Детские неврологические проблемы – бич современного общества. Плохая экология, нерациональное питание, постоянные стрессы и психологическое напряжение у женщин в период беременности обязательно скажутся негативными последствиями для новорожденного малыша.
Неврология у детей первого года жизни
, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), наблюдается практически в 80% случаев. Именно такое количество малышей уже в первые месяцы после рождения обращаются к специалистам по направлению педиатра для подтверждения диагноза «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП), то есть патология мозга, которая чревата пороками развития.
Симптомы неврологических нарушений у детей и новорожденных
Развитие грудного ребенка является показателем состояния его здоровья. Малыш в раннем возрасте, словно лакмусовая бумага, мгновенно показывает, где проявились нарушения развития. Если изменяется динамика моторного, речевого и психического развития малыша — это сигнал. Проявлением проблем могут стать такие функциональные изменения:
- повышенная возбудимость с тремором конечностей и подбородка;
- частые и обильные срыгивания;
- двигательные расстройства;
- нарушения сна;
- повышение мышечного тонуса;
- дисфункция регуляции внутричерепного давления.
Кроме того, могут наблюдаться симптомы перинатальной вегетативной дисфункции:
- эпизодические судороги;
- мраморность кожи;
- постоянно влажные, холодные конечности;
- метеолабильность (то есть повышенная чувствительность к смене климата);
Каждому родителю необходимо знать
, что при появлении даже одного такого «тревожного звоночка» следует немедленно нести малыша на прием к детскому невропатологу.
Невнимательное отношение к патологическим процессам, затрагивающим ЦНС (центральную нервную систему), чревато появлением различных серьезных нарушений
:
- гиперактивности;
- психоэмоциональной неустойчивости;
- развитию «дефицита внимания»;
- задержке психического, психомоторного и речевого развития;
- нарушению речи, внимания, памяти.
Ребенка с патологией ЦНС следует целенаправленно организовывать и развивать, пока нарушения полностью не исчезнут.
Внутричерепное давление
Под оболочками головного и спинного мозга крохи циркулирует спинномозговая жидкость — ликвор. Она питает нервные клетки, уносит конечные продукты обмена, амортизирует удары и сотрясения. Если по каким-то причинам ликвора вырабатывается больше, чем оттекает, или же на голову крохи оказывается давление извне, как во время родов, внутричерепное давление (ВЧД) возрастает до критического уровня. А поскольку в мозговых оболочках находится много болевых рецепторов, ребенок страдал бы от невыносимой головной боли, если бы не система швов и родничков, позволяющая костям черепа расходиться, выравнивая давление.
Благодаря этому малыш сильной боли из-за внутричерепной гипертензии не чувствует, но некоторый дискомфорт ощущает и сообщает об этом маме. Нужно только уметь услышать его сигналы!
Кроха часто плачет и часто срыгивает, особенно при перемене погоды? Похоже, что ВЧД у него действительно повышено!
Здоровье новорожденного: что должно насторожить в первые дни
Мамочку должен насторожить яркий рисунок подкожных вен, просвечивающий на висках и переносице малыша, а иногда и по всему своду черепа. Дополнительный повод для тревоги — белая полоска склеры, периодически появляющаяся над радужкой крохи, как будто он от удивления широко открыл глазки.
- Насторожитесь, если окружность головы у месячного крохи превышает окружность груди больше чем на 2 см. Проверьте шов между теменными костями посередине головы (его ширина не должна превышать 0,5 см), а также расстояние между противоположными краями родничков — большого (в норме — до З х З см) и малого (1 х 1 см).
- Держите ситуацию под контролем вместе с неврологом. Благодаря компенсаторным возможностям швов и родничков часто бывает так, что на нейросонографии или УЗИ головного мозга врач обнаруживает у новорожденного внутричерепную гипертензию, а клинических признаков неблагополучия нет: кроха доволен, спокоен, хорошо развивается, крепко спит ночью… В этом случае лечение не требуется — только наблюдение у специалиста.
- Если повышенное ВЧД начнет доставлять ребенку беспокойство, доктор назначит мочегонные, выводящие избыток жидкости из-под оболочек мозга крохи.
- Прекрасное средство от легкой гипертензии — аптечный детский чай с хвощом, обладающий мочегонным действием.
Burda Media
Диагностика и лечение
Диагностика обычно не вызывает трудностей, значительно сложнее выявить легкую патологию нервной системы. При осмотре малыша врач собирает анамнез перенесенных болезней с момента появления на свет, выясняет, как протекали беременность и роды, какие болезни были у мамы в период вынашивания.
При обнаружении даже малейших признаков отклонения от нормы специалист проводит дополнительный комплекс обследований, куда входят:
- исследование глазного дна;
- УЗИ структур голоного мозга (НГС);
- ЭЭГ с доплерографией мозговых сосудов;
- метод акустических стволовых вызванных потенциалов и др.
На основании полученных данных ставится точный диагноз и подбирается наиболее эффективное комплексное лечение. Современная медицина располагает большим арсеналом методов реабилитации:
- физиотерапевтические методы (массаж, лечебная физкультура, физиотерапевтические процедуры);
- медикаментозное лечение препаратами последнего поколения (редко);
- прогрессивные методики неврологической реабилитации.
Лечение детской неврологии
Терапия при выявлении неврологии у ребенка назначается индивидуально. На первом приеме врач деликатно осматривает пациента. Если возникают затруднения в постановке диагноза, то дополнительно привлекаются другие специалисты. С радикальных мер лечение никогда не начинается. В первую очередь ребенку назначается специальный массаж, лечебная гимнастика и щадящая медикаментозная терапия. За ребенком закрепляется конкретный специалист, который будет отслеживать изменения в состоянии маленького пациента.
Важно! Симптомы неврологии у детей младше одного года могут быть временными. Например, у недоношенных малышей тремор рук является практически неотъемлемым состоянием. Проходит оно самостоятельно в течение трех последующих месяцев жизни.
Медикаментозная терапия
Решение о назначении медикаментов ребенку принимает врач. Для использования такой терапии необходимо наличие серьезных оснований. Если пациент посещает детский сад или школу, то от занятий он освобождается минимум на одну или две недели. В зависимости от общей клинической картины ребенку могут быть назначены щадящие или сильнодействующие препараты.
Варианты медикаментов:
- седативные средства (только растительного происхождения);
- психостимуляторы (группа метилфенидата);
- транквилизаторы (при серьезном течении заболевания);
- поливитаминные комплексы для укрепления общего состояния организма;
- нейролептики и ноотропы.
Внимание! Если не лечить проявления неврологии своевременно у детей самого младшего возраста, то в дальнейшем это может привести к серьезным отклонениям в развитии. Например, задержке речи, критичные нарушения концентрации внимания и др.
Физиотерапевтические процедуры
Необходимость использования медикаментов определяется врачом, но физиотерапевтические процедуры назначаются детям в обязательном порядке. Они могут быть использованы в качестве самостоятельного лечения или для ускорения эффективности медикаментозной терапии. Массаж и лечебная физкультура проводятся специалистами на специальных занятиях или сеансах, но некоторые техники родители должны будут повторять в домашних условиях.
Разновидности процедур:
- лечебная физкультура, направленная на тонизирование или расслабление;
- электрофорез воротниковой зоны (используются сосудистые или седативные средства);
- душ Шарко и другие водные процедуры;
- комплексный массаж (воздействие на спину, конечности и шею).
Важно! Для максимально эффективного лечения ребенку необходима комфортная и благополучная эмоциональная обстановка в семье. Чаще всего приобретенные формы неврологии являются последствием неправильного воспитания и чрезмерного контроля со стороны родителей.
Основные состояния перинатальной неврологии: особенности амбулаторного катамнеза
Всем практикующим детским неврологам, ведущим амбулаторные приемы, хорошо известно, что наиболее частыми видами патологии центральной нервной системы (ЦНС) на первом году жизни являются перинатальные поражения нервной системы (ППНС). Официальная статистика по эпидемиологии ППНС в Российской Федерации отсутствует, но есть данные, что в нашей стране их распространенность среди детей первых 12 месяцев жизни превышает 80%. Не исключено, что в России имеет место некоторая гипердиагностика ППНС, что ни в коей мере не умаляет актуальности этой патологии [1, 2]. Именно о ППНС речь пойдет ниже.
Определение
ППНС — это группа синдромов, вызванных патологическим влиянием на ЦНС и/или периферическую нервную систему плода или новорожденного ребенка повреждающими факторами внутреннего или внешнего окружения анте-, интра- или постнатально. Описываемое влияние перинатальных повреждающих факторов характеризуется возникновением острой или хронической гипоксии/ишемии и сопровождается нарушением неврологических функций ребенка в раннем постнатальном онтогенезе, проявляясь с момента рождения до конца раннего неонатального периода [1, 2].
В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), как и в предшествующем ей (МКБ-9) и последующем (МКБ-11) вариантах, непосредственно понятия «ППНС» не предусматривается. Это обстоятельство ни в коей мере не означает, что российские медики имеют дело с несуществующим или фиктивным видом патологии. Так, например, в США и во многих других странах существует близкий ППНС термин «гипоксически-ишемическая энцефалопатия», хотя он в большей мере нашел применение у неонатологов [1–3].
Гипоксически-ишемическая энцефалопатия (hypoxic-ischemic encephalopathy) или неонатальное гипоксически-ишемическое церебральное повреждение (neonatal hypoxic-ischemic cerebral injury) — это поражение головного мозга у новорожденных детей, сопряженное с нарушениями церебральной перфузии и цереброваскулярной ауторегуляции, а также с комплексом различных метаболических расстройств (низкое поступление субстрата глюкозы, лактатацидоз, накопление свободных радикалов и токсичных возбуждающих аминокислот и т. д.) [1–3].
Практические подходы к классификации ППНС
Отметим, что на протяжении нескольких десятилетий в СССР, а затем в РФ и многих странах постсоветского пространства использовался термин «перинатальная энцефалопатия», предложенный Ю. А. Якуниным и соавт. (1976), который с 1998 г. более не применяется [1, 2, 4]. В 1998 г. на смену ему пришла вновь разработанная Российской ассоциацией специалистов перинатальной медицины (РАСПМ) «Классификация перинатальных поражений нервной системы у новорожденных», которая после всестороннего обсуждения была одобрена и утверждена VI Конгрессом педиатров России (Москва, 2000) [4].
Не вдаваясь в подробности современной классификации ППНС и их последствий, отметим, что в остром периоде выделяют синдромы, с которыми большинству детских неврологов сталкиваться приходится сравнительно редко, поскольку декретированный Приказом № 514н Минздрава РФ от 10.08.2017 г. «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» осмотр невролога предусмотрен лишь по достижении ребенком возраста 1 месяца [5]. В качестве острого периода ППНС целесообразно рассматривать неонатальный период (первые 28 дней постнатального развития) или просто первый месяц жизни, хотя на этот счет у отдельных экспертов существует особое мнение [1, 2].
В практической деятельности целесообразно использовать синдромологическую классификацию, предложенную Л. Г. Хачатрян и соавт. (2003) [6–8]. В соответствии с этой классификацией, в остром периоде ППНС следует рассматривать 8 ведущих синдромов:
1) церебральной возбудимости (P91.30); 2) церебральной депрессии (P91.2); 3) вегетативно-висцеральных расстройств (G90.8); 4) cиндром ликворо-сосудистой дистензии/внутричерепной гипертензии (G91.8); 5) судорожный синдром (P90.0); 6) врожденный гипертонус (P94.1); 7) врожденный гипотонус (P94.2); другие нарушения мышечного тонуса (P94.2) [1, 2, 6–8].
В восстановительном периоде ППНС фигурируют уже 9 синдромов, часть которых является прямым продолжением или эволюционной трансформацией синдромов острого периода ППНС:
1) задержка этапов психомоторного развития (R62.0); 2) нарушения эмоционально-волевой сферы (F98.9); 3) нарушения психоречевого развития (F84.8); 4) нарушения моторного развития (монопарез руки или ноги — G83.2 или G83.1, гемисиндром: вялый, спастический, не уточненный — G81.0, G81.1, G81.9, парапарез: вялый, спастический — G82.0, G82.1, тетрапарез: вялый, спастический — G82.3, G82.4); 5) вегетативная дисфункция (G90.8); 6) судорожный синдром (R56); 7) бессудорожные пароксизмы (G98.0), гидроцефалия симптоматическая (G91.8); 9) парасомнии (G47.0) [1, 2, 6–8].
Детским неврологам чаще приходится иметь дело с синдромами восстановительного периода ППНС.
Диагностика ППНС
В условиях амбулаторного наблюдения пациентов арсенал диагностических средств обычно оказывается существенно ограниченным. Помимо данных анамнеза (особенности течения беременности и родов, гестационный возраст, оценка по шкале APGAR и т. д.) и объективного неврологического осмотра (включая оценку времени появления и редукции рефлексов врожденного неонатального автоматизма, обретения ребенком психомоторных навыков и их соответствия календарному возрасту и т. д.), а также ультразвукового исследования (УЗИ) головного мозга (нейросонографии) и электроэнцефалографии (ЭЭГ), он включает учет данных офтальмологического осмотра и результатов анализа крови (общего и биохимического) [1–3].
Если нейроофтальмологические данные отражают в первую очередь состояние сосудов глазного дна и диска зрительного нерва, то при помощи общего анализа крови можно определить наличие анемии (как фактора постнатальной гипоксии), нейтропении (противопоказание к плановой иммунопрофилактике), а биохимического исследования крови (общий билирубин, его фракции и т. д.) — затяжную гипербилирубинемию, признаки активного рахита и др. [3].
Не следует забывать, что по давно сложившейся традиции в России показания и противопоказания к проведению профилактической вакцинации определяются детскими неврологами.
К сожалению, для большинства детских неврологов, работающих в амбулаторных условиях, основная часть современных методов исследований (включая компьютерную томографию — КТ, магнитно-резонансную томографию — МРТ, вызванные потенциалы — ВП, электронейромиографию — ЭНМГ, генетические и иммуногенетические методы исследования и др.) оказывается малодоступной или практически недоступной [1, 2]. Это обстоятельство во многом определяет особенности повседневной деятельности неврологов в режиме амбулаторных приемов и консультаций.
Учитывая рестриктивность диагностического арсенала, в практической деятельности детским неврологам необходимо максимально учитывать не только неврологические, но и индивидуальные соматические особенности каждого ребенка (наличие сопутствующей пищевой непереносимости, витамин D-дефицитного рахита, режим ухода и вскармливания) [1, 2]. В ряде случаев такие проблемы, как нарушения сна, повышенная возбудимость или кишечные колики (болевой неврологический синдром), могут быть легко разрешены всего лишь элементарной коррекцией существующих режимов дня, ухода и вскармливания [1, 2]. Фактически в подобных ситуациях демонстрируются преимущества соматоневрологического подхода к различным манифестациям перинатальной патологии у детей.
Лечение ППНС
Терапевтические подходы к ППНС подразделяются на две большие группы: фармакологические (медикаментозные) и нефармакологические (немедикаментозные) методы [1, 2].
При обсуждении методов фармакологического лечения ППНС отдельного внимания заслуживают так называемые «ноотропы». Это группа препаратов на основе нейрометаболических, нейропептидных, аминокислотных, антиоксидантных, вазоактивных и других веществ, активирующих высшую интегративную деятельность мозга, восстанавливающих нарушенные мнестические и мыслительные функции, а также снижающих неврологический дефицит и повышающих резистентность организма к экстремальным воздействиям [1].
Давно сложившаяся в РФ практика применения препаратов ноотропного и сосудистого действия при ППНС обладает несомненным положительным эффектом, что, к сожалению, до сих пор не нашло подтверждения со стороны представителей доказательной медицины. Так, на протяжении нескольких десятилетий в РФ успешно применяются такие препараты, как винпоцетин, циннаризин, аминофенилмасляная кислота (аминофенилбутират), гамма-аминомасляная кислота (гамма-аминобутират), гопантеновая кислота, ацетиламиноянтарная кислота (ацетиламиносукцинат), глутаминовая кислота, пирацетам, пиритинол, холина альфосцерат, цитиколин, Кортексин, метионил-глутамил-гистидил-фенилаланил-пролил-глицил-пролин (Семакс 0,1%) и др. [1, 2, 4].
Лекарственные формы перечисленных препаратов отличаются относительным разнообразием (суспензии, таблетки, порошки, инъекционные формы, назальные капли и др.), хотя лишь единичные представители этих фармакологических средств предназначены к применению в грудном и раннем детском возрасте [1, 2, 4]. Об этом необходимо не только помнить, но и в обязательном порядке упоминать это обстоятельство при назначении средств по принципу «off-label» (не в соответствии с аннотацией производителей) детям различного возраста; в ряде случаев может потребоваться письменное согласие родителей ребенка на применение того или иного лекарственного средства (ЛС) [1, 2, 9].
Фармакологические методы лечения ППНС не исчерпываются применением препаратов ноотропного действия. Среди других групп лекарственных средств, используемых детскими неврологами, следует перечислить следующие: миорелаксанты (толперизон, баклофен), спазмолитики, антиконвульсанты и антиэпилептические препараты (АЭП), нейропротекторы, адаптогены, антиоксиданты и блокаторы действия свободных радикалов, дофаминергические средства, ликворосупрессорные и мочегонные средства, центральные холиноблокаторы, холинергические (антихолинэстеразные препараты), нестероидные противовоспалительные средства (НПВС), препараты гипотензивного действия, гормональные средства и иммуномодуляторы, витамины (моно- и поливитамины), витаминно-минеральные комплексы, препараты солей различных минеральных веществ (Ca, Mg, Fe, I, Se и т. д.), ботулинический токсин типа А (при спастических формах патологии у детей старше 2 лет) и др. [1–4, 9, 10].
Нефармакологические методы лечения ППНС также сравнительно многочисленны: массаж, лечебная физкультура (ЛФК), Войта-терапия (нейрорефлексокинезиологическая или рефлексолокомоционная), Бобат-терапия (нейроразвивающая), физиотерапия, система интенсивной нейрофизиологической реабилитации (СИНР) по В. И. Козявкину, кондуктивная педагогика Пете, система биологической обратной связи (БОС), а также некоторые виды нетрадиционного лечения (ароматерапия, фитотерапия, музыкотерапия и др.) [1–4, 9]. В реабилитации последствий ППНС (помимо реабилитологов) принимают участие ортопеды, мануальные терапевты, детские психологи и другие специалисты [1, 2, 4]. Одной из важных задач, стоящих перед детским неврологом в условиях амбулаторного приема, является своевременное определение необходимости и направление пациента с ППНС или их последствиями к тем или иным перечисленным специалистам.
Существенная роль в лечении и реабилитации детей с ППНС и их последствиями принадлежит лечебному питанию, что в полной мере нашло отражение в научной концепции и практической реализации нейродиетологии детского возраста [11, 12].
Некоторые терапевтические подходы к ППНС не только не соответствуют канонам доказательной медицины, но и принципам медицинской этики. Примечательно, что описываемые выше способы фармакологического и нефармакологического воздействия используются почти исключительно в учреждениях коммерческой медицины. Такими сомнительными методами лечения ППНС являются гомеопатические и остеопатические подходы, гипербарическая оксигенация, транскраниальная микрополяризация мозга, использование аминокислотных композитов (метаболическая терапия) по А. П. Хохлову, так называемое «метамерное воздействие» по И. А. Скворцову, а также терапия стволовыми клетками [1]. Часть из перечисленных выше методов медицинская общественность считает просто необоснованными и противоречивыми, другую же часть — просто неэтичными.
Последствия и исходы ППНС
Исходы и последствия ППНС могут варьировать в широких пределах — от полного выздоровления до смерти пациента. Кстати, о возможности наступления последнего исхода никогда не следует забывать [1].
В 2009 г. в материалах VI Ежегодного конгресса специалистов перинатальной медицины «Современная перинатология: организация, технологии и качество» был представлен вариант «Классификации последствий перинатальных поражений нервной системы у детей первого года жизни» [13]. Он получил официальное признание и используется в работе педиатрами и неврологами нашей страны. Но в то же время нельзя не отметить, что ранее Л. Г. Хачатрян и соавт. (2003) предложили более компактный и удобный в практической деятельности детских неврологов альтернативный вариант, охватывающий не только первый год жизни, но и периоды раннего детства и дошкольного возраста [1, 2, 6–8]. Так, среди последствий и исходов ППНС в описываемом варианте предлагается рассматривать следующие клинические ситуации:
1) органические последствия с доминированием нарушений моторной сферы (детский церебральный паралич — ДЦП: спастический — G80.0, спастическая диплегия — G80.1, детская гемиплегия — G80.2, дискинетический тип — G80.3, атактический тип — G80.4, смешанная форма — G80.8; поражения нервных корешков и сплетений — G54.8, другие расстройства периферической нервной системы — G64.0); 2) органические последствия с нарушениями психической сферы (умственная отсталость неуточненная — F79); 3) эпилепсия симптоматическая — G40 (фокальная и генерализованная — G40.1, G40.2, G40.4, с различными типами приступов); 4) гидроцефалия (сообщающаяся — G91.0, резидуальная — G91.8, неуточненная — 91.9, симптоматическая — G91.8) [1, 2, 6–8].
Кроме того, в качестве последствий и исходов ППНС выделяют ряд функциональных нарушений:
1) функциональные нарушения моторной сферы (специфическое расстройство моторной функции — G40.1, специфические нарушения речи и языка — с нарушением экспрессивной или импрессивной речи: G.91, смешанное расстройство психологического развития — G91.0); 2) нарушения психической сферы (расстройства эмоционально-поведенческой сферы): синдром дефицита внимания с гиперактивностью/СДВГ — F90.0, другие расстройства поведения — F91.0, нервозность — R45.0, возбудимость и «детские истерики» — R45.1, раздражительность и озлобленность — R45.4; 3) разные (прочие) неврологические расстройства (нарушения сна органической и неорганической природы — G47.0, G51.0, недержание мочи органической и неорганической природы — R32.0, F98.0, тики — F95.0, другие невротические расстройства — F48.0) [1, 2, 6–8].
Вполне естественно, что каждому состоянию, отражающему те или иные последствия/исходы ППНС, соответствует конкретный код, предусмотренный в МКБ-10.
Прогноз
Установление прогноза при ППНС остается довольно сложной задачей ввиду возможности формирования у детей с этой вариабельной патологией таких разновидностей неврологического дефицита, как ДЦП, гидроцефалия, эпилепсия, умственная отсталость, а также менее инвалидизирующие нозологические формы болезней ЦНС.
Прогнозам при ППНС посвящены публикации T. E. Inder (2011), а также C. M. Novak и соавт. (2018) [14, 15]. Оценка качества жизни у пациентов с ППНС является задачей не детских неврологов, а представителей социальной педиатрии и реабилитологии.
Заключение
В этой статье сознательно не были затронуты вопросы этиологии и патогенеза (или патокинеза) ППНС, поскольку основная цель заключалась в фокусировании на практических аспектах деятельности детских неврологов в амбулаторных учреждениях при работе с пациентами, страдающими ППНС и их последствиями. Различные аспекты этиологии и патогенеза ППНС отражены как в действующих классификациях этой группы патологии, так и в многочисленных доступных источниках отечественной и зарубежной литературы [1–4, 13, 15–17].
Литература
- Шамансуров Ш. Ш., Студеникин В. М. (ред.). Неврология раннего детства: от 0 до 3 лет (коллективная монография). Ташкент: O’Qituvchi, 2010. 156–164.
- Студеникин В. М., Шамансуров Ш. Ш. (ред.). Неонатальная неврология (коллективная монография). М.: Медфорум, 2014. 120–135.
- Nelson textbook of pediatrics / Kliegman R. M., Stanton B. F., St Geme III J. W. et al, eds. 20th ed. Philadelphia. Elsevier, 2016. 3474.
- Яцык Г. В. (ред.). Руководство по неонатологии. М.: Гардарики, 2004. 335 с.
- О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2021 г. № 514н.
- Хачатрян Л. Г., Маслова О. И., Студеникин В. М. Нормативная шкала психомоторного развития детей первого и второго года жизни // Вестн. практ. неврол. 2003; 7: 135–137.
- Хачатрян Л. Г., Студеникин В. М., Маслова О. И. Психомоторное развитие здоровых детей грудного и раннего возраста и методика их осмотра (справочное пособие для врачей). М, 2003. 24 с.
- Хулуп Г. Я., Шанько Г. Г. (ред.). Проблемы детской неврологии (международный рецензируемый сборник научных трудов). Минск: Харвест, 2006. С. 285–295.
- Студеникин В. М. Коррекция задержки психомоторного и речевого развития у детей // Совр. педиатрия. 2008; 3 (20): 181–183.
- Намазова-Баранова Л. С., Макарова С. Г., Студеникин В. М. (ред.). Витамины и минеральные вещества в практике педиатра (руководство для врачей). М.: ПедиатрЪ-Хомопринт, 2021. 300 с.
- Боровик Т. Э., Ладодо К. С. (ред.). Клиническая диетология детского возраста (руководство для врачей). Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: МИА, 2015. 720 с.
- Студеникин В. М. (ред.). Нейродиетология детского возраста (коллективная монография). М.: Династия, 2012. 672 с.
- Володин Н. Н., Буркова А. С., Медведев М. И., Рогаткин С. О., Горбунов А. В., Дегтярев Д. Н., Дегтярева М. Г., Баранов А. А., Бомбардирова Е. П., Маслова О. И., Яцык Г. В., Холецкая О. В., Густов А. В., Барашнев Ю. И., Петрухин А. С., Зыков В. П., Лобов М. А., Самсыгина Г. А., Студеникин В. М. Классификация последствий перинатальных поражений нервной системы у детей первого года жизни / Мат. IV Ежегодного конгресса специалистов перинатальной медицины «Современная перинатология: организация, технологии и качество». М., 2009. С. 89–108.
- Inder T. E. Pediatrics: predicting outcomes after perinatal brain injury // Nat. Rev. Neurol. 2011; 7 (10): 544–545.
- Novak C. M., Ozen M., Burd I. Perinatal brain injury: mechanisms, prevention, and outcomes // Clin. Perinatol. 2018; 45 (2): 357–375.
- Pregnolato S., Chakkarapani E., Isles A. R., Luyt K. Glutamate transport and preterm brain injury // Front. Physiol. 2019; 10: 417.
- Cho K. H. T., Xu B., Blenkiron C., Fraser M. Emerging roles of miRNAs in brain development and perinatal brain injury // Front. Physiol. 2019; 10: 227.
- Mallard C., Tremblay M. E., Vexler Z. S. Microglia and neonatal brain injury // Neuroscience. 2019; 405: 68–76.
В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕ и МАЕ
ООО НПСМЦ «Дрим Клиник», Москва
Контактная информация
DOI: 10.26295/OS.2019.63.49.007
Основные состояния перинатальной неврологии: особенности амбулаторного катамнеза/ В. М. Студеникин Для цитирования: Лечащий врач № 10/2019; Номера страниц в выпуске: 36-39 Теги: новорожденные, поражение головного мозга, восстановительный период.
Профилактика неврологии у детей
С первых дней жизни ребенок должен соблюдать режим сна и бодрствования. Физические нагрузки должны соответствовать особенностям организма и возрасту. Важную роль играет эмоциональная обстановка в семье. Даже соблюдая указанные правила, можно практически исключить риск детской неврологии. Если у родителей и ближайших родственников установлены диагнозы заболеваний нервной системы, необходимо максимально внимательно следить за проявлением симптоматики у ребенка.
Меры профилактики:
- исключение эмоционального и физического переутомления;
- ссоры и скандалы в семье никогда не должны происходить при ребенке;
- если ребенок перенес стрессовую ситуацию, необходимо проконсультироваться со специалистом и пройти обследование у невролога;
- исключение гиперопеки (ребенок может стать не только замкнутым, но и приобрести стойкие психические отклонения);
- подход к воспитанию ребенка должен быть одинаковы у обоих родителей;
- если для ребенка резко меняются условия жизни, то ему необходимо помогать справляться с переживаниями (например, переезд в другой город, перевод в новый детский сад или школу).
В клинике Контакт работают врачи с высокой квалификацией и достаточным уровнем профессионализма. При наличии подозрений на неврологию у ребенка, визит к специалисту нельзя откладывать. Врачи клиники используют индивидуальные подходы к детям и их родителям. Преимуществом обращения в частный центр является отсутствие очередей и прием маленьких пациентов в комфортных кабинетах. Ребенок не получит дополнительного стресса, который может усугубить ситуацию, как при длительном ожидании консультации в государственных учреждениях.