Шизофрения у детей – явление крайне редкое. Обычно она «расцветает» в подростковом периоде. Детской же шизофренией в психиатрии называют заболевание, проявившее себя до 12-летнего возраста. Расстройство у детей характеризуется некоторой специфичностью симптомов и трудностью в диагностике. Бдительность родителей и квалифицированный специалист помогут вовремя распознать болезнь и начать своевременную терапию.
Что провоцирует расстройство
Сразу стоит отметить, что до сих пор так и не выяснена точная, окончательная причина детской шизофрении, а предположительные можно определить как комбинированные. Здесь играют роль как биологические, так и социальные факторы.
Среди биологических предрасполагающих факторов, прежде всего, выделяют генетику и наследственность. Установлено, что большая часть детей, страдающих расстройством, имеет больных родственников, ближайших либо даже по второстепенной линии.
К биологическим причинам также относят поражение ЦНС. Повреждение структуры головного мозга играет важную роль в проявлении расстройства. Их разделяют на перинатальные и постнатальные.
Перинатальные факторы риска – это дефекты, полученные в утробе матери. Они могут развиваться вследствие:
- внутриутробной гипоксии плода;
- внутриутробных инфекций;
- отслойки плаценты;
- недостаток питания;
- токсического воздействия на плод – злоупотребление матерью во время беременности алкоголем, наркотиками; прием медикаментозных средств, запрещенных для беременных; если беременная подвергалась воздействию ядовитых веществ.
К постнатальным факторам риска относят те, что поражают ребенка уже после рождения. Особую роль здесь играют черепно-мозговые травмы. К этой группе также относят нейроинфекции, то есть инфекции, разрушающие мозговую ткань: энцефалит, менингит, нейросифилис. К развитию заболевания предрасполагают состояния, вызывающие гипоксию головного мозга.
Но все эти основания могут оказаться бессильными, если ребенка окружает благополучная социальная обстановка.
Риск появляется в том случае, если ребенок растет и воспитывается в недоброжелательной, угнетающей атмосфере. Это касается насилия, которому подвергается малыш: побои, агрессия со стороны родителей, систематические обвинения, неадекватная оценка поступков. Нередко жестокое отношение к детям проявляется в семьях, где родители наркозависимы или злоупотребляют алкоголем.
Другая модель поведения – когда родители воспитывают свое чадо в чрезмерной строгости, предъявляют ему завышенные требования, диктуют свои предпочтения, устанавливают повышенный контроль. То есть, воспитание из цикла: «шаг влево, шаг вправо – расстрел».
В другой семье ребенок вроде бы живет и воспитывается по правилам, но взаимоотношения между родителями никак не складываются. Постоянные ссоры, скандалы, недопонимание между супругами откладывают негативный отпечаток на психику ребенка в особенности, если он становится свидетелем насилия.
Но бывает и так, что семья вполне благополучная, отношения между ее членами позитивные и доброжелательные, но малыш подвергся воздействию сильнейшего стрессового фактора. Это может быть смерть близкого человека, насилие, или же ребенок стал свидетелем ужасного события. В этом случае также существует риск проявления расстройства.
РЕКОМЕНДАЦИИ
С целью профилактики возникновения шизофренического расстройства у детей и подростков родители должны проводить следующие мероприятия:
- регулярно проходить обследования у психолога и психотерапевта, особенно если их чадо принадлежит к группе риска по возникновению патологии;
- обращать внимание на все личностные изменения, особенно в подростковом возрасте;
- нужно проводить беседы о вреде алкоголя и наркотиков;
- дети должны чувствовать поддержку близких людей в развитии социальных навыков, формировании положительных взаимоотношений между членами общества;
- в семье важно сохранять здоровую психологическую и психическую атмосферу, не использовать моральное и физическое насилие.
Специалисты советуют родителям и окружающему социуму придерживаться некоторых правил воспитания и общения с шизотипальными личностями.
- Оберегайте их от стрессовых ситуаций, общение должно проходить в разъяснительном, а не приказном тоне.
- Слишком ранние психологические нагрузки в виде обучения иностранным языкам, математике и т. п. приводят к ухудшению общего состояния.
- Проявление максимально возможного количества внимания и терпения к больному.
- Общение с шизофреником должно проходить максимально уважительно, без любого давления или высмеивания.
- Хороший результат показывает лечебная физкультура.
Шизофреническое расстройство – серьезное заболевание, которое может сломать жизнь еще психически неокрепшему ребенку. Поэтому родители должны быть максимально внимательными к детям, и запомнить одно: чем раньше будут выявлены симптомы болезни, тем быстрее можно будет приступить к лечению. Это, в свою очередь, существенно увеличивает шансы на то, что в дальнейшем такой человек сможет вести активную, полноценную жизнь.
Шизофрения раннего возраста
Симптомы и признаки детской шизофрении имеют много сходных черт с ее течением у взрослых. Но, тем не менее, не лишены они и специфических проявлений, которые, надо сказать, осложняют ее диагностику.
Болезнь разделяют на три вида, охватывающие разные возрастные периоды:
- шизофрения раннего возраста – от 0 до 3 лет;
- дошкольного возраста – от 3 до 5–7 лет;
- школьного возраста – после 7 лет;
Удивительно, но первые признаки шизофрении у детей можно заметить уже в грудном возрасте, на первом году жизни, хоть в этот период они и проявляются достаточно редко. Сложность заключается в следующем: они настолько размыты и нетипичны, что не каждая мать сможет заподозрить в них дебют психического расстройства:
- ребенок вялый и малоподвижный. Не реагирует на игрушки. Не просыпается на кормление, не плачет перед кормлением. Создается впечатление, что он не ощущает чувства голода. Проявляет по отношению к матери эмоциональную холодность: не улыбается ей, не протягивает ручки. Безразличен к дискомфортным условиям;
- моторное возбуждение. Возникает в дневное время. Ребенок лежит в кроватке и дергает руками, ногами. Но эти движения не похожи на нормальную возрастную двигательную активность. Они однообразны, напоминают автоматизмы. Происходят на сниженном эмоциональном фоне, то есть малыш не проявляет никаких эмоций. Двигательные навыки с возрастом не усложняются. Мало того, теряются уже приобретенные;
- аффективные нарушения. Появляется чрезмерная плаксивость. Грудничок плачет и днем, и ночью. Тревожность и плач возникают периодами, чередуясь с фазами относительного спокойствия. Например, за ночь тревожные приступы могут повторяться 2–3 раза.
Симптомы шизофрении у детей второго – третьего года жизни сопровождаются, прежде всего, угасанием эмоций. Малыши становятся малоактивными, неулыбчивыми, безэмоциональными. В отдельных случаях детки, которые уже начали ходить, теряют эту способность. Они начинают ползать, движения приобретают хаотичную направленность, по развитию соответствующую месячному возрасту.
С другой стороны, такие малыши становятся возбужденными. Они часто находятся в состоянии постоянной, бесцельной ходьбы, по кругу или в виде маятника, раскачиваются из стороны в сторону. При этом лицо становится отрешенным либо дети начинают строить разные гримасы. Несмотря на ходьбу в течение продолжительного времени (1 часа и более), они не устают. Остановить их в бесцельных желаниях становится очень сложно. Они вырываются и продолжают процесс.
Расстройство в этом возрасте также может выражаться в беспричинном хохоте или плаче, в неорганизованном беге и прыжках.
Резкое возбуждение сменяется вялостью. Дети стремятся лечь в тихом, отстраненном месте: под кроватью, в углу. Принимают неестественную позу. Их очень сложно вывести на прогулку, приходится делать это силой. Сон также нарушается. Малыши просыпаются среди ночи, и долгое время проводят без сна.
В целом, картина заболевания у детей до 3 лет сводится к бесцельным движениям и автоматизмам, к регрессу в развитии. На фоне патологического состояния возникают страхи, не имеющие под собой основания. Это может быть боязнь любого предмета: машин, деревьев и т.д. Когда устрашающий объект попадает в поле зрения, ребенок становится тревожным, возбужденным. Но стоит убрать его из виду, и состояние малыша нормализуется.
Злокачественная юношеская шизофрения
Юношеская злокачественная форма шизофрении встречается в 1,5-2 раза реже у девушек. В 65% случаев патология настигает лиц, возрастом от 10 до 19 лет. Особо опасный возраст — 15-19 лет. Р. А. Наджаров в 1972 году описал основные признаки данного вида шизофрении. Первый — начало в подростковом возрасте.
Второй — негативные симптомы и эмоциональные изменения заметны еще до того, как произошла бурная манифестация болезни. Расстройство развивается и прогрессирует очень быстро, в скором времени приводит к мучительным дефектам. Третье отличие — «синдромальная незавершенность» в период манифестации. Это означает, что психотическая картина состоит из симптомов, относящихся к разным синдромам. Патология устойчива к терапии, а конечные состояния приводят к выраженным дефектам.
Общая характеристика злокачественной юношеской формы: вначале возникает негативная симптоматика. Далее проявляются позитивные психопатологические нарушения неразвернутого типа. Существует четыре основных вида злокачественной юношеской шизофрении: простая, гебефреническая, параноидная, кататоническая.
Простая шизофрения
Простая форма патологии выделяется стремительно нарастающей вялостью. Происходит редукция энергетического потенциала — снижение психической активности и уровня энергии. Вначале резко падает продуктивность, работоспособность. Человек утрачивает целенаправленность, мотивацию. Резко падает уровень школьной успеваемости. Другие симптомы:
- утрачивается способность перерабатывать поступающую информацию, формировать новые навыки;
- стремительно прогрессирует эмоциональное обеднение — утрачивается привязанность к членам семьи и друзьям;
- выражено эмоциональное безразличие, грубость, неряшливость;
- возникает склонность к наркомании, бродяжничеству;
- наблюдается гипомания, сексуальная расторможенность;
- апато-абулический синдром, хроническая усталость;
- способы времяпрепровождения бесцельные.
Помимо перечисленных симптомов, возникают рудиментарные и эпизодические «позитивные» психопатологические расстройства. Больные нередко склонны к «метафизической интоксикации» –это расстройство мышления. Оно проявляется в размышлениях на философские, отвлеченные темы. Способ мышления — примитивный, заметна оторванность от реальности. Другие рудиментарные позитивные психопатологические расстройства:
- эпизодически приподнятое настроение;
- нарушения влечений — сексуальная распущенность;
- тенденция к алкоголизации на фоне повышенного настроения;
- эпизодические галлюцинаторные, бредовые расстройства — чаще они выглядят в форме идей отношений и преследования;
- кататонические расстройства — кратковременные застывания, импульсивные действия.
«Симплекс-синдром» — быстро развивающиеся нарушения личности. Подросток приобретает ранее не свойственные патологические характеристики: равнодушие к радостным или печальным событиям в жизни, отказ от общения, грубость, брутальность, неопрятность. Пациенты не проводят элементарные гигиенические процедуры. Затем прогрессирует бездеятельный образ жизни.
Гебефреническая
При гебефреническом типе негативный симптомокомплекс сохранен. Но нарастают продуктивные расстройства. Они включают в себя бред (чаще — бред преследования), психические автоматизмы, галлюцинаторные явления (чаще — вербальные), кататонические нарушения. Другие симптомы гебефренической шизофрении у подростков:
- поведение приобретает дурашливый вид, «клоунада» выглядит наигранной;
- кривляния, нелепые выходки;
- протесты;
- аутоагрессия;
- замкнутость, грубость, нецензурная брань;
- проблемы соматического здоровья — скачки температуры тела, лихорадка, желтый оттенок кожи;
- апатия, абулия, остановка развития личности;
- бредовые высказывания, которые не соответствуют мимическим реакциям пациента, его интонациям голоса, манере поведения.
Соматические нарушения при шизофрении данного типа проходят самостоятельно без терапевтического вмешательства.
Кататоническая или люцидная кататония
Кататоническая форма включает в себя описанный ранее симплекс-синдром. К нему добавляется острое психотическое состояние — субступор с эпизодами импульсивных действий или дурашливостью. Кататоническое состояние не включает в себя онейроидное помрачение сознания. Нередко присутствует эпизодический бред — он не систематизированный, иногда сопровождается психическими автоматизмами. Галлюцинации не стойкие, наблюдаются эпизодически. Другие симптомы:
- ступор различной степени тяжести (чаще — состояние субступора);
- дурашливость;
- резкая динамичность или сочетаемость кататонического ступора с кататоническим перевозбуждением;
- отсутствие симптомов помрачения сознания (при люцидной кататонии);
- обманы восприятия;
- состояние апатии, абулии.
При кататонической форме ребенок способен долго сохранять приданную ему позу, вычурную позицию тела. Он размахивает руками, раскачивается. Пациент нередко кричит однообразные словосочетания или, напротив — отказывается произносить слова.
Кататонической форме свойственна эхолалия и эхопраксия — однообразное речевое поведение, подражание. Присутствует склонность повторять за человеком рядом его мимические реакции, движения, выражения.
Нарушения аффективной сферы длительные, но «стертые». Они являются фоном, поверх которого накладываются другие симптомы. Присутствует амбивалентность ощущений и побуждений. Игры пациентов с кататонической формой отличаются примитивностью, однообразностью. Больные нередко по несколько часов подряд возятся с нитками, неряшливо перекладывают какие-либо объекты.
По мере развития патологии негативная симптоматика (аутистичность, пассивность, эмоциональная скудность) усугубляется. Вследствие этого резко замедляется психическое развитие.
Параноидная юношеская
Параноидная юношеская форма по симптоматике аналогична взрослому типу заболевания. Отличие — симптомы у подростков рудиментарны. Аффективные нарушения менее яркие и более однообразные. Болезнь начинается у подростков путем усиления и утрирования типичных «подростковых» проявлений. Другие симптомы:
- двигательные навязчивости, ритуалы, компульсивные действия;
- дисморфофобия — убежденность в наличии телесного дефекта;
- бредовые убеждения по поводу «приемного ребенка в семье», восприятие собственных родителей как чужих;
- ипохондрия;
- бредовые идеи типа реформаторства — составление нелепых теорий для блага человечества, убежденность в собственном величии.
Бред мышления при параноидной форме не особо стойкий и завершенный. По мере развития болезни формируется синдром Кандинского—Клерамбо (синдром овладения). Пациент убежден в том, что в его личность вмешивается какие-либо внешние силы или объекты. Утрачивается ощущение принадлежности собственных психических процессов (мышления, движений, восприятия). Присутствует ощущение влияния какой-либо посторонней силы. Выражен бред преследования. Симптомы синдрома Кандинского-Клерамбо:
- ментизм — навязчивые мысли и образы, которые пациент не способен проконтролировать;
- «открытость» мыслей — чувство, будто личные мысли известны кому-либо из окружения, убежденность в «чтении мыслей»;
- «отнятие» мыслительного процесса — больной утверждает, что его мысли бесследно и неясно куда «исчезают» из головы;
- неестественность мыслей — ощущение больного, что его мысли должны принадлежать постороннему человеку.
Присутствует также синдром «разматывания» воспоминаний — пациент утверждает, что он вынужден вопреки своим желаниям вспоминать какие-либо эпизоды из своей жизни. Подросток говорит о том, что его воспоминания наплывают под воздействием посторонних сил. Настроение, сновидения и чувства, по утверждению пациентов, «вкладываются» кем-либо в их тело.
Шизофрения у дошкольников
У детей от 3 до 7 лет заболевание стартует с эмоциональной холодности. Дети становятся безразличными к происходящему, ограничивают общение со сверстниками, не проявляют теплых чувств к родителям. Ранее приобретенные знания и умения утрачиваются, пропадает интерес к любимым занятиям, игрушкам.
Маленькие больные становятся капризными, причем их настроение претерпевает резкую смену, колеблется в широком диапазоне.
Детки не проявляют интерес к своему внешнему виду, отказываются выполнять ежедневные гигиенические процедуры. Они становятся неряшливыми, могут надеть грязную одежду, ложатся спать на полу.
Изменяется и манера поведения. В своих действиях они могут проявлять манеры детей, младших по возрасту. Например, ребенок, который уже самостоятельно, вполне свободно владел ложкой и вилкой, вдруг начинает есть руками, разбрасывает еду, крошит ее.
Он практически все время проводит в одиночестве, отгораживаясь от людей. Сложно переносит нововведения в его режиме. Игры его становятся примитивными, утрачивая свою сюжетность. Они сводятся к ощупыванию предметов и игрушек, их обнюхиванию. Тематика игры не имеет значения – таких детей привлекают только отдельные действия. Иными словами, игры приобретают стереотипный характер: дошколенок открывает-закрывает дверь шкафа, раскладывает в определенной последовательности предметы. Если прервать его занятие, он начинает очень сердиться.
Особое влияние расстройство оказывает на речь. Так, если ребенок уже хорошо, грамотно излагал свои мысли, то в начале болезни можно отметить нарушение смысловой расстановки слов в предложении. Постепенно речь становится бессвязной, ребенок не способен внятно выразить свои мысли. Появляется эхолалия – повторение слов, сказанных кем-то. Понемногу полноценное, вразумительное повествование делается бессвязным, невнятным. Предложения укорачиваются, слова заменяются слогами. Вскоре речь превращается в бессвязный лепет.
При прогрессировании процесса у детей наблюдаются признаки кататонии. Они заторможены, застывают в одной позе. К примеру, сидят, прогнувшись и откинув голову назад, либо лежат в позе эмбриона. Взгляд при этом отсутствующий, на контакт не идут.
Другая сторона кататонии – повышенное настроение, возбужденное поведенное. Ребенок прыгает, смеется, дурачится без причины.
Особенности подростковой шизофрении
Главной отличительной чертой заболевания у молодых людей является эмоциональная отстраненность и отгороженность. Ребенок не желает общаться со своими одноклассниками и знакомыми, проводит время в уединении. У таких детей нет друзей и нет обычных для их возраста стремлений. Они не хотят стать частью коллектива, утвердиться в нем, привлечь к себе внимание или как-то выделиться.
Развитию заболевания подвержены как девочки, так и мальчики. Для большинства из них характерно вялотекущее, непрерывное прогрессирование, для меньшинства – эпизодическое, приступообразное. Некоторые случаи отягощаются аутизмом и олигофреноподобным дефектом.
Продуктивная симптоматика детской шизофрении
Шизофрения у дошкольников проявляется в виде патологического фантазирования. От типичных детских фантазий его отличает нереальность и стойкость воображаемого. Болезненные фантазии вычурны по своей тематике, и сопровождаются изменением поведения.
Ребенок перевоплощается в какой-либо объект и способен пребывать в своей новой роли несколько дней. Например, мальчик, видящий себя автомобилем, крутил руками и перебирал ногами, имитируя его езду. Периодически делал остановки, чтобы заправиться, так как заканчивался бензин. Повседневные нужды осуществлял автоматически, и то под напором взрослых.
Нередки фантазии в виде сказочных существ, чудищ, драконов.
Продуктивные симптомы у дошкольников также представлены бредом и галлюцинациями. Но они менее выражены, чем у детей школьного возраста и взрослых.
Галлюцинации могут носить зрительный, слуховой, оральный характер. Зрительное галлюцинирование проявляется, как правило, в момент засыпания или пробуждения. У ребенка появляется чувство страха и тревоги. Он всматривается в помещение, устремляет взгляд в определенную часть комнаты. Говорит, что там стоит синий волк, на потолке много пауков или по кровати ползет змея. Ему мерещатся светящееся лицо, черная лапа.
Слуховые галлюцинации у детей младшего возраста редко выражаются в голосах, звучащих в голове. Чаще они «приходят» в виде петушиного крика, боя часов, чьего-то плача, голоса злых сил: ведьмы, злого колдуна, злодеев из мультиков.
Оральные причуды выражаются в ощущениях по типу жжения во рту, присутствия какого-либо предмета, волос или крошек.
Среди бредовых идей на первый план выступает бред преследования.
Шизофрения школьного возраста
Начиная с 6–7-летнего возраста, большую часть времени ребенок проводит в школе. Поэтому зарождение болезни можно определить по характеру учебной деятельности. Такие дети заметно отстают в освоении учебного материала по сравнению со своими сверстниками. У них страдают все когнитивные функции, плохо развито произвольное внимание, то есть удержать его на преподаваемом материале очень трудно. Зато непроизвольное внимание у таких деток, наоборот, более выражено.
Проблема восприятия кроется в понимании целостности картины. Ребенку сложно уловить общий смысл. Рассказанное или увиденное он разбивает на отдельные части. Память носит избирательный характер. Запоминается только то, что искренне интересует больного ребенка. Заставить выучить его учебный материал, если он не хочет, практически невозможно.
Такие дети выпадают из жизни коллектива. Держатся отстраненно, замыкаются в своем мире. У них появляются странные пристрастия и увлечения. Для них характерна разорванность мышления, резонерство, отрыв от реальности. Их мысли приобретают мрачный и устрашающий характер. Дети мнительны, во всем ищут подвох, могут предполагать, что все наблюдают за ними. Постепенно они аутизируются, отделяются от окружающего мира, уходят в себя.
Развивается абулия – отсутствие воли. Ребенку сложно склонить себя к деятельности, хотя он понимает необходимость в этом. Большую часть времени он проводит в постели, отказывается ходить в школу, не общается с друзьями.
С прогрессированием болезни к симптоматике присоединяются бред и галлюцинации. Последние проявляются в виде голосов, устрашающих и склоняющих к определенному действию. Часто дети умалчивают об их появлении.
Постепенно болезнь приобретает одну из ее форм. Детская шизофрения проявляется в следующих формах:
- вялотекущая – самая распространенная ипостась расстройства. Ее ранним признаком могут стать сверхспособности в любой области – в рисовании, математике, музыке. Но со временем они утрачиваются. Дети, страдающие этой формой болезни, отличаются патологическим фантазированием, навязчивыми страхами, вычурными увлечениями;
- приступообразно – прогредиентная – симптоматика болезни неярко выражена. И проявляется периодами. Но приводит к необратимым последствиям по типу шизофрении;
- параноидная – встречается реже других форм. Среди ее признаков – бред преследования, отравления, злокачественное фантазирование и страхи. Выражена эмоциональная холодность;
- гебефреническая – возбужденное, агрессивное поведение. Характерны кривляния, гримасничанье, вычурность;
- кататоническая – принятие вычурных поз и застывание в них или повышенная импульсивность и возбудимость в действиях. Бессмысленная речь, имитирование движений, слов других людей.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О БОЛЕЗНИ, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ СИМПТОМАТИКИ
Детский тип шизофрении – это разновидность психического заболевания, которая проявляется в раннем возрасте и характеризуется такой же симптоматикой, как и взрослая ее форма. Патология оказывает влияние на поведение, эмоциональное состояние, мышление ребенка, что приводит к неправильной интерпретации им окружающей реальности.
Очевидные симптомы отклонения психики проявляются, чаще всего, по достижении 7-летнего возраста. В некоторых случаях диагностировать заболевание можно уже на первом году жизни младенца.
Признаки шизофрении у детей и подростков нелегко поддаются классификации. Поэтому постановлением окончательного диагноза с последующей терапией больного должен заниматься психиатр, у которого имеется достаточный опыт работы с такими больными.
Зарождение шизофренического процесса происходит в том возрасте, когда психическое сознание индивида только начинает свое становление. Поэтому симптомы детской патологии обладают такой спецификой:
- неясность клинического проявления. Признаки шизофренической болезни у детей не достигают степени зрелой патологии. Однако опытный специалист в состоянии определить группу риска даже у младенцев от одного года;
- подростки склонны к фантазированию и философствованию. Их стремление к ассоциативному образу жизни не всегда свидетельствует о наличии болезни, а может быть «отзеркаливанием» негативного окружения;
- непостоянность развития. Она заключается в том, что в жизни малолетнего члена общества происходят чередования периодов опережения нормального формирования личности и таких, что характеризуются явными задержками развития.