Россия, Тюмень, Солнечный проезд
Телефон:
+7 (902) 624-22- Показать номер
Пн-вс: 10:00—20:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vk email

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ У БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Афазия – это медицинский термин, обозначающий потерю способности говорить. Чаще всего она развивается в результате инсульта и является не самым тяжелым его последствием. Однако для человека, перенесшего ишемическую атаку, и для его близких людей это может быть серьезной проблемой. По сравнению с речевыми способностями, двигательные функции восстанавливаются гораздо быстрее. Правильный подход и лечение также быстро помогут обратить афазию после инсульта и восстановить речевые функции. В этой статье мы разберем, из-за чего развивается данное нарушение, как его правильно распознать и лечить.

Что такое моторная афазия?

Афазия – расстройство когнитивной сферы человека, связанное с выраженным нарушением речевой функции или восприятия услышанной речи больным. Важно отметить, что афазия является заболеванием, при котором нарушается или пропадает уже сформированная речевая функция. При афазии происходит частичная или абсолютная потеря способности к синтезу собственной речи или её восприятию, причём важно отметить, что при афазии не происходит органического поражения гортани и голосовой щели. Нарушение речи связано с локальным поражением корковых структур головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи. Помимо нарушения речевой функции у больных также встречаются парафазии, синдром логореи, персеверации, аграфия и алексия, а также речевые эмболы. Заболевание характеризуется значительным сокращением словарного запаса и соответственно лексикона пострадавшего человека, соответственно больной также теряет способность к правильной и осознанной письменности и чтению.

Все вышеперечисленные дисфункциональные проявления афазии в конечном итоге приводят к социальной дезадаптации больного, нарушению личностных качеств и характеристик, а также к социальной замкнутости. Всё это влечёт за собой развитие и прогрессию не только неврологических расстройств, но и психических. Афазия считается сложной патологией смешанного характера. Сферой изучения, диагностики и лечения афазии занимаются такие специалисты, как неврологи, логопеды, психологи и психиатры, а также врачи-реабилитологи. В Клиническом Институте Мозга на базе неврологического центра работает целое отделение, занимающееся данными вопросами, все сотрудники разных специальностей постоянно взаимодействуют друг с другом, что делает диагностику и лечение больных с диагнозом моторная афазия намного более эффективной.

Физиологические аспекты моторной афазии

Центральная нервная система человека устроена наисложнейшим образом, благодаря тонкому взаимодействию всех корковых и подкорковых структур головного мозга происходит формирование всех основных функций высшей нервной деятельности. Чтобы понять какие нарушения влечёт за собой развитие афазии необходимо знать небольшой минимум физиологических аспектов функционирования зон головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи.

Моторная афазия Брока и зона Вернике

Основную роль в анализе и синтезе речи играют две зоны в коре больши полушарий головного мозга:

  1. Речевая зона названная в честь исследователя, её открывшего – Вернике;
  2. Центр Брока отвечающий за моторную функцию речи.

Обе зоны отвечают за восприятие и обработку поступающей в головной мозг речевой и визуальной информации с дальнейшей её обработкой и интерпретацией, а также синтетической речевой деятельностью. Зона Брока находится в области задней нижней части третьей лобной извилины левого полушария.

  • Зона Брока отвечает за моторную организацию речевой функции и связана с фонологическим и синтаксическим преобразованием поступающей информации. Таким образом зона Брока является кинетико-моторным вербальным анализатором, воспринимающим мышечную информацию.
  • Зона или область Вернике – область коры головного мозга, отвечающая за восприятие письменной и устной речи. Данная зона находится в области задней части верхней височной извилины на стороне доминантного полушария. Данная зона отвечает за синтаксис и интонационные характеристики речи.

Задания на дом при лечении нарушений речи

Часто логопед оставляет рекомендации и упражнения для закрепления итогов занятий. Их нужно выполнять, но, придерживаясь ряда правил:

  • Не нужно воспринимать нарушение речи, как психическое отклонение.
  • Старайтесь вовлекать больного в разговор. Неважно, молчит ли он, либо говорит очень неразборчиво. Отказ от общения с ним приводит к тому, что речь не восстанавливается.
  • Показывайте любимые программы, включайте радио или музыку, мотивируйте подпевать, пусть даже звуками.
  • Нельзя прерывать занятия при отказе родственника отвечать на вопросы или заниматься. Переключитесь на упражнения, направленные на понимание речи.
  • Категорически запрещено ругать за лень. После инсульта чаще всего у больного начинается депрессия, что приводит к снижению желания быстрее восстановиться.
  • Не прерывайте попытки человека высказаться, пусть это и занимает много времени. Договаривать за него нельзя.
  • Разговаривайте с больным короткими фразами в неспешном темпе. Если требуется, повторяйте сказанное, сопровождая речь рисунками или жестами. Это обусловлено тем, что зачастую люди после приступа почти (или совсем) не воспринимают обращенную речь.
  • Занятия проводить в полной тишине один на один.
  • Не стоит выдерживать определенное время одного занятия. Смотрите на нынешнее состояние родственника, степень его утомления.

Восстановление речи после инсульта требует усилий, однако при четком соблюдении всех рекомендаций пожилой человек сможет добиться существенных результатов.

Причины

Афазия – органическое поражение головного мозга, это означает, что в его причинах лежат серьёзные нарушения метаболической активности. Существует много причин, способных оказать патологическое действие на нейроны головного мозга, к самым распространённым из них можно отнести:

  • Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт;
  • Черепно-мозговая травма;
  • Онкологическое поражение ткани головного мозга;
  • Инфекционные заболевания, такие как энцефалит или менингит;
  • Болезнь Альцгеймера или Пика;
  • Оперативные вмешательства на головном мозге.

Все вышеперечисленные причины могут приводить к повреждению нейронов, участвующих в образовании речевой функции.

Также важно отметить и предрасполагающие факторы, которые значительно повышают риск формирования вышеперечисленных заболеваний. К таким факторам относятся:

  • Дисметаболические нарушения;
  • Дислипидемия и атеросклероз церебральных сосудов;
  • Артериальная гипертензия;
  • Ревматизм.

Последствие инсульта

Чаще всего моторная афазия развивается после перенесённого инсульта. При этом ишемическое повреждение с последующим некрозом происходит в зоне Брока, которая отвечает за моторную функцию речи. Причём чаще всего поражение данной зоны происходит в результате тромбоза ветвей средней мозговой артерии. На втором месте после нарушения мозгового кровообращения находится поражение зоны Брока онкологического характера.

Терапия постинсультной афазии

При лечении данного заболевания нужно помнить, что даже у пожилых пациентов мозг поддается восстановлению. Связи между нейронами могут вновь образовываться даже в солидном возрасте, главное при этом соблюдать определенные правила:

  • ежедневно выполнять упражнения, призванные пробудить участки головного мозга, соседствующие с местом поражения;
  • обеспечивать нормальное кровоснабжение пораженных участков мозга;
  • обеспечивать нормальный доступ кислорода к пораженным участкам;
  • избегать стресса и нервных потрясений, которые являются препятствием на пути нервных импульсов.

Начинать лечить афазию после инсульта нужно комплексно и как можно раньше. Иногда процесс купируется сам собой, но на это рассчитывать не стоит. Только при длительном и правильно подобранном лечении, а также поддержке родных и близких людей можно рассчитывать на успех терапевтических мероприятий.

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение основано на приеме препаратов, с помощью которых можно улучшить мозговое кровоснабжение и ускорить доставку к мозгу кислорода и питательных веществ. Они также призваны укрепить нервные связи, способствующие оптимизации обменных процессов в головном мозге.

Препараты при лечении афазии после инсульта назначаются комплексно. Сначала специалист проводит внутривенное введение, затем внутримышечное. Спустя 1-3 недели лечения можно переходить на пероральный прием таблетированных форм.

Помимо специфического лечения, специалист назначает препараты, призванные улучшить общее состояние организма. Если потеря речи сопровождается другими психическими нарушениями, то методы терапии могут быть ограничены. Это необходимо для того, чтобы снизить лекарственную нагрузку на внутренние органы.

Физиотерапия и другие методы лечения

Улучшить мозговое кровообращение после инсульта можно с помощью иглорефлексотерапии, путем электромиостимуляции артикуляционных мышц и воздействия на головной мозг силовым полем.

При лечении афазии также важны консультации психотерапевта и афазиолога. Занимаясь с больным 5-15 минут день, логопед заново учит его строить диалог, понимать устную речь, обучает его навыкам письма и чтения.

Людям, ухаживающим за больным, нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы он вновь учился пониманию и воспроизведению речи. Чтобы ускорить процесс лечения и реабилитации, следует как можно раньше записаться на прием в клинику инсульта вашего города.

Классификация

Для удобства применения в практической медицине существует специальная классификация афазий, основанная на систематизации проявляемых нарушений в соответствии с утраченной функцией и поражённым участком головного мозга.

Различают следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная афазия, проявляется при поражении зоны Брока, при этом у больного появляются артикуляционные дефекты речи или апраксия;
  • Афферентная моторная афазия, развивается с поражением постцентраьной борозды. Основным нарушением при данной форме является кинетическое нарушение речи или выраженное затруднение речевой функции, связанной с формированием конкретных звуков;
  • Акустико-гностическая, при поражении зоны Вернике. Характеризуется утратой фонематического слуха. Человек с данной формой перестаёт адекватно воспринимать речь собеседника;
  • Акустико-мнестическая, при данной форме также поражается зона Вернике, а проявлением становится нарушение зрительного представления о предмете и потеря слуховой памяти;
  • Амнестико-семантическая, при поражении задневисочных отелов головного мозга. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, простая речь не страдает;
  • Динамическая, проявляется при поражении задних участков лобных долей. Проявляется нарушением программы высказывания, что приводит как к нарушению восприятия речи, так и нарушению её формирования.

Описание логопедических занятий при инсульте

Работает правило: «чем раньше начать, тем лучше». Если лечащий врач разрешит, занятия можно начать уже в отделении реанимации. Логопед в зависимости от состояния больного определяет, какие упражнения ему подойдут, оптимальную продолжительность урока, корректирует программу по мере усвоения материала. Обязательно проводить восстановление речи в совокупности с приемом специальных медикаментов (ноотропов).

Длительность занятия 20-45 минут в зависимости от скорости утомляемости больного. При негативных проявлениях урок уменьшается до 10 минут. Частота занятий определяется специалистов в зависимости от степени нарушения речи.

Срок восстановления речи после инсульта напрямую зависит от типа и тяжести афазии. При легких нарушениях улучшение наступает через 2-4 недели занятий, а выздоровление – через 1 год. При афазии средней тяжести восстановить речь получается через 2-3 года непрерывной работы. При тяжелых – потребуется от полугода до нескольких лет с привлечением нейропрсихолога. Логотерапия не всегда помогает восстановить речь в полной мере, поскольку повреждение мозга обратить нельзя.

Симптомы и признаки

Центр Брока считается моторным или речедвигательным, что при его поражении вызывает появление характерных функциональных нарушений в речепродукции. Моторная афазия проявляется нарушением моторной функции речи, причём пострадавший человек мысленно не испытывает проблем в формировании речи, однако при произнесении испытывает крайне выраженное затруднение.

Моторная афазия характеризуется:

  1. Распадом грамматического строя речи или по-другому агремматизм. Происходит путаница в падежах, временах, также пациенту сложно произносить артикли и предлоги. Происходит формирование речевых стериотипов;
  2. Аномией – трудность в подборе нужных слов, при этом речь значительно замедляется, так как больной пытается найти синонимы к предыдущему слову.
  3. Нарушение артикуляции – путаница звуков, нарушение их порядка.

Уже при общении с пациентом можно с уверенностью выставить диагноз моторной афазии опираясь на наличие вышеописанных симптомов.

Диагностика

План диагностического обследования пациента с моторной афазией практически ничем не отличается от обследования пациента пострадавшего от острого нарушения мозгового кровоснабжения или с повреждением головного мозга. Обязательными исследованиями являются:

  • Томографические методы исследования, в особенности магнитно-резонансная томография, которая позволяет хорошо отобразить органические повреждения мягких тканей, в особенности головного мозга. Позволяет подтвердить наличие или отсутствие очагов распада нервной ткани или опухолевого процесса;
  • Ультразвуковое доплеровское исследование сосудов шеи на предмет выявления атеросклеротического поражения сосудов;
  • Рентгенокнтрастное исследование церебральных сосудов или ангиография – применяется при топической диагностики ишемических повреждений головного мозга.

Обязательно проведение стандартных лабораторных исследований, таких как: общий анализ мочи и крови, биохимический анализ крови.

На базе Клинического Института Мозга имеется высокофункциональное передовое диагностическое отделение, а также клинический лабораторный комплекс, оснащённый современным оборудованием. Высококвалифицированный персонал клиники позволяет проводить быструю и точную диагностику для формирования последующей лечебной схемы в самые короткие временные сроки.

Дифференциальная и топическая диагностика

Проводится для уточнения локализации поражений головного мозга, а также уточнения формы афазии. Проведение дифференциальной диагностики необходимо для правильного формирования дальнейшей эффективной лечебной тактики. При общении с пациентом удаётся выяснить какие именно симптомы характерные для конкретного вида афазии превалируют, что и позволяет определиться с клиническим диагнозом.

Лечебная тактика

Сразу стоит сказать, что радикального лечения при любом виде афазии на данный момент не предусмотрено. Даже самые передовые лечебные и реабилитационные схемы не позволяют полностью скорректировать органические повреждения головного мозга, повлекшие за собой функциональную дезорганизацию работы когнитивной сферы пострадавшего.

Основное лечение направлено на устранение заболевания, повлекшего за собой развитие повреждение зоны Брока и анатомически прилежащих мозговых структур. Основа лечения – предотвращение трофических нарушений для минимизации зоны органического повреждения нервной ткани головного мозга. Для этого применяется комплексная фармакологическая терапия, которая заключается в курсовом применении препаратов с нейропротективным действием, ноотропов, а также метаболических препаратов, улучшающих нейроциркуляторную деятельность.

Помимо медикаментозного лечения обязательно проводится под контролем лабораторных показателей крови.

Упражнения при афазии после инсульта

Для скорейшего восстановления речевой функции рекомендовано выполнять специальные упражнения под руководством логопеда-афазиолога. Чем раньше после перенесения инсульта будут начаты занятия, тем результативнее будут проделанные мероприятия.

Рекомендовано начинать занятия сразу же после переведения больного в условия обычного стационара (за исключением палат интенсивной терапии).

Тренировки начинаются с небольших нагрузок (до 7-ми мин. в день), постепенно увеличивая время взаимодействия с узкопрофильным специалистом (до 15 мин/день). Примечание: ключевую роль играет не продолжительность, а частота и регулярность занятий.

Базовые упражнения строятся по стандартной схеме:

• чтение; • письменные нагрузки; • построение предложений (происходит в виде доверительного диалога); • пение; • логопедический массаж ― специалист массирует щеки, участки языка, нёбо, губы с помощью одноразового деревянного или пластикового отоларингологического шпателя; • манипуляции, направленные на достижение пациентом понимания происходящего вокруг, произносимых предложений. Иногда прибегают к использованию жестикуляции, мимики.

Эффективные нагрузки для устранения афазии при инсульте (логопедический материал для занятий):

1. Складывание губ трубочкой с попыткой удержать их в таком положении хотя бы пять секунд. Аналогичное упражнение проделывают и с языком. 2. Надувание щек воздухом. 3. Поочередный захват зубами верхней и нижней губы. 4. Выполнение круговых движений языком по часовой и против часовой стрелки (так называемое облизывание губ). 5. Имитация поцелуя. 6. Необходимо достать языком к подбородку/носу. 7. Постукивание кончиком языка по небу. 8. Проработка и регулярное повторение элементарных слов, в т.ч. с помощью визуализации данных (бумажные картинки, специальные мобильные приложения, программы на ПК и т.д.). 9. Разучивание и оттачивание качества проговаривания скороговорок. Примечание: для контроля качества выполнения упражнений, перечисленные манипуляции рекомендовано проделывать перед зеркалом. Львиная доля успеха зависит от самостоятельного закрепления материала. Речь идет о проведении тренировок с родными и близкими человека, перенесшего отек головного мозга. За любую удачную попытку пациента нужно хвалить.

Реабилитация

Обязательным лечебно-восстановительным звеном является реабилитация. Для частичного восстановления утраченной речевой функции и социальной адаптации пациента проводится курсовая реабилитация. Для больных с моторной афазией реабилитация заключается в применении специальных речевых упражнений, которые направлены на формирование новых речевых навыков. Также в период реабилитации и в дальнейшем важно периодическое посещение больным психотерапевта, так как моторная афазия является социально-зависимым заболеванием.

Нетрадиционная речевая реабилитация

В качестве дополнительного метода, помогающего нормализовать речевую функцию после перенесенного инсульта, используется так называемая зоотерапия, предусматривающая регулярный контакт с отдельными видами животных. Подобное лечение сопровождается нормализацией психоэмоционального состояния, устранением стресса, а также снятием психологического напряжения. Максимальной эффективностью отличается дельфинотерапия и иппототерапия (контакт с лошадьми). Не менее эффективен ежедневный контакт с такими домашними животными, как собаки, кошки.

Реабилитация речевой функции после перенесённого инсульта головного мозга предусматривает ежедневный труд как со стороны пациента, так и со стороны его родственников и близких людей. В этом процессе также участвуют профессиональные реабилитологи и логопеды, работа которых вносит неоценимый вклад в процесс восстановления постинсультных пациентов.

Прогноз

Во многом прогноз при моторной афазии зависит от степени тяжести поражения головного мозга и соответственно клинических проявлений заболевания. Прогноз при формировании у больного моторной афазии условно-благоприятный. Несмотря на то, что заболевание до конца не излечивается, оно не является жизнеугрожающим, а при своевременной лечебной коррекции метаболических нарушений и проведении полноценной реабилитации, пострадавший вполне может адаптироваться к проявлениям заболевания.

Клинический институт мозга Рейтинг: 3/5 — 3 голосов

Поделиться статьей в социальных сетях

Как проявляется постинсультная афазия?

В зависимости от характера поражения, выделяют три вида постинсультной дисфункции речевых способностей:

  • сенсорную (Вернике),
  • моторную,
  • тотальную.

Опытный врач может без труда отличить одну от другой. При сенсорной дисфункции речи больной:

  • не понимает обращенные к нему фразы и просьбы;
  • не улавливает смысл поговорок и иносказаний;
  • воспринимает фразы на родном языке как иностранные;
  • при чтении забывает начало предложения, не дочитав его до конца;
  • не понимает длинные предложения.

Афазия Вернике может быть мнестической (пациент забывает то, о чем только что говорил, долго составляет предложения, путает значение слов), амнестической (пациент забывает, как называются бытовые принадлежности и как их нужно использовать) или семантической (пациент не может строить длинные фразы, мыслить пространственно и логически).

При моторной афазии наблюдается обратная картина – больной после инсульта прекрасно понимает речь, но говорить не может, что вызывает у него депрессию и психоз. Она протекает в трех формах:

  • афферентной, когда больной заменяет звуки или меняет местами слоги;
  • динамической, когда больной неправильно составляет предложения;
  • форме Брока, когда больной делает большие паузы между словами, путает значение слов, совершает грубые ошибки во время чтения и письма и т.д.

При тотальной постинсультной афазии наблюдаются признаки обеих форм. Больной понимает только самую простую речь, при этом отвечать на нее также не способен. У него имеются проблемы с формулировкой просьб. Он пропускает слова в предложении, не может использовать речевые обороты, сравнения или фразеологизмы. Иногда основу речи больного составляют одни существительные.

Диагностировать афазию после инсульта способен только квалифицированный врач. При этом он обязательно должен исключить дизартрию – заболевание, при котором поражаются мускулы, ответственные за воспроизведение речи.

Ссылка на основную публикацию
Похожее