Россия, Тюмень, Солнечный проезд
Телефон:
+7 (902) 624-22- Показать номер
Пн-вс: 10:00—20:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vk email

Адекватная самооценка: что это такое и как ее достичь?

image

Зачем нужно оценивать себя?

Это помогает развить личность. Функции самооценки следующие:

  1. Регуляторная. Помогает в принятии решений.
  2. Защитная. Обеспечивает стабильность и независимость личностных границ.
  3. Развивающая. Стимулирует человека расширять кругозор, получать новые знания и навыки.
  4. Сигнальная. Помогает оценить адекватность своих поступков.
  5. Эмоциональная. Позволяет человеку быть удовлетворенным самим собой.
  6. Адаптационная. Помогает найти свое место в мире.
  7. Прогностическая. Отвечает за активность, когда человек начинает новую деятельность.
  8. Корригирующая. Позволяет осуществлять самоконтроль в процессе выполнения какой-либо работы.
  9. Ретроспективная. Помогает адекватно оценить деятельность на заключительном этапе.
  10. Мотивирующая. Побуждает к действию для того, чтобы быть довольным собой, ощутить гордость.
  11. Терминальная. Дает возможность остановить деятельность, если в процессе возникло недовольство собой.

image

Определение самооценки подразумевает то, что она является основой для мироощущения человека. Она отражает степень удовлетворенности своими действиями. Поэтому завышенная или заниженная самооценка препятствует адекватному восприятию происходящего.

Влияние отца на самооценку дочери

Важную роль в жизни девочки играет воспитание отца. К сожалению, многие мужчины считают, что проявление любви и ласки по отношению к дочери заканчивается на повседневном общении, прогулках и так далее

Но девочкам очень важно слышать похвалу именно от отца, который говорил бы дочери о том, что она самая красивая, самая умная, самая нежная

Отцы часто шутят подобным образом: «Ну что, из школы пришла? Двоек, наверное, нахватала?». А дочь, скажем, является хорошисткой или даже отличницей. Безобидная шутка, но это только на первый взгляд.

В итоге мы получаем кучу комплексов, нежелание продвигаться по карьерной лестнице, страх более глобальных целей – и всё только потому, что внутренняя установка говорит ей: «Я недостойна». В раннем детстве существует критическая возможность, когда можно вселить в девушку чувство собственного достоинства, которое не зависит от размера её груди или длины ног.

Мифы о самооценке

Это понятие у всех на слуху, однако не все знают, как именно должен воспринимать себя человек для комфортной жизни. В связи с чем возникли такие стереотипы:

  1. Формирование самооценки происходит только исходя из мнения о человеке других людей. Это справедливо только для детей. С возрастом главным, хоть и не единственным, критерием собственной успешности становится личный опыт.
  2. Человек с нормальной самооценкой всегда может правильно воспринимать остальных. Неадекватное представление о себе ведет к такому же отношению к другим. К сожалению, в обратную сторону правило срабатывает далеко не всегда.
  3. Чем выше самооценка, тем лучше. Это справедливо только в том случае, если человек является действительно очень успешным, т.е. он воспринимает себя адекватно. В ином случае это будет препятствовать его развитию и усложнит коммуникацию с другими людьми.
  4. Мужская самооценка зависит от количества партнеров в интимной жизни. В действительности такое положение вещей является лишь следствием неадекватного самовосприятия. Ведь количество партнеров далеко не всегда свидетельствует о каких-либо притягательных свойствах личности. Наоборот, часто именно успехами в интимной жизни как мужчины, так и женщины пытаются компенсировать неуверенность в себе.
  5. Самооценка должна быть стабильной. Это мешает развитию личности. Нормальное восприятие себя должно быть гибким и корректироваться в связи с изменением критериев оценки или из-за других существенных факторов.
  6. Женская самооценка не должна быть высокой, потому что девушку красит скромность. Это еще один довольно распространенный стереотип. Скромность — черта характера, которая может присутствовать как при высокой, так и при низкой самооценке.
  7. Сформированное в детстве восприятие себя изменить нельзя. Представления, заложенные в юном возрасте, очень сложно скорректировать. Однако это возможно. Более того, формирование адекватной самооценки обычно происходит именно во взрослом возрасте. При этом оно основывается на личном опыте человека.
  8. Завышенная и заниженная самооценки одинаково плохи. В действительности самоуверенный человек имеет больше внутренних ресурсов достичь желаемого. Это не означает, что не надо стремиться к адекватному восприятию себя. Ведь роль самооценки в жизни человека заключается в возможности выбрать занятие по своим силам и способностям, а также контролировать личностный рост.

Изучение самооценки личности

Специалисты утверждают, что изучение самооценивая личности выполняет три основных функции:

  1. развивающая функция: данная функция есть толчок к развитию личности;
  2. защитная функция: данная функция обеспечивает и независимость личности, и относительную стабильность;
  3. регуляторная функция: данная функция разрешает проблемы личностного выбора.

Психологи утверждают, что необходимо каждому человеку заглядывать в себя. Это связано с тем, что внутри индивида кроются решения большинства трудностей. Если человек «покопается в себе», то это привет к тому, что он может избавиться от мусора, который там присутствует. При всем при этом те веще, которые являются нужными, а так же полезными для человека, выдвигаются на первый план. А вещи, в которых не нуждается индивид, прячутся по – дальше.

Самооценка личности способна сформировать самосознание индивида. Человек в процессе собственного оценивания, подключает и оценивание своих свойств, качеств, возможностей. Данное осуществляется через анализ, самоотчет, самонаблюдение, сопоставления себя с иными людьми. С такими людьми, с которыми он пребывает в непосредственном контакте.

Самооценивание – это не есть простейшее удовлетворение любопытства. Здоровое чувство самолюбия, стремление к успеху, самосовершенствование – все это и есть движущие мотивы. Это связано с тем, что человеческая жизнь является, своего рода, затяжной борьбой с самим собой.

При помощи самооценивания личности можно и просмотреть реальное «Я», и связать его с собственным прошлым и будущим. Самооценка личности дает возможность человеку просмотреть собственные корни как слабых сторон, так и сильных сторон, а так же увериться в их объективности, научиться обретать адекватные модели для собственного поведения в ежедневных ситуациях. Тот индивид, который смог познать себя, автоматически превращается в абсолютного иного индивида.

В структуре самооценивания личности имеется несколько элементов:

  1. эмоциональный элемент;
  2. когнитивный элемент.

Когнитивный элемент подразумевает под собой абсолютно все, что индивид узнал о самом себе из совершенно разных источников информации.

Эмоциональный элемент подразумевает под собой свое отношение к совершенно разным сторонам личности. Сюда можно отнести следующее:

  1. привычки;
  2. характер;
  3. черты;
  4. поведение.

Типы и уровни

Виды самооценки в психологии характеризуются многими параметрами:

  • в зависимости от уровня: высокая, средняя, низкая;
  • по реалистичности: завышенная, заниженная и адекватная;
  • по особенностям строения: конструктивная и деструктивная;
  • в зависимости от уровня устойчивости: стабильная и колеблющаяся.

В психологии самооценку чаще всего разделяют на 3 следующие категории:

  • заниженная;
  • средняя (нормальная, адекватная);
  • завышенная.

Оптимальная самооценка человека — достаточно высокая, которая меняется под влиянием обретенного опыта. Негативное воздействие на личность оказывает как чрезмерно устойчивое восприятие себя, так и постоянно колеблющееся.

Человек склонен к стабильной самооценке. В связи с этим возникают психологические феномены, например дискомфорт успеха или аффект неадекватности (т.е. отрицание достижения или игнорирование факта поражения).

Самооценка нормальная тогда, когда она способствует адекватному восприятию собственных действий. Такой человек не отрицает свои положительные качества и работает над отрицательными. Он достигает поставленных целей, живет в гармонии с собой и удовлетворен жизнью.

Человек с завышенной самооценкой склонен предъявлять необоснованные претензии к окружающим. Он не способен построить конструктивные отношения с другими. Но чаще встречаются люди с заниженной самооценкой. Такое восприятие себя не позволяет развить потенциал, выразить индивидуальность и достичь какого-либо успеха. Малейшие трудности становятся поводом отказаться от намеченных планов. Человека охватывает чувство вины, разочарования, что только усугубляет ситуацию.

Низкая самооценка может иметь высокий и незначительный уровни притязаний. В первом случае человек склонен ощущать собственную неполноценность и постоянную тревожность. Во втором — преувеличивать свои недостатки.

Завышенный и заниженный виды самооценки тесно связаны. Оба могут возникнуть из-за того, что в детстве ребенком постоянно восхищались и перехваливали. Завышенная самооценка может остаться на всю жизнь. Но иногда, столкнувшись с трудностями в подростковом или взрослом возрасте, такой человек рискует потерять веру в свои силы.

Как достичь гармонии

У большинства людей самооценка возникает при сравнении себя с другими. Очень часто это происходит под влиянием внешних факторов: подруга пошла на фитнес и похудела — мне тоже надо похудеть, коллега изучает второй иностранный язык — мне нужно выучить хотя бы английский, все ходят на косметические процедуры — мне тоже надо… Человек стремится быть «как все» и при этом не задумывается о том, хочет ли он этого сам. Сравнивая себя с другими людьми, человек зачастую ставит перед собой невыполнимые задачи. В результате возникает внутренний дискомфорт: человек не может достичь тех целей, которые сам себе придумал, и оправдать свои собственные завышенные ожидания. Это его злит, но он не понимает, на кого ему злиться: на себя самого или на внешние обстоятельства.

Статья по теме

Комплекс неудачника: так ли на самом деле все плохо?

Откуда берется неуверенность в себе?

Формирование самооценки происходит в разные периоды жизни. В каждый отдельно взятый промежуток времени развивается наиболее значимый на данный момент фактор. Наиболее важным периодом, когда происходит развитие самооценки, считается детство. Ведь именно в раннем возрасте личность приобретает фундаментальные представления о себе, мире и окружающих. Многое в этот период зависит от родителей: их степени принятия ребенка и осознания того, что такое самооценка и как она влияет на жизнь малыша. Наиболее важным в этом возрасте является одобрение со стороны старших. Ребенок беспрекословно усваивает самооценку, заданную его родителями.

Корни восприятия себя находятся в глубоком детстве. Родители нередко называют свое чадо неумехой, растяпой и другими нелицеприятными словами. Поскольку в детстве формирование самооценки только начинается, ребенок не поддает сомнению слова взрослых. Мать и отец на этом этапе являются для него неоспоримыми авторитетами. Какими бы благими ни были их намерения, ребенок на долгие годы, если не на всю жизнь, усвоит, что он плохой и не соответствует ожиданиям своих близких. Со временем это приведет к развитию низкой самооценки и комплексу вины.

Чтобы не допустить подобного сценария, родителям нельзя ругать ребенка, если у того что-то не выходит, особенно если малыш делает это впервые.

Чтобы вырастить человека, адекватно воспринимающего себя, родителям необходимо не только разбираться в том, как формируется самооценка у ребенка, но и поработать над своей собственной. Не стоит забывать, что дети подсознательно копируют поведение взрослых. Таким образом они рискуют получить заниженную или завышенную самооценку «в наследство».

Во взрослом возрасте основы стабильной самооценки могут быть нарушены сильным эмоциональным потрясением, например потерей кого-то из близких, увольнением или любой крупной неудачей. К восстановлению уверенности в себе стоит приступать незамедлительно. Справиться с этим можно самостоятельно в том случае, если произошедшие события не привели к депрессии. В иной ситуации лучше обратиться к специалисту. Влияние самооценки на поведение человека переоценить сложно. Именно этот фактор задает жизненный вектор.

Как формируется самооценка?

Ее основы закладываются еще в детстве. После младенческого возраста ребенок начинает осознавать суть сравнений, в его системе понятий появляется самооценка. Родителям стоит быть осторожнее с высказываниями в адрес сына или дочери. Фразы вроде «Алина учится лучше по всем предметам» или «а вот Дима к своим четырнадцати уже второй язык учит» не мотивируют детей.

Скорее подобные выражения заставляют их ненавидеть и Алину, и Диму, а иногда и родителей, которые наносят удар по самооценке. Ребенок/подросток не должен думать, что ему нужно заслуживать любовь близких или пытаться перегнать ровесников в надуманной гонке. Ему необходимы в первую очередь поддержка и вера. Напротив, захваливание тоже не приводит к формированию адекватной оценки.

Взрослые, внушающие ребенку, что он самый талантливый, а остальные ему в подметки не годятся, оказывают медвежью услугу. Воспитанные на похвале, даже вышедшие из пубертатного периода, не способны к самокритике. Это мешает им развиваться, искоренять собственные недостатки. Некоторые из тех, кто в свое время получил «передозировку» комплиментов и лести, в зрелом возрасте становятся забитыми, нелюдимыми. Такая модель поведения – результат сочетания родительских действий и суровой реальности. Понимание того, что в собственной уникальности он не уникален, приводит человека к депрессии и другим психическим расстройствам.

Кроме этого, на самооценку влияет и ряд других факторов, среди которых окружение (одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, родственники), материальное положение, образование. Многие комплексы родом еще из школы. Жертвы травли долго справляются со страхами, до конца жизни подвержены фобиям. Сильно бьет по самооценке сравнение собственного материального положения с доходами более успешных. Но оценка себя не статична; она меняется в течение жизни, уровень зависит в том числе от усилий ее обладателя.

Хотите узнать свой генетический потенциал на уровне биохимии и получите инструкцию индивидуального развития .Примите участие в проверке уникальной методикиДизайн Человека

. Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

Исследования и тесты

Уверенность в личном потенциале и адекватная самооценка являются главными составляющими успешности. У людей, которые обладают этими качествами, есть следующие общие черты:

  • умение заявлять о своих желаниях и потребностях;
  • признание собственных достижений;
  • способность идти на компромисс;
  • умение извлекать уроки из неудач;
  • такие люди не откладывают дела на потом, а выполняют их по мере необходимости.

Современная наука все чаще поднимает вопросы, связанные с характеристиками самооценки, проблемой постоянства личности и самоуважения. Поскольку эти понятия являются неоднозначными, успех их изучения зависит от совершенства используемых тестов и методов исследования.

Например, с помощью величины рангового соотношения можно сравнить желаемые черты испытуемого с реальными. Существенным плюсом метода является то, что формула самооценки вычисляется субъектом самостоятельно, при этом он не сообщает исследователю информацию о представлениях о себе.

Очень часто самооценка психических состояний измеряется с помощью теста Кеттелла. Опросник направлен на обнаружение 16 факторов личности. Каждый из них формирует несколько свойств, соединенных какой-либо ключевой особенностью. Структура самооценки находится в норме, если показатель фактора MD имеет среднее значение. Существует 4 варианта теста: 2 по 187 вопросов и 2 по 105.

Самооценка эмоциональных состояний у взрослых определяется по методике А. Уэсманн. Тест состоит из 4 блоков по 10 вопросов. С его помощью можно установить уровень тревожности, энергичности, подавленности и уверенности в себе.

Методика В. Щур помогает выявить особенности развития самооценки у детей. Она имеет 2 способа проведения: групповой и индивидуальный. В первом случае представляется возможным определить, на каком уровне находится развитие самооценки у нескольких детей одновременно. Во втором — выявить причины неуверенности ребенка в своих силах. Этот тест родители могут провести самостоятельно, воспользовавшись следующей инструкцией:

  1. На листе бумаги нарисовать 7 ступеней.
  2. Объяснить ребенку, что чем выше на лестнице находятся люди, тем они лучше, умнее и красивее, чем ниже — тем хуже.
  3. Спросить, на какой ступени находится он, на какой хотел бы находиться и на какую его поставили бы родители.
  4. В ходе задания необходимо следить за тем, насколько уверенно ребенок делает свой выбор и чем его аргументирует. Если малыш не объясняет, почему предпочел ту или иную ступень, нужно задать ему наводящий вопрос.

Если ребенок ставит себя на 2-3 ступень и аргументирует выбор реальными достижениями, а не словами родителей, то у него адекватная самооценка. В любом другом случае родителям есть о чем задуматься.

Метод А. В. Захарова похож на предыдущий. Разница в том, что вместо лестницы ребенку предлагается горизонтальный ряд из 8 кругов.

Методика анализа по Будасси дает возможность определить характеристики самооценки конкретного индивида (степень и адекватность). Она основана на двух принципах:

  • сопоставление представлений человека о самом себе с объективными показателями его деятельности;
  • сравнение себя с остальными.

Исследование по Дембо-Рубинштейн

Этот метод самооценки подходит как для тестирования детей и подростков, так и для взрослых людей. Испытуемому показывают 4 шкалы: физическое состояние, ум, характер и счастье, где 1 — максимальное значение (полностью здоровый), 9 — минимальное (больной). Человек должен оценить свой уровень по каждому из этих параметров.

Далее проводится беседа, начиная со шкалы «счастье». Испытуемому задают следующие вопросы:

  1. Чего не хватает для полного счастья?
  2. Что нужно изменить, чтобы оказаться на первом месте шкалы?
  3. Какие люди абсолютно счастливы и почему?
  4. Кто является самым несчастным и из-за чего?

Если оценка испытуемого по этой шкале была низкой (7-9) или высокой (1-2), то необходимо уточнить, из-за кого сложилась такая ситуация? Далее переходят к обсуждению других показателей.

Такая методика определения самооценки позволяет установить сферу, в которой человек чувствует себя максимально дискомфортно. Люди, адекватно воспринимающие себя, обычно отмечают 4-5 ступеней.

Существуют модифицированные методики самооценки личности по Дембо-Рубинштейн. Например А.М.Прихожан предлагает, помимо основных шкал, использовать 4 дополнительных:

  • авторитет среди окружающих;
  • способность создавать что-либо своими руками;
  • внешность;
  • уверенность в себе.

Способы поднять самооценку

Есть 2 метода повысить мнение о самом себе:

  • добиться достижений в какой-либо сфере жизни;
  • создать телесный корсет успешности.

В первом случае нужно проявить усердие и терпение, так как результат будет ощутим после нескольких побед над собой. При втором способе формирование самооценки происходит на подсознательном уровне. Гордая осанка, неторопливые движения и уверенная походка способны за довольно короткий срок изменить мироощущения человека. Важно постоянно следить за положением своего тела и голосом. Для длительного результата нужно задействовать оба способа.

Существует категория людей, которые чаще остальных страдают от неуверенности в себе. Любые попытки помочь им, поддержать оборачиваются крахом. Это происходит из-за желания находиться в состоянии жертвы. Данная роль дает возможность перекладывать ответственность за свою жизнь на других. Но дело в том, что это всего лишь иллюзия, идущая из детства. Ребенку достаточно показать матери, что у него что-то не выходит, что он слаб и беспомощен, чтобы получить сопереживание и любовь. Но взрослый человек всегда сам за себя в ответе.

Чтобы перестать играть роль жертвы и тем самым поднять уровень самооценки, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Перестраиваться на позитив.
  2. Отзываться об окружающих хорошо и делать им комплименты.
  3. Следить за своей речью. Избегать негативных слов в свой адрес, даже в шутку. Также нужно вычеркнуть из лексикона фразы с негативными предсказаниями, например «ничего не получится».
  4. Стараться обращать внимание на моменты, когда приходится делать какой-либо выбор. Это поможет осознать полную ответственность за свою жизнь.

Уже через месяц уровень самооценки заметно вырастет, человек перестанет примерять на себя роль жертвы. Однако никто не застрахован от ситуативных сбоев. У всех когда-то опускаются руки, заканчивается энергия для поддержания уверенности в себе. Что делать в таком случае? Иногда для нормализации ситуации достаточно всего одной маленькой победы, после которой возвращается вера в свои силы и вкус к жизни. В более сложной ситуации понадобится достижение покрупнее. Также очень важно окружить себя людьми, которые в трудную минуту найдут правильные слова для поддержки.

Упражнения для приобретения уверенности

Понятие самооценки в психологии носит субъективный характер. Часто то, как видят человека другие и он сам, очень сильно отличается. Залог успешной работы над уверенностью в себе — правильная установка. Не стоит зацикливаться на подготовке к приобретению уверенности. Если есть ощущения, что видение себя не является адекватным, стоит постараться сразу исправить ситуацию.

Существует несколько правил, следуя которым, можно обрести уверенность в себе, а значит, и повысить самооценку. Вот они:

  1. Не стоит воздействовать на наиболее уязвимые стороны личности. Это только усугубит подавленное состояние. Вместо этого лучше сосредоточиться на совершенствовании имеющихся навыков. Ощущение собственного мастерства принесет позитивные эмоции (гордость, радость), которые станут ресурсом для достижений в других областях.
  2. Нельзя недооценивать роль родных людей. Разговор с ними часто помогает по-другому посмотреть на свои способности. Не стоит спрашивать у близких про свои слабые стороны, лучше узнать, какие черты они считают сильными. Ответы лучше всего записать, чтобы в нужный момент они могли послужить дополнительной поддержкой. Таким образом нередко можно узнать о своих положительных качествах, о наличии которых ранее не задумывались.
  3. Оценивать собственные поступки объективно, но при этом не ругать себя за промахи. Нельзя отрицать очевидное, акцентируя внимание только на положительных сторонах происходящего. Важно изменить привычный шаблон мышления. Наличие недостаточного количества способностей или знаний для чего-либо не является причиной заниматься самоуничижением. Так человек рискует навсегда остаться на прежнем уровне. Нужно позволить себе быть неидеальным. Это поможет перенаправить энергию от самобичевания к личностному росту.
  4. Периодически нужно записывать в блокнот те обстоятельства повседневной жизни, которые провоцируют чувство слабости, беспомощности и неуверенности. Далее следует найти причину, из-за чего так происходит. Рядом нужно составить список из тех моментов, которые приносят удовлетворение и счастье. Определившись с причиной положительных эмоций, следует перечитать обе записи и сформировать целостную картину своих сильных и слабых сторон. Это упражнение помогает перейти от глобального неверия в себя к осознанию того, что существуют отдельные проблемы, которые требую решения.
  5. Цели должны быть реалистичными. Перфекционизм — это не удел амбициозных людей. Это фактор, мешающий на пути к достижению цели. Люди, склонные к перфекционизму, лишают себя права на ошибку, что приводит их к страданиям от малейшей неудачи. Нередко именно неспособность выполнить начатое идеально приводит к отказу от задуманного. Кроме этого, перфекционизм способствует тому, что любая неудача негативно сказывается на самооценке, а значит, и на уверенности в своих силах.
  6. Проводить четкие границы между конкретными, временными и недостижимыми целями. Не нужно забывать, что большой путь начинается с маленького шага. Поэтому не стоит пренебрегать незначительными целями. Ведь именно они в результате помогут выполнить задачи, которые ранее казались неосуществимыми.

Сомневаясь в себе или переоценивая, человек теряет время и ресурсы для развития личного потенциала. Любые виды самооценки, кроме адекватной, угнетают как морально, так и физически: появляется повышенная утомляемость, чувство беспомощности или ощущение враждебности мира. В итоге даже обычные дела кажутся невыполнимыми. Нормализация самооценки — это не вопрос силы воли. Чтобы исправить ситуацию, необходимо пересмотреть свои установки и ориентиры.

Для чего она нужна

Развитие адекватной самооценки требуется для практического выживания в социуме. Зная свои достоинства и недостатки, можно грамотно подчёркивать одни и скрывать другие – это работает на создание позитивного образа, помогает в карьере, установке правильных связей и общему продвижению.

Внутреннее спокойствие от понимания своего места в жизни (хоть президент, хоть студент-двоечник) даёт внутреннюю стабильность. Это адекватная точка, от которой можно отталкиваться, а вот если преподносимый образ и реальный расходятся, то спокойствия меньше, окружающие реагируют, как на мыльный пузырь и обходят стороной. Меньшее количество тревог, внутреннего напряжения делает человека более здоровым соматически, получает безопасные отношения с другими, выстроенные на честности, и безопасную среду для обитания, и надёжное функционирование организма без нервных сбоев. Также адекватная самооценка позволяет человеку легче принимать и окружающий мир, и все свои проявления, отсюда меньше склонности к различным типам зависимостей и расстройствам питания.

Реалистичность поставленных целей, способность рассчитать свои возможности позволяет достигать значительно большего. Повсеместное стремление улучшить самооценку, поднять её и чувствовать уверенность и счастье приводят только к иллюзии. Думая, что легко справится со всем, человек не рассчитывает время, свои ограниченные силы и получает провал. Тот, кто адекватен по оценке, не пойдет на противостояние с более сильным, а предложит кооперацию, спросит совета у профессионала, а не будет самостоятельно решать вообще все вопросы. Возможно, даже признавая свою истинную глупость можно достичь больше, просто делегируя все необходимые задачи, чем имея средний интеллект пытаться всё сделать в одиночку.

Это главный механизм выживания, заложенный даже у животных. Грамотное сканирование окружающего пространства, соотнесение этого со своими умениями и габаритами позволяет выжить. Средних размеров хищник, видя маленькую добычу, принимает решение напасть и остаётся сытым, что продлевает его жизнь. А вот при столкновении с большим противником спасается бегством, и тоже остаётся жив. Если не правильно оценить себя, силы и окружающий мир, одинаково действовать в этих обеих ситуациях, то результат будет плачевным. Поэтому некоторые механизмы отслеживания мира закреплены эволюционно, остальные более высокоразвитые, обычно касаются социального уровня, человек должен доращивать сам.

Самооценка касается не только собственного положения и умений, но и ресурсов, и возможности их распределять. Понимая, что у вас много денег, но вы дико устали, имеет смысл заказать такси, тем, кто бодр, но беден, стоит выбрать пройтись пешком. Это всё является не только методом экономии и правильного распределения ресурсов, но также построения успешной дальнейшей деятельности и развития. Человек, наконец, может прогнозировать, к чему приведут его действия. Только при незрелой личностной структуре, неадекватной самооценке любые действия человека могут приводить к разным, а главное удивляющим его результатам.

Ссылка на основную публикацию
Похожее