Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления расстройств психики зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.
Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить психическое расстройство того или иного спектра.
Одним из сложных психических заболеваний является детский психоз. Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.
Особенности детских психозов
- Задержка развития навыков и интеллекта. Эта особенность проявляется в большинстве случаев. Но бывают болезни, например, аутизм, во время которых ребенок имеет яркие и продвинутые способности в какой-то сфере деятельности. Специалисты утверждают, что на ранних стадиях психические расстройства у детей сложно отличить от простой задержки развития, а значит и распознать нарушение в психике невозможно.
- Проблемы с социальной приспособленностью.
- Нарушение межличностных отношений.
- Возвышенное и особенное отношение к невоодушевленным предметам.
- Поддержка однообразия, не восприятие изменений в жизни.
Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.
Расстройства аутистического спектра у детей
Главная
Статьи
Болезни
Алпацкий Дмитрий Александрович
Врач-невролог, эпилептолог, врач ЭЭГ
07.12.2015
Нередко к врачу приходят мамы с жалобами на задержку речевого развития у ребенка. Но у некоторых детей при пристальном взгляде специалист помимо этого, видит особенности поведения ребенка, которые отличаются от нормы и настораживают
.
Рассмотрим клинический пример:
Мальчик С. Возраст 2 года 9месяцев. Со слов мамы, словарный запас у ребенка не более 20 отдельных слов, состоящих из двух-трех слогов. Фраз нет. Мама говорит, что у ребенка часто бывают истерики, неусидчив, трудно засыпает. Других жалоб мама ребенка не предъявляет. При осмотре врач замечает, что ребенок не смотрит в глаза, все время находится в движении, реагирует криком, если ему, что-то не дают или запрещают. Успокоить ребенка можно только дав ему мобильный телефон или планшет. Проявляет интерес не к детским игрушкам, а больше к блестящим предметам мебели и интерьера. Начиная играть во что-либо, быстро теряет интерес и переключается на другое. Расспрашивая маму, выясняется, что ребенок очень избирателен в еде. Не приучен к горшку, дефекация только в памперс в положении стоя. Плохо засыпает и просыпается во время сна. Ребенку проведена Электроэнцефалография и консультации клинического психолога и логопеда. По результатам диагностики и клинической картины поставлен диагноз – Расстройство аутистического спектра.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).
Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким заболеванием. Но со временем стало появляться все больше детей, страдающих этим нарушением. Статистика показывает, что частота встречаемости РАС у детей за последние 30-40 лет в странах, где проводится такая статистика, поднялась от 4-5 человека на 10 тысяч детей до 50-116 случаев на 10 тысяч детей. При этом мальчики больше подвержены этому заболеванию, чем девочки (соотношение примерно 4:1).
Причины вызывающие РАС.
Во всем мире до сегодняшнего дня ученые изучающие причины возникновения аутизма не пришли к единому мнению. Выдвигается множество предположений. Среди возможных факторов появления у детей этого нарушения называют некоторые гипотезы:
— гипотеза о генетической предрасположенности
— гипотеза, в основе которой лежат нарушения развития нервной системы (аутизм рассматривается, как заболевание, вызванное нарушениями развития мозга на ранних этапах роста ребенка).
— гипотезы о влиянии внешних факторов: инфекции, химические воздействия на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.
Но действительно ли данные факторы могут привести к появлению аутизма у детей, до сих пор не выяснено.
Особенности психического развития детей с РАС.
Чтобы понять и распознать наличие аутизма у ребенка родителям надо внимательно следить за поведением ребенка, замечать необычные признаки, которые не свойственны возрастной норме. Чаще всего эти признаки можно выявить у детей в возрасте до 3-х лет.
Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь.
Нарушения речевого развития
: в раннем возрасте можно отметить отсутствие или слабое гуление и лепет. После года становится заметно, что ребенок не использует речь для общения со взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции. К 2-м годам у детей очень маленький словарный запас. К 3-м годам не строят фразы или предложения. При этом дети часто стереотипно повторяют слова (часто непонятные для окружающих) в виде эхо. У некоторых детей отмечается отсутствие развития речи. У других же речь продолжает развиваться, но при этом все равно присутствуют нарушения коммуникации. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков речи.
Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими:
Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Ребенок вместе со взрослым не сосредотачивается на одной деятельности. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, им трудно сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они склонны уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).
Нарушение исследовательского поведения:
детей не привлекает новизна ситуации, не интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки. Поэтому дети с аутизмом чаще всего используют игрушки необычно, например, ребенок может не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из её колёс. Или не понимая предназначения игрушки использовать её в других целях.
Нарушения пищевого поведения
: ребенок с аутизмом может быть крайне избирательным в предлагаемых продуктах, еда может вызывать у ребенка брезгливость, опасность, нередко дети начинают обнюхивать пищу. Но вместе с этим дети могут пытаться съесть несъедобную вещь.
Нарушение поведения самосохранения:
в силу большого количества страхов ребенок часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Причиной может быть любой внешний раздражитель, который вызывает у ребенка неадекватную реакцию. Например, внезапный шум может заставить ребенка убежать в случайно выбранном направлении. Также причиной является игнорирование реальных угроз жизни: ребенок может очень высоко залезть, играть с острыми предметами, перебегать дорогу не глядя.
Нарушение моторного развития:
как только ребенок начинает ходить, у него отмечают неловкость. Также некоторым детям с аутизмом присуще хождение на носочках, весьма заметно нарушение координации рук и ног. Таких детей очень трудно научить бытовым действиям, им достаточно тяжело дается подражание. Вместо этого у них развиваются стереотипные движения (совершать однообразные действия в течении долгого времени, бегать по кругу, раскачивания, взмахи «как крыльями» и круговые движения руками), а также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей, выстраивание их в ряд). Дети с аутизмом с заметным трудом осваивают навыки самообслуживания. Выражена моторная неловкость.
Нарушения восприятия:
трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.
Трудности в концентрации внимания:
дети с трудом сосредотачивают внимание на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.
Плохая память:
часто и родители и специалисты замечают, что дети с аутизмом хорошо запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх). Такие дети на долгое время запоминают свой испуг, даже если он произошел очень давно.
Особенности мышления:
специалисты отмечают трудности в произвольном обучении. Также дети с аутизмом не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность событий и логику другого человека.
Поведенческие проблемы:
негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной проблемой являются страхи таких детей. Обычно они непонятны окружающим, потому что зачастую дети не могут их объяснить. Ребенка могут пугать резкие звуки, какие-то определенные действия. Еще одно поведенческое нарушение – агрессия. Любое расстройство, нарушение стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (повреждения себя самого).
Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.
Диагностика расстройств аутистического спектра
Для диагностики аутизма специалисты используют критерии 2-х международных классификаций: МКБ-10 и DSM-5.
Но главные три критерия («триада» нарушений), которые можно выделить это:
— нарушение социальной адаптации
— нарушения в коммуникативной сфере
— стереотипность поведения
В основные диагностические этапы входит:
— осмотр ребенка психиатром, неврологом, психологом
— наблюдение за ребенком и заполнение «Оценочной шкалы аутизма», при помощи которой можно установить тяжесть расстройства
— беседа с родителями
— заполнение родителями опросников – «Опросник для диагностики аутизма»
Виды РАС
Существует несколько действующих классификаций РАС, причем разделение происходит зачастую по совсем разным признакам, что, естественно, может принести определённое неудобство человеку, изначально мало знакомому с медициной или психологией; поэтому ниже будут выделены самые основные и часто встречающиеся на практике виды РАС: — Синдром Каннера( Ранний детский аутизм) — характеризуется «триадой» основных нарушение: трудностью установления контактов со внешним миром, стереотипичностью в поведении, а также задержкой или нарушением коммуникативных функций речевого развития. Также необходимо отметить условие раннего появления данных симптомов (примерно до 2,5 лет)
Проявляется у детей в 4-х формах в зависимости от степени отгораживания от внешнего мира:
Полная отрешенность от происходящего. Эта группа характеризуется отсутствием речи и невозможностью организовать ребенка (наладить зрительный контакт, добиться выполнения инструкций и поручений). При попытках взаимодействия с ребенком, он демонстрирует наибольший дискомфорт и нарушение активности.
Активное отвержение. Характеризуется более активным контактом с окружающей средой, чем первая группа. Нет такой отрешенности, но присутствует неприятие части мира, которая неприемлема ребенку. Ребенок проявляет избирательное поведение (в общении с людьми, в еде, в одежде)
Захваченность аутистическими интересами. Характеризуется образованием сверхценных пристрастий (годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать один и тот же сюжет). Взгляд таких детей направлен на лицо человека, но смотрят они «сквозь» этого человека. У таких детей вызывает удовольствие стереотипное воспроизведение отдельных впечатлений.
Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Аутизм в наиболее легкой форме. Для детей характерна повышенная ранимость, контакт с миром прекращается при малейшем ощущении препятствий. С такими детьми можно установить глазной контакт
— Синдром Аспергера. Формируется с рождения. У детей наблюдается раннее начало речевого развития, богатый словарный запас, развитое логическое мышление, не отмечается нарушений в умственном развитии. Но при этом страдает коммуникативная сторона речи: такие дети не умеют устанавливать контакт с другими людьми, не слушают их, могут беседовать сами с собой, не соблюдают в общении дистанцию, не умеют сопереживать другим людям.
— Синдром Ретта. Особенность его заключается в том, что развитие ребёнка до 1—1,5 лет протекает нормально, но потом начинают распадаться только что приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Характерным для данного состояния являются стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера. Самое редкое из представленных заболеваний, встречающееся практически всегда только у девочек.
— Детский психоз. Первые проявления симптомов до 3х лет. Характеризуется нарушениями социального поведения, коммуникативными нарушениями. Присутствуют стереотипии в поведении (дети однообразно бегают по кругу, покачиваются стоя и сидя, перебирают пальцы рук, потряхивают кистями). Такие дети имеют нарушения в приеме пищи: они могут проглатывать пищу не жуя. Речь их неясная иногда может представлять собой бессвязный набор слов. Бывают периоды, когда дети застывают на месте, как куклы.
— Атипичный аутизм. Отличается от аутизма по возрастному проявлению и отсутствием одного критерия из «триады» основных нарушений.
Коррекция больных с РАС
Одним из самых важных разделов абилитации для детей с РАС, несомненно, является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Комплексная психокоррекционная работа, включающая в себя все разделы и виды реабилитационной помощи, о которых будет написано ниже, является, наряду с медикаментозной терапией, действенным средством купирования негативных симптомов РАС, а также способствует нормальному включению ребенка в социум. Виды коррекции РАС:
1) Психологическая коррекция — самый распространённый и известный вид; характерен достаточно широким спектром методик, из которых наибольшее распространение и признание в мире получили программы TEACCH и ABA-терапия.
Первая программа основывается на следующих принципах:
— Особенности каждого отдельного ребёнка интерпретируются исходя из наблюдений за ним, а не из теоретических представлений;
— повышение адаптации осуществляется как путём обучения новым навыкам, так и путём приспособления уже имеющихся к окружающей среде;
— создание индивидуальной программы обучения для каждого ребёнка; использование структурированного обучения; целостный подход к интервенции.
Вторая же программа во многом опирается научение, зависящее от последствий, возникших после поведения. Последствия могут быть в виде наказания или поощрения. В данной модели необходимо выделить основные методы, такие, как процедура создания контура и подкрепления поведения, похожего на целевое; метод обучения цепочек поведения; методика обучения различение стимулов.
2) Нейропсихологическая коррекция — данный вид включает в себя комплекс занятий, состоящих из растяжек, дыхательных, глазодвигательных, мимических и других упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы, причем сами занятия между собой заметно различаются по времени и количеству.
3) Работа с семьей и окружением ребёнка — в первую очередь, данный вид коррекции направлен на смягчение эмоциональной напряжённости и тревоги у членов семьи, так как зачастую родители детей с РАС так же нуждаются в помощи, включающую в себя психотерапевтическую поддержку и программы тренингов (такие программы направлены в основном на формирование чувств понимания проблемы, реальности её решения и осмысленности поведения в сложившейся семейной ситуации).
4) Психосоциальная терапия — собственно, работа с самим ребёнком по формированию когнитивных, эмоциональных и мотивационно-волевых ресурсов личности для возможности дальнейшей социальной адаптации, необходимость в которой проявляется всё ярче по мере взросления ребёнка с РАС.
5) Логопедическая коррекция — учитывая тот факт, что нарушение речевого развития является одним из кардинальных проявлений РАС, данный вид работы с ребёнком будет неотъемлемой частью программы коррекции. Характеризуется ориентированностью на формирование словарного запаса, развитие слухового внимания, а также фонетического и речевого слуха.
6) Медикаментозная коррекция РАС. При некоторых формах аутизма необходима лекарственная помощь ребенку. Например, для улучшения концентрации внимания и усидчивости врач может назначить витамины и ноотропные лекарства, улучшающие процессы мышления и стимулирующие речевое развитие. А при высокой импульсивности, агрессии, негативизме, выраженных признаках «ухода в себя» могут помочь препараты психотропного ряда. В ряде случаев Аутизм сочетается с эпилептическими приступами. В таких случаях необходимы препараты предотвращающие приступы. Многие мамы опасаются лекарств. Но лекарства назначаются на определенный период, а не навсегда. Нежелательные явления от лекарственных препаратов бывают редко. А результат от эффекта в большинстве случаев стоит смелости родителей. В каждом случае необходимо индивидуально решать, какая нужна терапия. И врач должен быть способен доходчиво объяснить родителям все вопросы относительно лекарств.
В Детском диагностическом центре в Домодедово есть все возможности для диагностики Расстройств аутистического спектра. Такие как: осмотр детским неврологом, клиническим психологом, логопедом, проведение обследования – электроэнцефалографии и видеоЭЭГмониторинга. А также методики коррекции, такие как АВА-терапия.
Алпацкий Д.А. (главный врач, невролог ДДЦ), Литвинова Е.В. (психолог ДДЦ)
- Поделиться
Методика прикладного анализа поведения (ABA)
Операция по удалению аденоидов — это не трагедия
Возврат к списку
Почему дети подвержены психическим отклонениям
Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:
- генетические;
- биологические;
- социопсихические;
- психологические.
Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к психическим расстройствам. К другим причинам относятся:
- проблемы с интеллектом (олигофрения и(иже) с ней);
- органические поражения мозга;
- несовместимость темперамента малыша и родителя;
- семейные разлады;
- конфликты между родителями;
- события, которые оставили психологическую травму;
- лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
- высокая температура, которая может вызвать галлюцинации или бредовое расстройство;
- нейроинфекции.
На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие церебральной недостаточности, которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.
Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.
Группы риска
Таким образом, в зоне риска находятся дети:
- у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
- которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
- перенесшие нейроинфекции;
- перенесшие психологическую травму;
- у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.
Психоз у ребенка 2 лет
Часто родители или другие взрослые родственники малышей задаются вопросом: «у ребенка психоз, что делать». Нужно определиться с причинами, провоцирующими появление данного состояния. Нередко факторами, провоцирующими развитие психоза, может служить прием лекарственных препаратов, высокая температура, менингит или гормональный дисбаланс, травмы или интоксикация мозга, понижение иммунитета, дефицит витаминов группы В, нарушение электролиза. Зачастую психоз проходит, когда вышеописанные физические проблемы прекращают свое воздействие.
Также нередки случаи возникновения данного состояния у малышей без наличия сопутствующих заболеваний или вследствие «плохой» наследственности. Течение таких расстройств может быть быстрым или затяжным, либо эпизодическим на протяжении нескольких месяцев, нередко даже лет. Психиатры выдвинули предположение, что их возникновение провоцируется наличием биохимических отклонений, которые могут носить приобретенный характер либо быть врожденными. Есть дети, произведенные на свет с тяжелыми дефектами конституционного типа. В этом случае расстройство может быть еще в очень раннем возрасте спонтанно проявленным.
У ребенка психоз, что делать? При подозрении у двухлетней крохи наличия данного расстройства следует обратиться к специалистам следующего профиля: отоларингологу, логопеду и невропатологу, которые проведут обследование физического состояния крохи и ее психики, протестируют способности интеллекта, проверяет слух и речь. Если выявляется, что психоз у ребенка 2 лет появился как следствие физического недуга, то диагностика сводится к поиску его причины.
Лечение психозов у детей зависит от разновидности заболевания. Зачастую достаточно будет ликвидировать причину, спровоцировавшую психотическое состояние. В более сложных ситуациях можно использовать медикаменты, компенсирующие расстройства биохимического типа. Однако лечение ранних психозов считается малоэффективным. При агрессивном поведении в редких случаях возможно назначение транквилизаторов.
Разновидности психотических отклонений среди детей
Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:
- ранний психоз;
- поздний психоз.
К первому типу относятся пациенты с психическими расстройствами грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).
В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:
- экзогенными – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
- эндогенными – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.
В зависимости от типа течения психозы могут быть:
- реактивными, которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
- острыми – возникшие моментально и неожиданно.
Разновидностью психотического отклонения является аффективное расстройство. В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:
- депрессивные;
- маниакальные;
- шизоаффективные;
- органические.
Симптомы заболевания
Проявления психотического поведения носят разнообразный характер. К наиболее бесспорным признакам относят галлюцинации, которые выражаются в возможности крохи видеть, слышать, ощущать или осязать что-то, чего на самом деле нет. Еще одним явным признаком психической болезни у детей считается наличие бреда, который обнаруживается в неверной интерпретации смысла действительно существующего. Ребенок, подверженный данному состоянию, начинает бессмысленно сочинять слова, смеется над неприятными вещами, испытывает беспричинное раздражение.
Именно наличие галлюцинаций и состояние бреда для констатации диагноза психоза у малышей являются отличительными признаками. Так, например, у здоровой малышки сказка о Золушке породит мечту стать самой Золушкой и антипатию к злобной мачехе, а кроха, страдающая психозом, будет искренне верить, что она является в реальности Золушкой, а мачеха проживает с ней в одном жилище. Психиатры считают, что с уверенностью утверждать о наличии психической болезни можно только после того, как крохи начинают говорить, хотя косвенным признаком наличия данного недуга может служить и нарушенное поведение.
У детей психотическое состояние проявляется в снижении ясности сознания, затруднении ориентирования в пространстве, времени и собственной личности. У больных деток сильно выражены расстройства вегетативного и соматического характера. Такие симптомы психоза считаются положительными, так как добавляются они к первичному состоянию психики и после адекватного лечения проходят бесследно. В некоторых случаях возникают негативные нарушения, которые провоцируют тяжелые социальные последствия. У малышей формируется негативное видоизменение личности и черт характера, а нередко даже глубокое разрушение психики.
Дети, страдающие психозом, характеризуются пассивностью, вялостью. Они практически неинициативны. Постепенно у них усиливается состояние эмоциональной тупости, ребенок начинает отделяться от окружающих все больше, становится агрессивно-раздражительным, неуживчивым и грубым. По прошествии некоторого количества времени возникают расстройства интеллекта, а мыслительные процессы характеризуются отсутствием целенаправленности и бессодержательностью.
Нередко у детей может возникнуть реактивный психоз, который еще именуют психогенным шоком. Реактивный психоз – это расстройство психики, наступающее вследствие перенесения малышом тяжелой психологической травмы. Данная форма недуга характеризуется наличием трех признаков, отличающих ее от других типов психоза:
— заболевание всегда является результатом перенесения тяжелого потрясения эмоционального характера;
— имеет обратимый характер (выраженность симптоматики слабеет с течением времени, то есть чем большее количество времени прошло со дня травмы, тем менее выражена симптоматика);
— проявления психоза и болезненные переживания имеют зависимость от характера травмы, другими словами между ними имеется психологически понятная взаимосвязь. Профилактика и помощь детям с реактивными психозами, прежде всего, заключается в ликвидации травмирующего фактора. Медикаментозная терапия назначается в зависимости от выраженности симптоматики и особенностей состояния психики. Профилактика заключается в предохранении детей от воздействия травмирующих ситуаций и в грамотном воспитании, в котором нет беспричинных криков, и есть последовательность.
У ребенка психоз в 1 год отмечается в аутистическом поведении с отсутствием улыбки на лице и радостных эмоций.
В трехмесячном возрасте не наблюдается гуления, а в восьми — десятимесячном возрасте отсутствует лепет, возникают навязчивые похлопывания в ладоши, малыш абсолютно не интересуется окружающим миром и не следит за передвижением предметов, также он индифферентно относится к родне.
В соответствии с различными международными классификациями недугов аутистические расстройства определяются в круге психозов детского возраста или нарушений развития.
У ребенка психоз в 1 год, преимущественно, определяется дегенеративными признаками в форме дефектов в умственном развитии и отклонений в поведении. Многие психиатры в ходе проведения исследований сделали вывод, что уже с раннего детства существуют непрогредиентные состояния, которым присуща неравномерность в развитии или неуравновешенность.
Симптоматика в зависимости от формы сбоя
Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:
- галлюцинации – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
- бред – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
- снижение ясности сознания, сложность ориентации в пространстве;
- пассивность, не инициативность;
- агрессивность, раздражительность, грубость;
- синдром навязчивости.
- отклонения, связанные с мышлением.
Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.
Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:
- причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
- обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
- симптомы зависят от характера травмы.
Ранний возраст
В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в аутистическом поведении малыша. Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.
Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.
Психические расстройства раннего периода проявляются в:
- фрустрации;
- капризности, непослушании;
- повышенной утомляемости;
- раздраженности;
- дефиците общения;
- дефиците эмоционального контакта.
Более поздний возраст вплоть до подросткового
Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.
В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.
В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:
- резкие перепады настроения;
- меланхолия, тревога;
- агрессивность, конфликтность;
- негативизм, противоречивость;
- сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
- шизоидность;
- отказ от принятых правил;
- склонность к философии и крайним позициям;
- непереносимость опеки.
Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:
- попытках суицида или само повреждения;
- беспричинном страхе, который сопровождается сердцебиением и быстрым дыханием;
- желании навредить кому-то, жестокости по отношении к окружающим;
- отказе от принятия пищи, приеме таблеток-слабительных, сильном стремление похудеть;
- повышенном чувстве тревоги, которое мешает жить;
- неспособности к усидчивости;
- принятии наркотиков или алкоголя;
- постоянных перепадах настроения;
- плохом поведении.
Анализируя данные литературы по современному состоянию поставленной проблемы, можно отметить разноречивость представлений о клинике шизофрении у детей и подростков с этим рядом расстройств, неполноту сведений о возрастной эволюции бреда в круге разных форм течения болезни и недостаточную ясность прогноза этих шизофрении (1 —18).
В настоящем сообщении речь пойдет о варианте острой детской и подростковой шизофрении с аффективно-бредовыми и галлюцинаторно-бредовыми приступами.
Было обследовано 12 детей и 25 подростков, больных шизофренией с аффективно-бредовыми приступами. Заболевание манифестировало в возрасте 5—15 лет. Изучено 95 приступов, из них первичных— 39, повторных — 56. Длительность клинико-катамнестического наблюдения равнялась от 3 до 8 лет.
У 18 больных за несколько месяцев до манифестации процесса обнаруживалась капризность, аффективная лабильность, а также стертые монополярные и биполярные расстройства настроения. В двух третях наблюдений были депрессии с тревожными опасениями, навязчивостями. У подростков депрессии протекали с потерей интереса к окружающему, жизни, сенестоипохондрическими проявлениями. В оставшейся трети наблюдений имели место гипомании, завуалированные двигательной расторможенностью, активностью, говорливостью, психопатическими проявлениями в поведении. Гипомании были стертыми и, как правило, короткими.
У этих больных и остальных 14, у последних — после эпизодов навязчивостей, на фоне стертых невропатических проявлений, реже— относительного здоровья, развертывались состояния тревожного настроения со страхом, расстройствами сна, устрашающими сновидениями. У подростков к тому же появлялось ощущение надвигающейся беды, угрозы существованию, страх сойти с ума, присутствия посторонних лиц. Окружающее начинало восприниматься по-бредовому, приобретало зловещий, мрачный, незнакомый вид, таило в себе угрозу («Газовая колонка — злая»…, «Дверь с цепочкой — полицейский, который мог нанести удары»…).
У ряда больных тогда же появлялись акоазмы, оклики, слуховые обманы, фотопсии («Мышь пищит»…, «Слон топочет»…, «В углу искорки»…). У подростков это уже были отчетливые истинные вербальные и обонятельные галлюцинации.
У 4 детей и 3 подростков состояние исчерпывалось перечисленными расстройствами и его можно было определить, как тревожное с бредовой настроенностью.
У 5 других детей дальнейшее утяжеление болезни приводило к появлению растерянности, флюктуирующему нарушению ориентировки в окружающем. Дети временами не узнавали родных, прятались от матери и тут же ее окликали, искали. Окружающее вдруг воспринималось ими иллюзорно. Тогда же обнаруживались стертые проявления бредовой дереализации и деперсонализации. Дети пугались своих рук, носа, других частей тела, одежды, недоуменно рассматривали их. Среди персонала и больных видели «страшил», «бабу Ягу», «руку», «головы людские», разных, чаще хищных, животных: «Вот олень, тигр побежал»…, «На стене котенок»… Отчетливой словесной квалификации этих явлений у них не возникало. Наличие ложных узнаваний и других расстройств восприятия устанавливалось обычно косвенно, по действиям, поведению, неопознаванию детьми родных, растерянности в привычной для них ситуации, или исходя лишь из отдельных, отрывочных их высказываний. К тому же дети нередко переставали доверять родителям, персоналу, полагали, что те могут причинить им вред, думали, что мать не родная, отказывались есть принесенные родными гостинцы, разбрасывали, топтали их и тут же могли с жадностью наброситься на больничную пищу. У больных этой группы состояние более не усложнялось, а наблюдался постепенный выход из психоза.
Из оставшихся, у 3 детей 8—10 лет и 22 подростков 11 — 15 лет, состояние продолжало видоизменяться, расширялся чувственный бред с изменчивой фабулой, обнаруживались идеи отношения, ущерба, «чужих родителей», влияния, «вредной для здоровья пищи». Эпизодически возникавшие расстройства восприятия были представлены вербальными галлюцинациями в виде голосов неясного содержания, «разговора», как и зрительными галлюцинациями, нередко сценоподобного характера: «В подвале говорят»…, «Петух лезет в форточку»… У подростков и 2 детей формировались представления о противоположно действующих силах — положительных и отрицательных, одни — отстаивали интересы больного, другие — действовали против. Отдельные высказывания детей свидетельствовали о наличии бреда значения и инсценировки. Так, отворенные двери и окна означали возможность «плохих событий». «По отделению шли старухи, волки»…, «Врач становилась то чертом, то врачом.., то старалась помочь, то вредила больной.., замышляла против нее козни». У подростков эти проявления были выражены более отчетливо: «Все менялось, перемещалось, девочки переходили с кровати на кровать»…
Тревожное состояние с бредовой дереализацией было нестабильным, мерцающим. Периодически на короткий срок восстанавливалась ориентировка в окружающем.
При дальнейшем утяжелении состояния (в единичных случаях) появлялись стертые кататонические расстройства, наблюдалось возбуждение с нелепыми импульсивными поступками, заторможенность. Тогда же отмечались и сомато-вегетативные расстройства, подъемы кровяного давления, цианоз конечностей, гиперемия или побледнение кожных покровов, падение веса, подъем температуры, сухость или сальность кожных покровов, волос, выраженные подглазины, трещины губ, их сухость, обложенность языка, запах изо рта, нарушение аппетита и другие явления. У подростков женского пола нередко прекращались менструации.
Выход из аффективно-бредовых состояний в 75 % наблюдений был критическим, в остальных 25 % — литическим. В периоде выхода из аффективно-бредового приступа болезни становились явными аффективные расстройства, в большинстве случаев протекающие с отчетливой континуальностью. Преобладали депрессии с адинамией, бездеятельностью, вялостью, отрешенностью от окружающих, отсутствием интереса к играм, куклам, занятиям, сверстникам, родным. Гипомании протекали с нарушением поведения, дурашливостью, бестактными поступками, иногда импульсивностью, апродуктивностью, расторможением влечений. Дети становились прожорливыми, брали с тарелок пищу руками, принесенные гостинцы съедали с жадностью, не следили за одеждой, были грубыми, жестокими с родными, сверстниками, персоналом.
Критика к перенесенному состоянию формировалась постепенно и только у детей старше 8—10 лет. У детей в возрасте 5—7 лет отношение к пережитому сохраняло аутистический характер, без чувства осознания болезни. При расспросе о болезненном состоянии у младших детей появлялся страх. Они настораживались, боязливо оглядывались вокруг себя, вглядывались во что-то перед собой, во врача, и тут же вдруг становились брутальными, словно что-то вспоминая, могли наброситься на врача, персонал, детей, ударить, толкнуть их. У некоторых — наступала двигательная буря: дети метались, били себя, окружающих, кричали, разбрасывали вещи, появлялись выраженные вегетативные реакции. Краткие сообщения о пережитом были отрывочными, неполными, устрашающего содержания.
Аффективные расстройства в постприступном состоянии обнаруживались на протяжении 6—20 месяцев. Постепенно они редуцировались, из биполярных превращались в монополярные, все более стертые, начинали носить сезонный характер, а позднее возникали только в связи с провокациями и, наконец, исчезали полностью. Тогда выступали негативные расстройства в личностном складе, аутизм, эмоциональная пожухлость, заострение преморбидных черт характера (косность в привычках и действиях при сохранении стенического радикала у большинства больных, стено-астенического — у меньшинства, черт психэстетической пропорции в чувствах). Аффективные расстройства в периоде выхода из приступа и становления ремиссии надолго и резко затрудняли адаптацию больных детей и подростков. Вследствие этого возникала необходимость назначения препаратов лития, небольших доз антидепрессантов, транквилизаторов в сочетании с малыми дозами нейролептиков (неулептил, сонапакс, хлорпротиксен) в течение длительного времени, вплоть до выравнивания состояния.
Переходим к характеристике варианта острой детской и подростковой шизофрении с галлюцинаторно-бредовыми расстройствами в приступах.
Обследовано 23 ребенка и 17 подростков. Заболевание манифестировало в возрасте 3—15 лет. Всего изучено 52 приступа, из них 42 первичных и 10 повторных. Длительность клинико-катамнестического наблюдения от 3 до 15 лет.
За 6—42 месяца до манифестации психоза у детей возникали эпизоды капризности, плача, навязчивых опасений, ночного страха. У подростков наблюдались атипичные монополярные, с преобладанием депрессивных, и биполярные аффективные расстройства, психотические эпизоды с последующим заострением шизоидных черт характера.
У детей болезнь манифестировала остро с тревоги, расстройств сна, гипнагогических иллюзорных обманов. Последние у детей в возрасте 3—5 лет возникали в просоночном состоянии. Затем нарушалось поведение, расстраивалось общение с родными. Дети становились пугливыми, у них пропадала игра, снижался аппетит, появлялась гиперестезия и гиперакузия, в течение дня по нескольку раз наступала ажитированная тревога с метанием, беспокойством, недовольством. При укладывании на сои, дети особенно тревожились, становились протестными, отказывались спать в привычном месте, что-то стряхивали с себя, постельного белья, могли сказать: «Там комары…», «Клопы», «Черепаха» и т. п. Расспрос, уговоры усиливали страх.
У детей постарше, в возрасте 6—10 лет, манифестное состояние на начальном этапе развивалось почти в той же
последовательности, с острой или подострой тревоги в ночное и вечернее время с гипнагогическими иллюзорными и галлюцинаторными обманами. Дети с тревогой, плачем, криком вглядывались в пятна на стене, рисунки обоев, ковра, иные сбрасывали с себя белье, что-то стряхивали, жаловались, что их кто-то «кусает», уверяли, что в «пальце нитка»…, «во рту волосы…, бумага»…, «на занавеске паутина, там паук»…, «страх в вентиляторе» и т. п. Тревожное состояние не купировалось уговорами, дети длительно не поддавались разубеждениям. В дневное время аффект оставался тревожным, неустойчивым, временами тревожно-злобным. Отмечались явления гиперестезии, периодами наступала растерянность, ложные узнавания. Дети отказывались общаться с родными, начинали избегать и бояться отдельных членов семьи, не всегда принимали от них пищу, нередко с протестом и недовольством отвергали предлагаемые ими игрушки, Иногда неожиданно злобно набрасывались на родных, с криком и ожесточением совершали агрессивные акты. По некоторым отрывочным высказываниям можно было предположить недоверчивое отношение к родным, окружающим, боязнь, что те причинят им вред, обиду, нанесут ущерб здоровью. Спонтанная деятельность ограничивалась. Дети в основном бездействовали, ходили по комнате, ни на чем не останавливая своего внимания, или забравшись в укромные уголки, могли оставаться подолгу в одиночестве, к чему-то прислушивались, закрывали глаза, уши руками, что-то нечленораздельное бормотали. Это состояние вновь неожиданно прерывалось тревожным беспокойством с агрессией, разрушительными тенденциями.
Спустя 3—4 недели тревога начинала ослабевать и тогда, расспрашивая больных, удавалось подтвердить или выявить впервые, наличие иллюзорных обманов, истинных зрительных, тактильных, обонятельных галлюцинаций: «Голос в голове говорит непонятное»…, «В ушах разговор»…, «Мультфильмы перед глазами»… Дети аутистически относились к пережитому, с напряжением отвечали на вопросы. У ряда больных на этом этапе удалось выявить наличие однообразных сновидений, повторяющихся из ночи в ночь.
В отдельных наблюдениях отмечался бред метаморфоза, на высоте которого дети воспринимали себя в соответствии с фабулой бреда («Руки—копыта»…, «Нос—пятачок», поэтому валялись в грязи, «как свинка»…).
Из 17 подростков у 6, 11 —15 лет, болезнь развивалась остро, на протяжении нескольких часов — суток, начинаясь с тревожного состояния с бредовым настроением, предчувствием надвигающейся беды, «несчастья», «сумасшествия», «угрозы» со стороны окружающих, чувства измененности собственного «Я». Подростки становились подозрительными, предполагали «измену» друзей и родных, «дурное влияние», «плохое к ним отношение», «отнятие у них силы». Тревожное состояние углублялось, формировался чувственный бред отношения, влияния, нередко сочетавшийся со сценоподобными представлениями. Выявлялись сомато-вегетативные расстройства. Мимолетный обыденный бред значения, инсценировки быстро принимал характер фантастического и сопровождался представлениями о его сделанности: «Злые силы инсценируют перед ними комедию»…, «делают им видения»…, «ощущения…, сновидения». Обнаруживалась бредовая дереализация, деперсонализация, ложные узнавания. Тогда же возникали вербальные и тактильные, реже зрительные галлюцинации, идеи существования антагонистических сил.
Острый период продолжался 3—7 дней, в дальнейшем шло усложнение галлюцинаторно-бредового синдрома, который будет описан ниже.
Из 17 у 11 подростков, 13—17 лет, болезнь развивалась подостро. Вначале на протяжении 3—14 дней психопатизировалось поведение, нарастала раздражительность, протестность, пропадал интерес к учебе, отмечались элементы философической интоксикации, нарастала аффективная неустойчивость, у некоторых с тенденцией к фазности, тревога. Затем нарушался сон, появлялись устрашающие сновидения. В просоночном состоянии возникали гипнагогические и гипнопомпические галлюцинации. Позже присоединялись истинные вербальные галлюцинации, уже в форме монолога, диалога. Сновидения приобретали характер вызванных, сделанных, галлюцинации — императивных, а в дальнейшем комментирующих. Тогда же у больных обнаруживались и зрительные — вначале истинные, а потом псевдогаллюцинации. Последние у ряда больных носили сценоподобный характер. В редких случаях встречались тактильные — «на коже толпы тараканов»…, обонятельные — «пахнет лягушками» — и вкусовые — «вода горькая» — галлюцинации.
В этом периоде болезни обнаруживался чувственный бред, приобретавший по мере развития все более политематичный характер (отношения, влияния, ущерба, порчи, дисморфофобический, особого происхождения, воздействия). Фабула бреда нередко оказывалась связанной с содержанием вербальных, зрительных, тактильных галлюцинаций. В дальнейшем бред оставался несистематизированным и именно у больных этой возрастной группы сочетался с идеями сделанности (их поступками «кто-то руководит»…, им «делают заболевание») и идеями влияния самих больных на окружающих (они сами могут «мысленно влиять на своих врагов»…, «гипнотизировать окружающих»…).
Большое место в структуре приступа болезни занимали явления психического автоматизма. Вначале отмечались наплывы образных представлений, чувство открытости («Мысли больного известны определенному лицу»…), с появлением которого, что особенно характерно для подростков, возникало противоположное чувство уверенности в магической возможности «мысленно общаться с окружающими», «читать мысли у других людей». В дальнейшем возникали идеаторные — в форме внушенных мыслей, представлений («Нарколог внушал мысли»…, «вызывал образы демона, черта»…), сенестопатические («Все… вызывают чувство слабости в теле»…), речедвигательные («Язык мой отвечал помимо воли…»), моторные автоматизмы («Милиционер делает ей движения»…), которые дополняли формирование синдрома Кандинского—Клерамбо.
У некоторых подростков возникало нарушение физического самосознания, отчуждение своих движений. Так, одна больная чувствовала свое сердце «расчлененным», другая ощущала, что внутренности у нее «пластмассовые, зубы железные», третья — воспринимала свои движения «замедленными, странными, похожими на движения других людей»…
На выходе из приступа болезни становились явными ментизм и шперрунги («Мысли в голове идут сплошным потоком»…, «В мыслях провалы, обрывы»…).
В клинике приступа отчетливое место занимали и аффективные расстройства.
Выход из приступа литический. Продолжительность галлюцинаторно-бредовых приступов от 2 до 4,5—6 месяцев.
В ремиссиях у детей обнаруживались лабильный аффект или состояния адинамической депрессии, резидуальные страхи, опасения, двигательные расстройства в виде лишних движений, моторных навязчивостей, гиперкинезов. У подростков в ремиссиях сохранялся резидуальный бред, галлюцинации, стертые явления психического автоматизма на фоне адинамических депрессий и непродуктивных гипоманий с расторможением влечений. Критика к перенесенному психотическому состоянию была неполной. В личности больных обнаруживались эмоциональная тусклость, холодное отношение к родным, склонность к ипохондрическим опасениям. В связи с этими проявлениями больные нуждались в продолжении лечения нейролептиками (лепонекс, галоперидол, стелазин и др.), транквилизаторами.
Заключая настоящее сообщение, следует отметить, что к особенностям аффективно-бредовых приступов в круге острой детской и подростковой шизофрении прежде всего следует отнести неоднородный, редуцированный их характер при возможности возникновения у детей старшего возраста и подростков приступов развернутого типа, приближающихся по клинической картине к таковым у взрослых больных.
У детей младше 5—8 лет в клинической картине приступов основным является тревожное настроение с бредовой настроенностью. Чувственный бред в этих состояниях, как правило, вовсе отсутствует, либо, в исключительно редких случаях — кратковременен, рудиментарен. Бред трудно выделяем из-за недостаточного его осознания, неотчетливой вербализации. Вместе с тем, в состоянии имеет место недоуменность, иллюзорное восприятие окружающего, нередко с ожиданием чего-то непонятного, страшного. Тревожное состояние у детей, в отличии от подростков, значительно более лабильно. Тревожность у них маскируется слезливостью, непонятной для окружающих капризностью, истероформным поведением с грубой требовательностью, агрессией и злобностью. Эти состояния легко переходят в труднокупируемую ажитацию с выраженными вегетативными расстройствами.
У детей постарше — в возрасте 8—9 лет — с хорошим интеллектуальным развитием формируются тревожно-бредовые состояния с элементарным чувственным бредом. Содержание его изменчиво и не выходит за пределы детских обыденных представлений. Несмотря на это, круг бредовых представлений близок к идеям отношения, неродных родителей, идеям вредной для здоровья пищи, ипохондрическим. Эти идеи никак не интерпретируются, словесный отчет о них остается затрудненным.
У подростков при неразвернутой картине психоза также возможны рудиментарные тревожные состояния с бредовой настроенностью и чувственным бредом. Однако у них эти приступы болезни возникают с более выраженной. отчужденностью, недоверчивостью, замкнутостью, значительно меньшей лабильностью аффекта. В целом эти состояния у подростков более стабильны и по выходе из них возможна почти полная словесная интерпретация пережитого.
Наконец, только у подростков и в редких, отдельных, наблюдениях у детей 9—10 лет удается обнаружить в приступах аффективно-бредовые расстройства с почти полной гаммой образного бреда, а именно — отношения, влияния, значения, инсценировки, действия двух противоположных сил и этапностью их становления. При этом следует подчеркнуть, что характер фабулы бреда остается простым и обыденным, фантастический бред обнаруживается преимущественно у мальчиков, у девочек — эротический или сказочного содержания. Характерным для приступов этого типа является наличие в них, и то в единичных случаях, только симптомов открытости без других проявлений синдрома Кандинского—Клерамбо. Последнее, по-видимому, объясняется прежде всего особенностями структуры самого аффективно-бредового состояния в острых приступах рекуррентной шизофрении. Рудиментарность аффективно-бредового состояния, и более всего чувственного бреда, можно поставить в связь и с психической незрелостью больных детей. Высказанное предположение подтвердили результаты катамнестического наблюдения рассматриваемой группы больных. Оказалось, что у одних больных клиническая картина в повторных приступах болезни усложнялась в основном за счет расширения фабулы чувственного бреда, появления отчетливой бредовой деперсонализации и дереализации, возникновения как обыденного, так и фантастического бреда значения, инсценировки, идей действия антагонистических сил и этапного развертывания перечисленных расстройств. В повторных приступах болезни так и не формировался синдром Кандинского—Клерамбо. У других больных при наличии в личностной структуре признаков выраженного инфантилизма, наблюдалась регрессия бредового регистра в последующих приступах шизофрении, при том что болезнь в целом не приобретала регредиентного течения.
Анализ клинических особенностей острых приступов шизофрении с преобладанием в них галлюцинаторно-бредовых расстройств позволяет прийти к следующим выводам.
У детей в возрасте 3—5 лет в острых приступах болезни основное место занимают страх, тревога, гипнагогические иллюзорные и галлюцинаторные расстройства. Преобладают зрительные и тактильные обманы. На этом фоне в единичных наблюдениях возможно невербализуемое чувство неприязни к родным, не поддающееся коррекции.
У детей в возрасте 6—8 лет в похожих по клинике острых приступах шизофрении, также протекающих с тревогой, страхом, гипнагогическими галлюцинаторными обманами, прежде всего расширяется круг галлюцинаций, появляются акоазмы, элементарные оклики, затем вербальные галлюцинации, наконец, у детей 9— 10 лет — псевдогаллюцинации, уже вне связи с просоночными состояниями. Зрительные, тактильные обманы нередко становятся основой формирования бреда, идей метаморфоза; ложные узнавания, двойная отрицательная и положительная ориентировка — идей двойника, антагонистических сил.
Неприязненное чувство к родным у этих больных словесно квалифицируется, вербализуется. Это собственно еще не идеи отношения, а идеи наличия чего-то плохого, злого в окружающих людях, причем, как правило, к его носителям относятся самые близкие больному ребенку люди. В этих идеях нередко трудно разграничима фабула отношения, влияния от ипохондрической. Бред по-прежнему занимает малый удельный вес в структуре приступа болезни, отличается примитивностью, обыденностью содержания, чувственным характером и отсутствием системы в нем.
У детей с возраста 8—10 лет становится возможным появление идей значения, когда ими придается значимость обычным событиям, фактам, объектам.
В острых приступах у подростков 11—15 лет наблюдалось последующее усложнение галлюцинаторно-бредового состояния и формирование всех его эквивалентов. Интересно, что у ряда больных подростков начальный этап галлюцинаторно-бредового приступа заметно не отличается от такового у детей младшего возраста, уже рассмотренных выше. С углублением болезни прежде всего наблюдается усложнение галлюцинаторных расстройств, наконец, становится возможным формирование разных видов псевдогаллюцинаций. На первое место в приступах у всех этих больных выступают бредовые расстройства, становится исчерпывающей формулировка, словесная квалификация идей отношения, влияния, воздействия. Несмотря на мимолетность в приступах этого типа идей значения, инсценировки, они быстро принимают фантастический характер. Фабула бреда воздействия также расширяется, что находит отражение в идеях колдовства, гипнотического влияния, воздействия разными техническими средствами. Чувства больных, настроение, сновидения — все протекает с характером сделанности. Бред становится образным, чувственным, начинает сочетаться с явлениями психического автоматизма, чувством овладения, воздействия, открытости.
Именно у подростков в возрасте 15—17 лет в этих приступах болезни становится возможным формирование всех видов психического автоматизма: идеаторного, сенсорного, моторного, делаются отчетливыми ментизм, открытость мыслей, их звучание, явления «разматывания воспоминаний», становится возможным формирование синдрома Кандинского—Клерамбо.
Таким образом, изучение двух групп приступообразной шизофрении у детей и подростков с аффективно-бредовой и галлюцинаторно-бредовой структурой приступов в возрастном аспекте раскрывают разный патокинез этих состояний, зависящий как от возрастной зрелости больного, так и от формы течения болезненного процесса. Динамическое изучение психопатологической структуры аффективно-бредовых приступов в возрастном аспекте представляет интерес, давая возможность проследить становление всех форм чувственного бреда. Сходное изучение структуры галлюцинаторно-бредовых состояний в возрастном аспекте открывает перед нами основные тенденции развития галлюцинаторных расстройств, образного бреда и становления синдрома Кандинского—Клерамбо.
Полученные в исследовании данные представляют большой научный интерес, раскрывая возрастной патокинез бреда и галлюцинаторных расстройств, а также имеют практическое значение, т. к. могут быть использованы для дифференциальной диагностики разных форм течения детской и особенно подростковой шизофрении с аффективно-бредовыми и галлюцинаторно-бредовыми типами приступов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башина В. М. Ранняя детская шизофрения. Издательство «Медицина» М., 1980.
2. Вроно М. Ш. Возрастные особенности течения шизофрении у детей и подростков. Дисс. докт. М., 1967.
3. Вроно М. Ш. Об особенностях бреда при шизофрении. Труды Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1973, т. 66, с. 53—58.
4. Калугина И. О. Клинические особенности приступообразно-прогредиеитной шизофрении у детей. Журн. невропатол. и психиатр., 1970, № 9, 1968.
5. Мамцева В. Н. Клинические особенности синдрома Кандинского при шизофрении у детей. В кн.: Вопросы клиники, патогенеза и лечения шизофрении. М., 1958, с. 292—303.
6. Моисеева М. И. Об особенностях клиники и течения шизофрении с бредовыми проявлениями в детском и подростковом возрасте. Канд. дисс. М., 1969.
7. Полякова Н. Е. Некоторые клинические особенности приступообразно-прогредиентной шизофрении у подростков. Дисс. канд. М., 1975.
8. Симашкова Н. В. Клинические особенности подростковой шизофрении с острыми полиморфными приступами. Дисс. канд. М., 1984.
9. Симсон Т. П. Шизофрения раннего детского возраста. М., 1948.
10. Сосюкало О. Д. Особенности парафренного синдрома при шизофрении у подростков. В кн.: Труды Ин. психиатрии МЗ РСФСР, т. 56. (Шизофрения. Клиника, патогенез, лечение.) М., 1968, 186—187.
11. Сухарева Г. Е. Клиника шизофрении у детей и подростков. Госмедиздат., УССР, 1937.
12. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Медицина, 1974.
13. Eggers С h. Verlaufsweisen kindlicher und prapubiraler Schizofrenien Springer. Berlin—Heidelberg—New-York: Verlay, 1973, 250 s.
14. Kauton L. Good outcome in yound adult schizophreina.— Arch. Gen. Psychiat, 1973, vol. 29, I, p. 103—110.
15. Lemрр R. Psychosen im Kindes-und Jugendalter-eine Realitatsbe-zugsstorung. H. Huber., Bern., 1973.
16. Lutz J. Uber die Schizophrenie im Kindesalter. Schwez. Arch. Neurol. Psychiatr., 1937, 39, 2, 335.
17. Strunk P. Formenkreis der endogenen psychosen. In: Harbauer. Lehr-buch. der Springer—Berlin—Heidelberg—New York, 1980, 4, S. 461—480.
18. Villinger W. Simptomatologie der Kindlich-jugendlichen schizophre-nien. II Intern. Kongr. Psychiat, Zurich Congr. Rep., 1957, I, 345.
РЕЗЮМЕ
Работа посвящена клиническим особенностям бредовых приступов (в возрастном аспекте) при рекуррентном и шубообразном течении шизофрении у детей и подростков.
Изучено 95 аффективно-бредовых приступов у 12 детей и 25 подростков и 52 галлюцинаторно-бредовых приступа, манифестировавших в возрасте 3—17 лет. Клинико-динамическое и клинико-катамнестическое наблюдение варьировало от 3 до 15 лет.
Дано клиническое описание тревожных состояний, тревожных с бредовой настроенностью и рудиментарным чувственным бредом, аффективно-бредовых состояний в круге рекуррентной шизофрении и тревожных состояний с галлюцинациями, галлюцинаторно-бредовых состояний в круге шубообразной шизофрении в возрастном аспекте.
Динамическое изучение психопатологической структуры аффективно-бредовых приступов в возрастном аспекте позволило проследить становление всех форм чувственного бреда. Сходное изучение структуры галлюцинаторно-бредовых состояний — основные тенденции развития галлюцинаторных расстройств, образного бреда и становления синдрома Кандинского—Клерамбо.
Диагностические критерии и методы
Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:
- невропатолог;
- лор;
- логопед;
- психиатр;
- доктор, который специализируется на болезнях развития.
Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.
Психоз реактивный
Главная Медицинская энциклопедия Справочник по болезням П
Реактивный психоз — психическое расстройство, возникающее вследствие воздействия психосоциальных стрессов и имеющее сходство с другими психозами, но его изменчивость, лабильность и аффективная насыщенность более выражены. Этиология. Психотравмирующая ситуация, оказывающая выраженное стрессовое воздействие почти на любого человека при сходных обстоятельствах в данной культурной среде.
Классификация и клиническая картина. Для всех реактивных психозов характерна триада Ясперса: связь расстройства с психической травмой по времени её возникновения, отражение психотравмирующей ситуации в клинической картине психоза, выздоровление после прекращения воздействия психотравмирующей ситуации. В отечественной психиатрии различают следующие формы реактивного психоза:
- Гипокинетическая аффективно-психогенная шоковая реакция (психогенный шок) — внезапное развитие психомоторной заторможенности, вплоть до полной обездвиженности (аффектогенный ступор).
- Гиперкинетическая аффективно-психогенная шоковая реакция (психогенный шок, реакция катастрофы) — острое психомоторное возбуждение, развивающееся на фоне нарастающих тревоги и страха. Поведение теряет целесообразность, движения становятся хаотичными и бессмысленными. Пациенты в страхе мечутся, бегут куда-то, иногда навстречу опасности (фугиформная реакция).
- Истерические психозы
- Истерическое сумеречное помрачение сознания — расстройство, возникающее на фоне аффективно суженного сознания и проявляющееся тревогой, эмоциональной неустойчивостью (немотивированный смех неожиданно сменяется плачем), иногда зрительными галлюцинациями, псевдодемен-цией. Синдром Ганзера — один из вариантов расстройства.
- Псевдодеменция (псевдодеменция Вёрнике) — регресс психической деятельности, имитирующий слабоумие. Больные дезориентированы, нелепо отвечают на самые простые вопросы, с грубыми ошибками выполняют элементарные задания (например, на просьбу указать на глаза показывают нос, вместо руки — ногу, туфли надевают на руки и т.д.). Но их ответы всегда соответствуют теме поставленного вопроса (например, белый цвет они называют чёрным, лето -зимой и т.д.). Наблюдают нарушения речи и письма — аграм-матизмы, пропуски букв и слов, неровность почерка. Выражение лица — растерянное с бессмысленной улыбкой.
- Пуэрилизм — регресс психической деятельности, характеризующийся появлением в речи и поведении взрослого детских черт. Пациенты говорят с детскими интонациями, шепелявят, сюсюкают, ко всем обращаются на ты, называют дядями и тётями, охотно играют в детские игры, часто капризничают, недовольно надувают губы, обиженно плачут. Расстройство отличается диссоциированностью: наряду с детскими чертами в поведении сохраняются отдельные привычки взрослого человека, например правильная манера зажигать спички, курить.
- Синдром бредоподобных фантазий — бредоподобные идеи величия, богатства, изобретательства, развивающиеся на фоне аффективно-тревожного фона настроения и отражающие стремление личности вытеснить психотравмирующие переживания.
- Синдром одичания — распад сложных психических функций на фоне аффекта страха. Поведение больного уподобляется поведению животного. Пациенты утрачивают навыки самообслуживания, ползают, лают, рычат, обнюхивают пищу и предметы, едят руками, агрессивны.
- Истерический ступор (психогенный ступор, псевдокатато-нический ступор, эмоциональный ступор, диссоциативный ступор) — выраженная психомоторная заторможенность, сопровождающаяся мутизмом, выраженным аффективным напряжением. Мимика — выразительная, отражает аффект (страдание, отчаяние, злоба). При напоминании о психотравме у пациентов учащается пульс, на глаза наворачиваются слезы, вздрагивают веки и крылья носа.
- Реактивная депрессия — остро развивающееся депрессивное состояние, характеризующееся подавленным настроением, тоской, психомоторной заторможенностью или возбуждением,тревогой. На высоте развития психоза возможно возникновение бреда, галлюцинаций и суицидальных тенденций.
- Реактивный параноид (психогенный параноид).
- Реактивная паранойя (психогенная паранойя) характеризуется развитием интерпретативного бреда, не выходящего за рамки психотравмирующей ситуации.
- Реактивный бредовый психоз (параноид внешней обстановки, ситуационный параноид) характеризуется развитием на фоне выраженных тревоги и страха бреда преследования, воздействия, отношения, отражающих тему психотравмирующей ситуации. Часто наблюдают в условиях судеб-но-следственной ситуации, военного времени, внезапной изоляции (например, завалы в шахтах), резкой перемены окружающей обстановки (например, эмиграция).
- Интоксикация наркотическим средством и синдром его отмены
- Шизофрения
- Расстройства настроения
- Бредовое расстройство. Лечение
- При психомоторном возбуждении — левомепро-мазин или хлорпромазин (аминазин) по 100-300 мг/сут, фе-назепам по 1,5-3 мг/сут
- При реактивной депрессии — антидепрессанты (например, амитриптилин по 150-300 мг/сут, имипрамин по 150-300 мг/сут, сертралин по 50-100 мг/сут однократно в утренние часы), транквилизаторы (например, диазепам [сибазон] по 5-15 мг/сут, феназепам по 1-3 мг/сут, медазепам [мезапам] по 20-40 мг/сут)
- При реактивных пара-ноидах — нейролептики (например, галоперидол 5-15 мг/сут, трифтазин по 5-15 мг/сут)
- При истерических психозах -транквилизаторы (например, диазепам [сибазон] по 5-15 мг/сут, феназепам по 1-3 мг/сут, мезапам по 20-40 мг/сут), нейролептики (например, тиоридазин, перициазин, алимемазин по 40-60 мг/сут)
- При истерическом ступоре — психостимуляторы, например сиднокарб по 30-40 мг/сут. Течение и прогноз. Психоз обычно развивается в течение нескольких часов после психотравмы. Продолжительность психоза -от нескольких часов до нескольких месяцев. При адекватной терапии прогноз благоприятный. На вероятность благоприятного исхода заболевания указывают лабильность симптоматики, благополучное преморбидное состояние пациента, отсутствие в семейном анамнезе случаев шизофрении и непродолжительность симптомов (от нескольких часов до нескольких дней).
Синонимы
- Кратковременное психотическое расстройство
- Психогенный психоз
Оказание профессиональной помощи
Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.
Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:
- назначение антипсихотиков, антидепрессантов, стимуляторов и т.д.;
- консультации профильных специалистов;
- семейную терапию;
- групповую и индивидуальную психотерапию;
- внимание и любовь родителей.
Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.
Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.
В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать транквилизаторы. Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.
В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.
Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.
Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.
Причины возникновения патологии
К физиологическим причинам возникновения психотических расстройств в раннем возрасте относятся:
- Дисфункции щитовидной железы.
- Последствия гормонального сбоя, период полового созревания.
- Высокая температура, вызванная иными заболеваниями.
- Побочные эффекты при химиотерапии, приеме лекарств.
- Менингит.
- Алкоголь, принимаемый беременной женщиной (внутриутробный алкоголизм плода) или при кормлении грудью.
- Генетическая наследственность.
У подростков часто срывы психики случаются как следствие попадания в стрессовую ситуацию. Серьезной психотравмой для них может стать смерть близкого человека, конфликтные ситуации в семье или с друзьями, резкая смена жизненных обстоятельств.
Психоз, возникший на фоне психотравмы у подростка, как и подобные проявления болезни у взрослых людей, может длиться недолго и исчезает с устранением стрессового фактора. Но стоит помнить, что склонность к психотическим расстройствам может передаваться по наследству, и тогда течение заболевания бывает более тяжелым. Иногда дисфункция сознания достигает инвалидности, сохраняясь всю жизнь.
Психолог рассказывает о том, как поведение родителей может спровоцировать развитие психоза у ребенка
Рекомендации родителям
Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:
- не забывать, что психоз – это заболевание, которое нуждается в лечении;
- лечение нужно начинать своевременно, не затягивать поход к специалистам;
- необходимо проконсультироваться с несколькими специалистами, потому что правильное лечение – залог успеха;
- для лечения и профилактики болезни важна поддержка родных и близких;
- доброжелательность по отношению к больному ускоряет процесс лечения и обеспечивает стойкий результат после излечения;
- после лечения малыша необходимо вернуть в нормальную среду, строить планы на будущее;
- необходимо создавать спокойную атмосферу в семье: не кричать, не практиковать физическое или моральное насилие;
- заботиться о физическом здоровье малыша;
- не допускать стрессы.
Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.