий характер обретает черты безотвественности и легкомысленности.

Анимус

Архетипы мужчин интересны для рассмотрения, и благодаря этой классификации можно сделать немало любопытных выводов как о себе, так и о других представителях сильного пола.

Невинный

Невинный (простодушный) – это понятие архетипа, характеризующегося как слабовольная, беззащитная личность, которая нуждается в поддержке.

Не склонен принимать серьезных решений, стремится к комфорту, безопасности и не любит перемен.

Сирота

Сирота (славный малый). Человек, который стремится к саморазвитию, уважает людей и чувствует чужую боль, умеет дружить и не эгоистичен. Принимает все аспекты жизни как должное, не склонен к борьбе или соперничеству, однако не так прост, как может показаться – обладает достаточной мудростью и интуицией, за счет чего получает желаемое.

Архетип Воина

Архетип Воина отличается героизмом, смелостью и силой.

Проявляется с ранних лет, когда еще мальчиком он стремится всех спасти, всем помочь, каждого выручить из беды и победить все зло, его окружающее. Иногда бывает агрессивен, может стать эгоистичным.

Как правило, обзаводится крепкой большой семьей, которую всегда защищает.

Хранитель

Хранитель – это тип мужчины, который можно охарактеризовать как «полный альтруизм и сострадание». Все для других, помощь миру, жертвенность – это принципы Хранителя.

Ненавидит эгоистичных людей, считает это пороком, заботится исключительно о людях, а свои интересы ставит далеко не на первое место.

Странник

Странник отличается тем, что он никогда не задерживается долго на одном месте, будь то дом, город, работа. Он покоряет одну вершину и отправляется к следующей.

Если Страннику неинтересно, он все понял и увидел, то задерживаться не станет.

Хочет все увидеть и узнать, набрать максимум опыта в этой жизни, все попробовать. Постоянно в поиске себя и своего смысла.

Бунтарь

Бунтарь – архетип мужчины, который всегда воинственно настроен и всегда против. Он не согласен с мироустройством, со структурами, с обществом, ему некомфортно жить и не бороться.

Это революционер, который способен на большие поступки, но бывает чрезмерно агрессивен.

Может достичь большого успеха в бизнесе, не отличается наивностью и простотой.

Любовник

Любовник – это мужчина, который живет исключительно ради наслаждений и постижения всех тайн любви. Он любящий сын, брат, отец, муж.

Но главное – он любовник, искуситель, он не останавливается на пути постижения искусства любви и может разбить множество сердец, однако в зрелом возрасте станет идеальным семьянином.

Творец

Интересный архетип – Творец. Он креативный и нестандартный во всех проявлениях, чем бы ни занимался – бизнесом, строительством или искусством. Творец все делает необычно, вносит инновации, разрабатывает идеи и вводит новшества.

При наличии сильного характера и отсутствии лени этот мужчина может стать очень успешным и даже изменить мир.

Архетип Правитель

Архетип Правитель говорит сам за себя. Этот мужчина рожден на свет для того, чтобы организовать новое общество или структуру, чтобы вдохновлять людей своими идеями, чтобы за ним следовали.

У него есть врожденные качества, которые позволяют ему добиваться не просто успеха, а значительных побед, и его имя остается в истории.

Архетип Маг

Архетип Маг схож с женским архетипом Колдуньи – он мудр, обладает уникальной интуицией и интеллектом, чувствует законы природы и мироздания.

Мужской архетип Маг предполагает, что этот человек живет не ради собственной мелкой выгоды, а ради познания.

Может влиять на ход событий, менять судьбы людей, но ставит себе более глубокие, внутренние, духовные цели. Может стать прекрасным наставником.

Философ

Философ (мудрец) живет для того, чтобы постичь истину, чтобы понять, как устроены мир и общество. Созерцает, а не действует, не привык бороться и мчаться за чем-либо, живет аскетично.

Психолог, интеллектуал, любит слушать, а не говорить.

Шут

Шут – человек, живущий ради самой жизни и умеющий этой жизнью наслаждаться. Он может быть лентяем, но никак не дураком – Шут знает, что жизнь нельзя торопить, и умеет находиться в настоящем моменте.

Не делает того, чего не хочет, неконфликтен, прост и очень приятен в общении.

Мужские архетипы разнообразны, они могут дополнять друг друга и сочетаться в одном человеке, могут иметь разную степень и качество. Разные виды архетипов могут быть проявлены ярко или скрыто, иногда встречаются в чистом виде.

Нельзя сказать, что один архетип – хороший, другой – плохой. Все они имеют позитивные и негативные стороны.

Архетип Герой

Герой появляется там, где возникает опасность для жизни или общества. Часто решает глобальные проблемы, успешно проявляет себя в ситуациях, где требуется смелость, способность идти на риск, решимость. Мужественен, не боится конкуренции.

Герой часто отстаивает интересы людей и общества, хотя при этом может действовать довольно жестко и не идти на компромиссы. Однако в отличие от бунтаря он борется за вечные ценности — свобода, дружба, любовь, добро, не противопоставляя себя им.

Магия: способен сделать мир лучше, победить несправедливость, обладает огромной внутренней силой духа.

Ахиллесова пята: может стать излишне подозрительным и полагать, что вокруг — одни враги и конкуренты. Из-за этого становится заносчивым и высокомерным, теряя расположение людей.

Архетип Славный Малый

Не любит выделяться из толпы, испытывает потребность в принадлежности к группе или сообществу, соблюдает правила и нормы, выступает за равенство всех людей. Любит простые, добротные вещи, предпочитает жизнь без излишеств и роскоши, комфортно чувствует себя в компании таких же людей.

Магия: Способен разрядить напряженную обстановку с помощью самых простых слов или действий. С ним люди начинают чувствовать опору под ногами, он как будто бы говорит «с тобой все в порядке!» Хорошо снимает тревожность.

Ахиллесова пята: в угоду общественному мнению или правилам может игнорировать собственные потребности и в итоге стать жертвой.

Архетип Искатель

Искатель ищет себя и свое место в этом мире, любит путешествовать и открывать для себя новые места, стремится жить полной жизнью, плохо переносит скуку, нуждается в новых впечатлениях. Старается быть честным с собой и окружающими.

Магия: обретение независимости, самостоятельности и умения быть честным с собой и окружающими.

Ахиллесова пята: может сильно отдаляться даже от близких людей, в связи с чем возникает чувство одиночества и изоляции.

Архетип Мудрец

Интеллектуален, стремится к знаниям, ищет истину, независим. Постигает мир через мышление и саморефлексию. Мудрецу может не доставать харизмы и обаяния, однако он поражает глубиной своих познаний.

Любит читать, постоянно находится в поиске информации. Исследователь и эксперт. К мудрецам часто обращаются за советом в научной и профессиональной сфере. Однако в своей лучшей ипостасии мудрец действительно мудр и делится истиной о жизни с людьми.

Магия: владение истиной.

Ахиллесова пята: может долго готовиться и рассуждать, но так ничего и не сделать. При отсутствии гибкости его знания превращаются в сухую теорию и догмы, и происходит отрыв от реальности.

Знаки, символы и архетипы иерархии

Мы отмечаем символами

свой путь по лестнице иерархии.

Цветами, медалями, кольцами…

Мы лелеем свои звёздочки достижений и жадно присматриваемся к чужим.

В нашем коллективном бессознательном

хранятся символы общественной иерархии – мы выбираем их,

одаривая избранных и принимая символические вещи от окружающих.

Иерархия в семье, в партии и на работе часто отражается внешними знаками различия. Иногда знаки явны, как, например, у военных или у церковных служащих, иногда они заметны, как, например, в уголовной среде или у масонов, а порой знаки трудно обнаружить, скажем, в большой компьютерной компании. Знаки наносятся на одежду, на тело человека, иногда выступают внешними атрибутами, такими как свита короля или глобус на столе начальника. На первый взгляд между знаками нет ничего общего.

В одном случае мы видим звёздочки, в другом наколки, в третьем джинсы с кроссовками. Как понять по символам, на каком уровне находится визави, ведь в каждой микрокультуре разные обозначения?

Однако, коллективное бессознательное сформировало символы архетипов статуса в иерархии. Ведь для устойчивости общества необходима структура и члены общества должны каким-то образом фиксировать местоположение индивидуума в социальном порядке. Мы не сразу обнаруживаем архетипические знаки, потому что они не придумываются дизайнером как постоянный атрибут для закрепления на форме, а они возникают в момент признания обществом следующей ступеньки в иерархии. Например, архетип цветов возникает как переходный символ от среднего класса к управляющему. Цветами украшают действо, переводящее человека от материального мира в духовную сферу, такое как свадьба, похо роны, возведение в сан.

Если грубо представить себе модель иерархии, то можно сказать, что она состоит из трёх больших уровней. Первый уровень зависимости, когда человек практически не может принимать самостоятельных решений и распоряжаться имуществом, второй уровень собственности, когда люди владеют материальными благами и третий уровень духовности для тех, кто указывает пути развития. Подобное деление осуществимо как для глобального общества, так и для отдельного института. Например, в монастырь приходит послушник и первое время выполняет исключительно порученную работу в строго определённое для него время, молитвы читает по часам и по указанным страницам. Если у него есть желание вырасти в иерархии, он сможет достичь уровня распоряжения имуществом монастыря, а потом имеет шанс стать настоятелем, освобождённым от материальных забот.

Внутри трёх больших уровней обычно обозначаются более мелкие деления. Чтобы проиллюстрировать какие архетипические символы возникают при переходе личности со ступеньки на ступеньку в иерархии, вообразим себе человека, который желает подняться по социальной лестнице практически “со дна”. Пусть он зовётся Адам.

Вот Адам, выброшенный волею судеб с небес, оказывается голым на берегу реки. Он поднимается и идёт к церкви с надеждой найти там приют. Подходит к воротам, но голого его не пустят внутрь и оставят стоять на улице. Первая вещь, которую ему подадут – одеяло чтобы прикрыть наготу и согреться. Первый символ человека на социальной лестнице – это одежда. Пелёнки у новорожденного, только начавшего жить и одеяло для взрослого на самой низкой ступени. Без покрывала человек вообще не член общества, он дикий. Одежда как символ иерархии долгое время использовалась в обществе как указание на социальный статус. Люди, поднимаясь по социальной лестнице, стремились подчеркнуть отличие костюма от рубища и одеяла различными аксессуарами.

После вступления в социум Адам садится перед воротами храма и просит милостыню. Ему нужны монеты, чтобы продержаться до завтрашнего дня. Ему приходится покупать ночлег, одежду, вещи не только для выживания, но и для имиджа, если он хочет подняться в глазах окружающих. Валюта сама по себе не отражают именно социальный статус. Часто наоборот, финансовая подачка оскорбляет человека. Нищий, желающий вырасти, вынужден собирать мелкие деньги. А подающий поднимает статус, подчёркивая свои возможность в иерархии. Так монета становится подсознательным символом перехода от первого уровня к взаимодействию в обществе.

После нескольких месяцев сбора монет наш герой приобрёл одежду получше, немного отъелся, помылся, привёл в порядок волосы и его уже упрекают в сборе милостыни. Адаму предлагают стать наёмником. Символ наёмника и третьей ступени в иерархии – меч. Сейчас в разных социумах наёмный труд символизирует разные предметы – лопата, серп и молот, но в архетипе первым предметом, за который платили деньги был меч. Иногда меч гладиатора, вышедшего на бой с надеждой стать свободным гражданином, иногда клинок военного солдата с целью дорасти до военачальника. Рукопашная осталась ступенькой в иерархии и в современных подростковых драках.

И вот уже не первая победа. Адам доказал в боях свои способности и главное доказал свою устойчивость и преданность. Он не изменил своему начальнику за бОльшую горсть монет, не скатился вниз по иерархии к предательству, личным примером подчеркнул справедливость войны. И он получает медаль как символ следующего уровня, как знак доверия. Адаму вешают на грудь примету, чтобы встретившиеся люди знали – это “наш человек”, он уже в приличном социуме, он уже прошёл этапы нищеты, выдержал невзгоды и удержался от измены.

Время бежит неумолимо. Воин стареет, выходит на пенсию по выслуге лет, но по-прежнему стремится подняться по социальной лестнице. Он берёт свои награды и ищет мирное пристанище после разнообразных походов. И если судьба ему благоволит, то он может перейти от уровня наёмника к ответственному за материальные блага. Тогда ему доверяют ключи – архетипический символ распоряжения имуществом. С этого момента наш герой уже не только подчинённый. Теперь он встречает людей, определяет кому и что можно доверить и какую дверь перед кем открыть.

Если за несколько лет “ключевой” работы с чётким исполнением обязанностей человек научился мирно решать вопросы, ничего не украл, воспользовавшись доверием, и совершил мало ошибок в распределении имущества, то его попросят перейти на следующую ступень. Ему предложат стать управляющим. По должности управляющий может занять место судьи, наместника, руководителя. Должности разнообразны, но архетипическим символом перехода к новому статуса становятся весы. С этого момента в обязанности Адама входит взвешивать решения, определять справедливость и распоряжаться чужим временем и свободой. На этапе весов проверяется устойчивость личности к материальным благам. Решения индивидуума на этом уровне иерархической лестницы должны с точки зрения общества регулироваться справедливостью и высшими ценностями.

Для многих людей этап “взвешенных решений” – последняя ступень в иерархии по одной простой причине: дальше следуют уровни нематериальных благ, уровни, на которых нельзя физически ощутить приобретения. Если за время служения человек показал себя как независимая личность и по-прежнему стремится к высотам, то ему предстоит процедура посвящения в “небожители”. Он будет осыпан цветами как символом перехода к власти. С этого момента человек отказывается от повседневной погони за вещами и посвящает свою жизнь размышлениями как сделать счастливее других людей, как поделить благосостояние тем, кто ещё озабочен им.

В трудах и заботах о благе тех, кто ниже Адама по иерархии, он будет бескорыстен и справедлив. Служение церкви, отечеству или общественной организации награждается перстнем. Настоящий перстень как символ духовности в архетипе изготавливается по индивидуальному заказу, не передаётся по наследству, не может быть продан или передан кому-то. Он уникален для каждого носителя, служит его личной печатью и тесно связан с индивидуальностью. Например, перстень римского Папы, наместника Бога на земле, уничтожается после его смерти. Наколка перстня в тюремной иерархии умирает вместе с вором в законе. Символ высшей должности в иерархии не отделим от личности.

Считанные единицы людей соглашаются подняться на высшую ступень. Избранные отказываются от должностей, когда их личный авторитет настолько велик, что не может быть вмещён в должность. Пример такого уровня святая Мать Тереза, прошедшая все ступени иерархии и безусловно признанная миллионами людей как светоч. Для таких избранных архетипический символ в социальной иерархической лестнице – яства. Это не сладости, это отобранная и высококачественная пища в особом оформлении. Что можно предложить Адаму, созданному от Бога и знающему что такое холод, война, признание, справедливость и вера? Ничего земного и материального. Только угостить её чем-то необычным.

Так и выстраиваются архетипические символы в иерархии

ОДЕЯЛО – МОНЕТА – МЕЧ – МЕДАЛЬ – КЛЮЧ – ВЕСЫ – ЦВЕТЫ – ПЕРСТЕНЬ – ЯСТВА

Конечно, на коллективное бессознательное сейчас наложен огромный массив современной культуры, который запутывает психолога и обывателя. Например, мужчины свободно покупают себе медали, кинжалы и перстни как знаки положения в иерархии. Во время современных уличных боёв и революций люди дарят цветы наёмным солдатам, как бы предлагая им перейти на ступень духовной сферы в иерархии. Яства подносятся не только в церквях, но моделируются в ресторанах и на встречах политиков “в верхах” как признание личности без должности. Кроме того, сложность в определении и интерпретации символов иерархии в том, что символы вырабатывались обществом для мужчин. Женщины не росли в социуме и не обозначались знаками перехода, хотя женщины чувствуют скрытые значения меча, медали и весов, но обычно сами не используют их.

Для профессионального психолога теоретически ясны архетипы и их символы в иерархии. Он может отстранёно объяснить без личного участия развитие авторитета по ступеням, но для обычного человека очень трудно объективно взглянуть с низкого уровня иерархии на высокий. Как правило он объясняет цели и поведение других людей из собственного опыта, например, “он взял ключи, чтобы отсидеться в тылу и не воевать”, “ему должность нужна, чтобы денег больше заработать”. Но у каждого есть свой природный потенциал достижений. Верьте в себя и тогда у вас сложится иерархия.

Автор Иван Сидоров

5 1 голос

Рейтинг статьи

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! image

  • 3
  • 6
  • 2

Архетип Любовник

Ему нравится быть привлекательным. Умеет выстраивать и налаживать отношения — дружеские, любовные, родственные. Обаятелен, создает приятный эмоциональный фон вокруг себя, дарит людям эмоции и обладает способностью делать вещи красивыми.

Магия: со временем становится все более привлекательным, способен вызывать страсть и восхищение, влюблять в себя.

Ахиллесова пята: может утратить свое истинное «я» и потерять собственную индивидуальность, пытаясь понравиться другим.

Архетип Правитель

Правитель склонен к контролюи стабильности.Он любит брать верх над людьми или организациями, любит, когда все живут по его правилам, потому что искренне полагает, что таким образом в мире воцаряется порядок. Стремится к власти.

Не боится ответственности, тяготеет к консервативности во всем. Правитель по своей натуре король, поэтому подсознательно воспринимает окружающих как подданных. Склонен относиться к людям как к субьектам. Обладает холодным рассудком, что позволяет ему решать сложные задачи максимально эффективными способами.

Магия: ему не нужно ни о чем просить или что-то доказывать — люди сами приходят к нему и дают то, что он хочет. Он обладает природным магнетизмом, и где бы ни появился, становится неким центром, вокруг которого все вертится. Способен создать процветающее независимое общество.

Ахиллесова пята: если правитель начинает упиваться своей властью, то может стать тираном и спровоцировать бунт у «народа».

Архетип Простодушный

Простодушный доверчив, непосредственен и хочет верить в то, что жизнь может быть легкой и прекрасной здесь и сейчас. До последнего не желает замечать неприятные стороны жизни. Ищет «рай на земле», не понимает тех, кто постоянно жалуется.

От Шута отличается бесхитростностью, в нем совершенно отсутствуют ирония и сарказм.

Магия: способен не терять истинную веру и оптимизм даже в самых сложных жизненных ситуациях, что дает силы ему и окружающим его людям подняться и идти дальше, несмотря ни на что.

Ахиллесова пята: может подавлять негативные чувства, вытеснять из сознания проблемы, в следствии чего они не решаются, а копятся.

Теория архетипов К. Г. Юнга и ее значение для понимания механизмов восприятия предметного мира

Корнеев Михаил, УрГУ, факультет связей с общественностью и рекламы, гр. 502

Содержание.

1. Введение……………………………………………………………………………….

2. Теория архетипов К. Г. Юнга и ее значение для понимания механизмов восприятия предметного мира …………………………………………………………

2.1. Теория архетипов Юнга…………………………………………………………

2.2. Восприятие предметного мира: форма, цвет, пространство…………………

2.3. Предметы дизайна и их восприятие…………………………………………..

— Стулья…………………………………………………………………………….

— Светильники…………………………………………………………………….

3. Заключение……………………………………………………………………………

4. Список литературы…………………………………………………………………..

Введение.

Тема архетипов заинтересовала меня еще несколько лет назад, после курса общей философии и семиотики, тем более стало интересно рассмотреть в рамках восприятия предметов дизайна. Архетипы — непоколебимые элементы бессознательного, которые становятся факторами восприятия, анализируя на предмет целостности рассматриваемые предметы. Восприятие предметного мира строится по некой формуле, которая заложена внутри нас. Некоторые механизмы ее действия будут рассмотрены мною в данной работе. Сразу обозначу, что за основу взята классическая теория архетипов, с которой автор ознакомился в первоисточнике. Я анализирую влияние архетипов на восприятие предметного мира в следующем порядке:

— анализ основных архетипов в соответствии с теми, которые обозначил Юнг (не все, только самые значимые на мой взгляд). Необходимо рассмотреть архетипы, описанные непосредственно К. Г. Юнгом.

— анализ форм, их соотношения и цвета, а также иных характеристик вещи. Необходимо понять, как структуры нашего бессознательного воспринимают те или иные формы, чтобы в заключительной части перейти к уже созданным предметам дизайна и проанализировать их.

— рассмотрев восприятие отдельных форм и их взаимодействия, я попытаюсь проанализировать предметы дизайна и их восприятие. Я выделил две группы предметов, которые, на мой взгляд, особенно интересны — светильники и стулья. Стулья и кресла выбраны потому, что эти предметы непосредственного взаимодействия с нашим телом, мы выбираем их по многим характеристикам: удобство, красота, назначение. Мы на них сидим, а значит, не только созерцаем, но и ощущаем постоянно. Светильники — сам процесс излияния света уже содержит в себе некий символизм и архетипичность — свет это добро, благо, тепло и пр.

Мы имеем двоякий механизм восприятия мира: формы, используемые нами в различных целях, становятся архетипичными. С другой стороны, архетипы формируют восприятие этих вещей. Например, дерево во многих культурах становилось предметом культа и сохранило свою культурную сущность как сакральный предмет. В данном реферате мне хочется осветить обе стороны: и восприятие форм, через создавшиеся архетипы, и проявление архетипичных форм в предметах дизайна.

Таким образом, в данном реферате я ставлю цель поэтапно рассмотреть механизмы восприятия предметного мира через архетипы Юнга, в том числе через анализ предметов дизайна.

Теория архетипов К. Г. Юнга и ее значение для понимания механизмов восприятия предметного мира.

Теория архетипов К. Г. Юнга.

Архетипы — непоколебимые элементы бессознательного, но они постоянно изменяют свой облик. В коллективном бессознательном содержатся архетипы врожденной формы, которая предрасполагает людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Это скорее факторы восприятия. «Человеки» попадаются на одних и тех же действиях: архетипы опредмечиваются в культуре, осмысляются в мифах, искусстве и т.д. Это ключевой момент для понимания поставленной проблемы. Опредмечивание архетипа — часть механизма восприятия мира. Если мы говорим об архетипе полководца или правителя, то материальным соответствием будут предметы символы власти, например, трон. В таком случае, форма трона, а в дальнейшем стула с высокой спинкой, будет относить нас к этому архетипу.

Ни один архетип не может быть сведен к простой формуле. Он пребывает косным на протяжении веков и, тем не менее, всегда стремится к новому толкованию. Я обращаюсь к классической трактовке архетипов, которая приведена в статьях К. Г. Юнга. На этом этапе я ставлю задачу рассмотреть основные архетипы и дать трактовку тому, какие слои восприятия дизайна затрагивают их. В дальнейшем я рассмотрю, как эти архетипы в качестве элементов бессознательного «реагируют» на те или иные формы.

Самые важные, на мой взгляд, архетипы:

1 «Персона» (с латинского «Маска») — наше публичное «Я», социальные роли, которые проигрывает человек. Есть опасность «маски» — сведение личности к персоне, т.е. к социальной роли. Задача человека — сохранить личность. На этом этапе можно говорить о социальной функции дизайна, о знаковой функции вещи. Вещь как отражение статуса и своей позиции. Всякий предмет дизайна мы воспринимаем через исторически сложившуюся социальную иерархию.

2 «Тень» (тяжелая, дурная сторона). Содержит социально неприемлемые мысли, страсти. Позитивное — источник жизненной силы, спонтанного, творческого начала. Задача эго — направлять в нужное русло энергию тени. Всякое проявление негативных или провокационных идей в дизайне привлекает к взаимодействию эту сторону личности.

3 «Анима» и «Анимус» — душа как психологическое. «Анима» — внутренний образ женщины в мужчине. Бессознательная женская сторона личности мужчины. «Анимус» — внутренний образ мужчины в женщине, т. е. бессознательная мужская сторона личности женщины. Символ «Анимы» — дева Мария и т.д. символ «Анимуса» Иисус Христос, Дон Жуан и прочие. Это всякое проявление мужского и женского, материнского и отцовского в формах, цветах и направленности форм. Это результат выработки в организме мужского и женского начал. В конечном счете, это основная, по моему мнению, структура анализа, хотя нельзя разделить предметный мир на мужской и женский, но определенное тяготение к тому или иному прослеживается в каждом предмете.

4.Архетип «Самость» — сердцевина личности, это цель развития личности. Это интеграция всех аспектов души, это единство, гармония, целостность личности. Самость — зрелое «Я». Символы — мандала, нимб святого. Понимание вещи как гармоничного целого относит нас к этому архетипу.

5.Архетип «Мудрец» — персонификация жизненной мудрости и зрелости. Символ — пророк. Фигура мудреца имеет у женщин не менее акцентированный эквивалент: это фигура с ярко выраженными материнскими качествами, великая Мать, всегда действующая во благо, живущая только для других и никогда не ищущая своей выгоды, открывающая путь к великой любви, так же как мудрец — провозвестник истины.

6. Архетип «Бог» — конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир. Символ — ложное око

7. Один из архетипов — ребенок — характеризуется Юнгом как «большое в малом», или как эпизоды из собственного детства, опирающиеся на общечеловеческую символику такого плана.

Все описанные архетипы, имеют структуру, приведенную выше, но при этом видоизменяются на протяжении существования человечества. В культуре появляются разные изменяемые трактовки архетипов — женское начало предстает ведьмой, плодородной матерью, богиней; мужское — воином, царем, колдуном; ребенок может раскрываться через образы гнома, младенца Иисуса. Все эти образы могут приходить в сновидениях, выражая наше взаимодействие с миром, а могут появляться в цепочке ассоциаций, вызванных предметом, и выражать его скрытые смыслы.

Рассматривая архетипы, важно сконцентрировать внимание на таких моментах, необходимых для анализа предметных форм:

1. Анимус и Анима. Женское и мужское начало наиболее часто отражаются в формах, созданных человеком, так как взаимодействие мужского и женского — основное начало жизни. Механизм взаимодействия анимы и анимуса, на мой взгляд, примерно таков: то, что не принадлежит «Я» (а именно мужскому «Я»), является, по всей видимости, женским. Каждому полу внутренне присущи и определенные черты противоположного пола. Из огромного числа генов мужчины лишь один имеет решающее значение для его мужественности. Небольшое количество женских генов, видимо, образует у него и женский характер, остающийся обычно бессознательным. Анима и Анимус в разных ситуациях появляются как женское — мужское начало и как начало мать — отец. Все это обнаруживается преимущественно в проекциях, направленных на противоположный пол, отношения с которым становятся некой магией. Тяготение к тем или иным формам дизайна может сказать нам о содержании тех или иных сторон анимы или анимуса внутри нас.

2.Все архетипы имеют как позитивную, благоприятную, светлую сторону, которая указывает вверх, так и ту, которая указывает вниз — частично негативную и неблагоприятную, частично хроническую, но в остальном просто нейтральную. В этом отношении архетип духа не исключение. Даже форма гнома предполагает своего рода ограничение и наводит на мысль о натуралистическом растительном божестве, являющемся из преисподней. Таким образом, нельзя говорить об агрессивной форме дизайна как о проявлении тени, или о гармоничной как о проявлении самости. Хотя иногда эти рассуждения могут присутствовать и претендовать на звание разумных и закономерных.

3. Часто архетипы проявляют себя в критические моменты жизни человека. Приведу пример из практики К. Г. Юнга[1]. «Одна юная пациентка, страстно привязанная к своей матери, постоянно видела о ней весьма неблагоприятные сны: та появлялась во сне то как ведьма, то как призрак или преследовательница. Мать сверх всякой меры баловала дочь и своими нежностями так «ослепила» ее, что та оказалась не в состоянии сознательно разглядеть это вредоносное влияние, почему бессознательное и занялось компенсирующей критикой матери». Во взаимодействии человека и предметного мира происходит аналогичный процесс: тяготение к тем или иным формам (а как будет сказано ниже, каждая форма несет в себе скрытые смыслы) может быть с достаточной степенью достоверности проанализированно.

4.Ощущение гармонии зарождается бессознательно, если качества вещей соответствуют тем или иным архетипическим формам. То, что подразумевается под «архетипом», проясняется через его соотнесение с мифом, тайным учением, сказкой. Дикарю недостаточно просто видеть, как встает и заходит Солнце, — эти наблюдения внешнего мира должны одновременно быть психическими событиями, таким образом, смена дня и ночи должны представлять судьбу Бога или героя, обитающего, по сути дела, в самой человеческой душе. вещи»[2]. Таким образом, всякая простая форма несет в себе несколько смыслов, рожденных в процессе познания мира человечеством. Они отражаются не только в мифах, но и в сновидениях, и как мы увидим позже, ассоциации, связанные с предметом, подчинены этим смыслам.

Следовательно, формы, которые мы воспринимаем или ощущаем, несут скрытые смыслы, связанные со значением этих форм в культуре, а наше отношение к этим формам — позитивное или негативное — говорит о нашем отношении к этому содержимому. Для того, чтобы описать этот механизм, рассмотрю в следующем этапе восприятие формы, цвета и взаимодействия форм.

Восприятие предметного мира.

В данном разделе я ставлю задачу описать восприятие формы, цвета и взаимодействия форм с точки зрения того подхода, который был изложен выше.

Здесь не обойтись без основ семиотики. Соссюр дал определение семиотики, которое до сих пор считается самым простым: семиотика — это «наука о жизни знаков в обществе» и о том, как они формируют наше восприятие мира.

Знак — основное понятие семиотики. Икона, индекс и символ — классификация знаков, предложенная Чарльзом Пирсом.

икона — знак, где означающее похоже на означаемое. Например, портрет как знак изображенного человека, когда изображение привлекает или эмоционально действует как таковое; индекс — когда означающее является «симптомом», последствием означаемого. Отметка на термометре — индекс температуры; символ — то, по отношению к чему мы ведем себя так, как будто это что-то другое. Связь между означающим и означаемым устанавливается искусственно, и ее следует узнавать специально у членов данной культуры. Например, голубь, как символ мира. В дальнейшем, при анализе форм дизайна мы будем иметь дело с различными ипостасями знака, т. е мы имеем дело с кодировкой, которую мы декодируем будучи принадлежными к культуре. Человек учится читать знаки в процессе социализации (ассимиляции), когда ребенок или эмигрант входит в культуру. Общая культура — это общие знаки.

Определение знака основывается на следующей формуле: X понимает и использует Y в качестве представителя Z. В этой формуле X — это тот, кто использует знак (пользователь знака) и участвует в процессе коммуникации. В качестве Y и Z может выступать что угодно, однако Y должен быть воспринимаем, т.е. фактически должен являться материальным объектом[3]. В данном разделе я (Х) буду заниматься анализом знаковой структуры формы и цвета, т.е. тем, как в форме (Y) выражаются скрытые смыслы (Z).

1.Прежде всего цвет. У многих цветов закрепился целостный ассоциативный ряд в нашем обществе. Не стоит перечислять значение всех цветов, так как материал такого плана подробно изложен во многих источниках. Обращая внимание на любую поверхность или предмет равномерного цвета, мы бессознательно получаем информацию о его знаковой сущности. Восприятие цвета диктуется психологическим состоянием человека и его значением в культуре, то есть архетипичное значение, цвет как знак. Нас будет интересовать второй аспект. Кратко опишу основные цвета и сделаю необходимые выводы.

Красный цвет несет импульс возбуждающего, активного начала, мужской цвет.

Синий цвет стабильности, в средневековой культуре дама, носившая синий — верная. Это оппонент красного и женское начало.

Желтый — цвет приближенный к свету, оттого он несет позитивное начало, цвет раскрытия, развития.

Зеленый — позитивное природное начало: все что растет, связанно с зеленым цветом, но потому он и более заземлен, менее динамичен.

Анализ фиолетового необходимо начинать с того, что он — смесь синего и красного. Это единство мужских и женских черт, бестелесного духа.

Черный и белый — прошлое и будущее, черный — поглощение, белый — открытость. Часто в культурно-исторической трактовке белый выступает как стерильный, а черный — цветом всего темного, тайного, скрытого.

Мы видим, что основные цвета — желтый, красный, синий — влияют на восприятие цветов производных, (так в смеси цветов желтый вносит оптимизм), многие цвета воспринимаются на основе того, как они проявляют в природе (как зеленый или коричневый). Большую роль в восприятии цвета играет мужское и женское начала (В дальнейшем эти выводы помогут более подробно рассмотреть проявление мужского и женского — анимуса и анимы в дизайне)

2 Форма. Рассмотрим такие формы как круг, квадрат и треугольник, то есть простые формы. Круг — позитивное начало, центр. Представление архетипа происходит через изображение мандалы, символа психического порядка. Круг — это луна и солнце, движение глаза. Эти представления наложены на его архетипичное восприятие. Производные круга — спираль, кольцо, полукруг — в той или иной степени несут эти значения.

Квадрат связан с делением, потому он вносит диссонанс в восприятие. Но при этом мы находим такие архетипичные представления, которые говорят о смысловой стабильности квадрата — четыре стороны света, четыре времени года, Земля — квадрат и т.п. Используя квадрат, дизайнер придает механистичность форме.

Треугольник. С одной стороны — это клин, предмет освоения, динамичная форма, с другой — механизм подсчета: мир на трех столпах. Это механистичная динамичная форма.

Кроме того, важными для восприятия являются пропорции — малый круг, например, шляпка гвоздя на стуле будет восприниматься как точка, вытянутый вверх прямоугольник как символ поднятого жезла, знак власти, силы.

3. Остальные формы, созданные человеком, если они не повторяют природные, будут составлены из выше перечисленных. Для их анализа необходимо рассмотреть в каждом случае идею соединения — будь то агрессивная врезка или плавное перетекание. Важным моментом будут пропорции формы, и момент заполнения пространства — соотношения пустоты и формы. Остановимся подробнее на этих моментах.

Всякое взаимодействие форм может нравиться или нет. Гармоничность соединения является ключевым моментом восприятия. Если форма врезается, вторгается в другую, то это воспринимается как захват одного смысла другим. Так треугольник, врезанный в шар, будет воспринят как нарушение целостности механизмом. Перетекание форм, слияние будет соединять их первоначальные значения в новое. Важно отметить, что взаимодействие формы есть движение, и восприятие такого процесса динамично. Кроме того, если взаимодействуют формы с четко выраженной архетипичной направленностиью, то наше восприятие автоматически опирается на взаимодействие архетипов.

Фома в пространстве. Восприятие пустоты как первоначала, переменчивого начала и формы, как произведенного. Это в разных пропорциях взаимодействие самости как сердцевины личности и других архетипов, в зависимости от состава формы. Это принципиально важно, когда пространство либо организованно вокруг одной вещи, либо, когда форма заведомо пустотна.

Важно упомянуть понятие ритм и симметрия. Ритм -движение, такт, приносит рационально начало в восприятие, порядок. Симметрия — жизненность формы, именно природные формы симметричны. Она отличает вместе с ассиметрией живое от неживого.

Рассмотрев кратко основные принципы восприятия форм, перейдем к конкретным предметам дизайна и их восприятию.

Предметы дизайна и их восприятие.

В данном разделе я взял несколько предметов дизайна, чтобы рассмотреть их с точки зрения восприятия архетипами. Как было сказано выше, форма будет казаться нам совершенной, если она соответствует тому, что несет архетип. Чтобы понять этот механизм я рассматриваю две распространенные формы. Это позволяет сравнить предметы одной группы, и что особенно важно — группы предметов непосредственного контакта с человеком.

1.Предметы для сиденья.

1. Стул Fortuna дизайнера Леонардо Вульпи. Этот предмет не имеет в формообразовании простых форм. Не совсем мне нравится и хочется посмотреть почему, с точки зрения архетипичного восприятия. Ярко выражен цветочный мотив формы, что также подчеркнуто гаммой цветов от синего до белого (женственность, стабильность синего и целостность и чистота белого во взаимодействии говорят о проникновении в мир женского начала — анимы), желтый цвет раскрытия, развития, юности. В сочетании с формой цветка мы получаем выражение развивающегося женского начала. Я бы охарактеризовал его как «девчачий», «глуповатый» как раз в силу особенностей формы, цвета и, конечно, моего архетипического наполнения.

2. Стул «4 зведы» от дизайнера Константина Грчика (Грчич — в разных источниках по-разному). Мне кажется, что доминирующий мотив данной формы — игра с пустотой и пространством. Он как будто соткан из простых форм, причем форм незаполненных, а имеющих лишь контуры. Безусловно, это очень динамичный стул, я бы охарактеризовал его как лидерский. В нем все подчинено движению, активному мужскому началу, присутствует даже некоторая агрессивность, но не чрезмерная. Пожалуй, здесь очень сильна позитивная сторона архетипа Тени, она создает вызов и контрастирует с архетипом Самости (по моему мнению). Это стремление формы поглотить пустоту, заполнить ее, которое так никогда и не будет завершено. Очень интересный продукт, при том, что в последние годы дизайн мебели уходит в сторону механистичности, технологичности и острых углов, однако, данный стул никогда не затеряется в море подобных решений.

3. Сиденье «Монстр», дизайн KRD. Этот предмет не имеет простой формы, мы можем говорить о направленности движения — это присоединение, прохождение в отверстие — все в общих очертаниях округлых мягких форм. Можно говорить о непроявленном очертании круга внутри формы как о слабо выраженном отражении стабильности и целостности, который видно только из-за игры света и тени. Белый цвет — открытый, коммуникабельный, чистый. Красный — активный. Красные части стула как бы подкрадываются к белой основной массе, выражая тем самым активность. Может ли это направление говорить о присоеденении мужского активного анимуса к аниме как символу всеобщей матери, или же к самости как к сумме всей жизни — говорить трудно, так как форма, составленная не из простых форм, несет мало отпечатков архетепического восприятия мира, накопленного человечеством. Однако интересно также и деление на три части. Число «три» в культуре — это единство мира. Мир на трех столпах, триединство Бога в христианстве, и, наконец, три опоры у вещи — величина всегда необходимая и достаточная. Это может быть единство самости, ее целостности.

Вне анализа — два идеальных стула: Барселона от Дирка Винкела (стул для дачи, отдыха на природе — белый цвет, «пластичная» приглашающая форма) и кресло от Марка Ньюсона (да, именно так — доминанта сильнейшего фаллического символа — агрессивное мужское начало).

Каждый предмет для сидения из рассмотренных выше несет в себе тот или иной импульс, багаж символов культуры, которые воспринимаются нами положительно или отрицательно. Еще один момент, как взаимодействует человек с предметом — на какой-то стул хочется сесть аккуратно, на другом — развалиться. Наше поведение также отчасти продиктовано этими «шифрами», которые мы воспринимаем, интуитивно оценивая предмет как красивый или нет, подходящий нам или нет. А это зависит еще и от того, как в нас самих будут сосредоточены архетипы.

2. Светильники. Светильники — это всегда носители светлого начала. Здесь не будет агрессивных архетипов, ассоциаций с такими общечеловеческими символами как ведьма или полководец (касается, прежде всего, массового продукта. Я бы все-таки не отвергал возможность игры на контрасте самой сущности света и темного архетипа, такого как Тень. Мне даже кажется, что такой продукт может быть интересным и завораживать, как шоу Копперфильда, построенные зачастую на этом противопоставлении). Скорее всего, это будет взаимодействие анимы, анимуса, ребенка (как волшебного начала), самости как начала целостного.

1. Люстра Инго Мауера. Существует множество его люстр подобной формы — с крыльями, белого цвета. Эта — красная, составленная из сердечек с внутренними лампочками. Красное сердце — достаточно избитый символ, но в одной из его трактовок, (наиболее интересной) он описывается иначе — как слияние двух перевернутых свечей — двух горящих начал. И если красный светильник говорит об активном начале, хотя и сильно раздробленном, то повторение такой формы — о слиянии дух начал. При всей дробности получается целостность образа (свет — светильник — свеча), это, скорее всего, символ проявления и активности самости.

2. Светильник Medusa Sospensione от дизайнеров Silvio Zanon, Olga Barmine, Paolo Crepax. Очень динамичный, интригующий, даже завораживающий продукт. Спираль — производное круга — говорит о позитивном начале, стремлении в центр, она как штопор ввинчивается в пространство, но при этом за счет цвета и формы плафонов (перевернутые факелы, чашеобразность, каплевидность) женского начала сглаживается агрессивность, остается только движение, кинетика продукта. Матовое стекло сглаживает острые углу и распространяет мягкий, почти осязаемый свет. Я бы говорил о слиянии анимы и анимуса, а также об архетипе Самости, как бы это ни казалось удивительным: здесь и жезл, но раскрывающийся внизу (перевернут, конечно) — соединение противоположностей.

3. Светильник из тюля Brezza. Говоря о нем, прежде всего нужно сказать об эффекте полупрозрачности как о значении завуалированности и в то же время открытости, о взаимодействии, но защищенности. Кокетливость полупрозрачности подчеркивается желтоватым цветом. Здесь практически нет формы. Это скорее сгусток светящейся, таинственной массы, проникновения в пространство. Моно говорить о аниме, женском начале, проникающем в мир.

Среди рассмотренных предметов были формы гармоничные и не очень, агрессивные и позитивные, активные и спокойные — такие же многообразные, как и содержание архетипов. Наиболее число предметов несли в себе взаимодействие мужского и женского, как первоначал. Движения формы внутри предмета показывало взаимодействие этих и других первоначал. В целом, обращение дизайна к проблеме восприятия предметного мира позволяет добиться в результате проектирования более гармоничных форм, которые внимательнее учитывают механизмы восприятия.

Заключение

В данном реферате я рассмотрел теорию архетипов Юнга, описал основные архетипы, проанализировал воздействие архетипичных форм и механизмы восприятия предметного мира. Для этого я поэтапно подошел к анализу форм дизайна. Это двоякий механизм восприятия мира — через сложившиеся архетипы мы воспринимаем предметы, и наполняем при этом архетипы новыми значениями. Бессознательное, наполненное архетипами, «считывает» символическое содержание вещи и воздействует на сознание оценками и ассоциациями. Потому нам нравиться или не нравиться та или иная вещь. Таково достаточно простое описание механизма восприятия предметного мира.

Анализируя предметы дизайна, следует выделять их цветовое содержание, формы, составляющие их, а также положение предмета в пространстве. В данном реферате был приведен пример анализа наиболее заинтересовавших автора групп предметов.

На основании проделанной мной работы можно сделать следующие выводы:

— архетипы — неотъемлемая часть нашего бессознательного, и их содержание необходимо учитывать, создавая предметы дизайна

— все предметы и формы мы воспринимаем через их символическое архетипрчное значение. С помощью это процесса мы выделяем, в том числе, и свои симпатии.

— анализируя любую законченную форму, необходимо обращать особое внимание не только на содержание простых форм, но и на их взаимодействие, что открывает новые смыслы.

— среди архетипов наиболее часто проецируются на конкретные формы анимус и анима как основные начала бытия — мужское и женское.

В целом, проявление того или иного архетипа проецируется на форму и цвет, на соотношение форм предмета, на их взаимодействие. Можно сказать, что по выбору предмета можно судить о проявленности того или иного архетипа. Автору хватает смелости предположить, что при слабой выраженности того или иного качества следует обратить внимание на те или иные вещи, т.е. окружить себя вещами, несущими в себе символы того или иного начала. Конечно, говорить о такой дизайн — терапии можно с большой натяжкой, однако данная мысль имеет право на существование, а некоторые дизайнеры с успехом ее применяют. Однако! Везде важно равновесие, не стоит перебарщивать с такими идеями, чтобы не угнетать личность.

Список литературы.

1. Барабанов .А.А. «Семиотические основы художественного языка архитектуры»// Семиотика пространства. Архитектон 2004,

2. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: введение в философию дизайна. Екатеринбург: издательство уральского университета, 2001,

3. Степанов Ю.С.Абстрактная семиотика.

4. Юнг К. Г. Структура души

5. Юнг К. Г. Анима и анимус

6. Юнг К. Г. Исследование фенноменологии самости

7. Юнг. К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного

8. Юнг К. Г. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное

[1]. Юнг К. Г. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное

[2]. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного

[3]. Степанов Ю.С.Абстрактная семиотика.

Архетип Заботливый

Такой человек счастлив, когда счастливы и здоровы дорогие ему люди. Он действительно готов самоотверженно заботится о них. Также под его опеку часто попадают слабые и нуждающиеся. Заботливых можно встретить в социальной сфере, они нередко выбирает профессии, которые предполагают оказание помощи людям.

Заботливый стремится к принадлежности, и самая большая награда для него — это слова благодарности. Он не ищет к статуса или больших денег, поэтому может работать за копейки, однако никогда не посвятит себя работе, в котрой не чувствует эмоциональной отдачи от людей.

Магия: появляться в жизни людей в самые сложные моменты, когда они в беде и остро нуждаются в помощи и утешении.

Ахиллесова пята: риск занять позицию «спасательства» по отношению к тем, кто на самом деле может справиться с проблемой самостоятельно, впасть в самоотречение и стать жертвой людей, которые привыкли «сидеть на шее» других.

Архетип Маг

Такой человек работает со своим сознанием. Он верит в то, что изменить мир можно, поменяв свое мышление, и всегда двигается изнутри наружу. Маги постоянно совершенствуются, нередко пытаются развить у себя особые способности (экстрасенсорику, ясновидение, телепатию).

Они изучают законы Вселенной, умеют видеть скрытые взаимосвязи между событиями и явлениями. Многие из них помогают людям увидеть свои таланты, обрести свой внутренний центр.

Магия: умеют материализовывать свои мечты и желания, могут научить этому других. То, что делают маги, людям и правда кажется настоящим волшебством.

Ахиллесова пята: осознав свое влияние на людей, могут скатиться в манипулирование и шарлатанство, так и не раскрыть полностью свои таланты и возможности.

Ссылка на основную публикацию
Похожее