Ежедневно на каждого человека обрушивается огромное количество информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Одни люди без проблем справляются с этим потоком знаний и успешно используют его в своих интересах. Другие же с трудом способны запомнить хоть что-то. Во многом такая ситуация объясняется принадлежностью человека к определенному типу по способу восприятия информации. Если она подается в неудобной для человека форме, то ее обработка будет крайне затруднительной.
Что такое информация?
Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латинского языка это слово означает «разъяснение», «представление», «ознакомление». Наиболее часто под термином «информация» понимают новые факты, которые восприняты и поняты человеком, а также признаны полезными. В процессе переработки этих впервые полученных сведений люди получают определенные знания.
Как воспринимается информация?
Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них. Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с психикой человека:
- мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, начиная мыслить, осознает, с чем он столкнулся);
- речь (возможность назвать объект восприятия);
- чувства (различные виды реакций на предметы восприятия);
- воля (способность человека организовывать процесс восприятия).
Представление информации
По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:
- Текстовая. Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
- Числовая. Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
- Звуковая. Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
- Графическая. К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.
Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.
Способы восприятия информации человеком
В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:
- визуальная;
- звуковая;
- тактильная;
- вкусовая;
- обонятельная.
Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации (радиопередача, например) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.
Развитие тактильного восприятия у детей
Восприятие дошкольника – познавательный процесс, который открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.
В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия. Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки. Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.
Вся сенсорная информация постепенно накапливается детским мозгом. Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.
Тактильное восприятие предметов позволят ребенку непроизвольно накопить базу характеристик объектов, что в дальнейшем используется им для понимания свойств и особенностей всего окружающего.
Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.
Эти качественные характеристики можно проследить даже на таком элементарном примере, как прикосновение. Малыш до 2-3 лет хватает, хлопает ладошкой по всему, до чего дотянется. Младший дошкольник уже понимает, что все подряд трогать нельзя. Он проявляет осторожность, и в настораживающих его ситуациях прикоснется только пальчиком, быстро одернув руку. Правда, остается еще проблемой то, что не все реально опасные ситуации распознаются ребенком.
Роль тактильных ощущений в восприятии формы
Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.
Потом взрослые объяснят, что к малышу пожаловал Мишка или Верблюжонок. Но главным признаком образа для дошкольника еще долгое время будет оставаться нежная искусственная шерсть.
Вычленение отдельного признака способствует и при восприятии формы и контуров геометрических тел, коих среди детских игрушек предостаточно. Дошкольник твердо усваивает, что кубики имеют четкие углы, а все, что отличается круглой формой, можно называть мячиком.
Узнавать эти формы в дальнейшем ребенку помогает зрительное и тактильное восприятие. В большинстве случаев малыш, конечно, увидит угловатые или сферические фигуры. Но, если предложить дошкольнику игру с закрытыми глазами и давать ему в руки предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он успешно их определит.
Типы восприятия
Одна и та же информация, полученная каким-либо определенным способом, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то после минутного прочтения одной из страниц книги может без труда пересказать ее содержание, другой же не запомнит практически ничего. А вот если такому человеку прочитать тот же текст вслух, он с легкостью воспроизведет в памяти услышанное. Такие различия определяют особенности восприятия информации людьми, каждые из которых присущи определенному типу. Всего их четыре:
- Визуалы.
- Аудиалы.
- Кинестетики.
- Дискреты.
Зачастую очень важно знать, какой тип восприятия информации является для человека доминирующим и чем он характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, дает возможность максимально быстро и полно донести нужные сведения до своего собеседника.
Визуалы
Это люди, для которых главным органом чувств в процессе познания окружающего мира и восприятия информации является зрение. Они прекрасно запоминают новый материал, если видят его в виде текста, картинок, схем и графиков. В речи визуалов часто встречаются слова, так или иначе связанные с характеристикой объектов по их внешним признакам, самой функцией зрения («посмотрим», «светло», «яркий», «будет видно», «мне кажется»). Такие люди говорят обычно громко, быстро, активно жестикулируют при этом. Визуалы большое внимание уделяют своей внешности, окружающей обстановке.
Как их беречь
Гигиена органов чувств очень сильно влияет на их развитие и здоровье. Существует перечень основных правил, которые необходимо соблюдать, чтобы беречь свои рецепторы и анализаторы. Давайте рассмотрим их для каждого органа.
Зрение
Для того, чтобы поддерживать нормальное состояние своих глаз, вам следует:
- использовать хорошее освещение для чтения;
- не курить;
- правильно питаться;
- посещать окулиста минимум раз в год;
- если врач порекомендовал вам носить очки или линзы, не игнорируйте данные рекомендации;
- линзам или очкам требуется соответствующий уход и своевременная замена;
- умеренная коммуникация с гаджетами — не больше 5 часов в сутки;
- ежедневная гимнастика для глаз.
Если вы будете следовать данной не сложной инструкции, вы сможете сохранять свое хорошее зрение или даже улучшить его. Также следует учитывать, что зрение может ухудшиться за счет естественной травмы. Следовательно, не игнорируйте защитные приспособления, такие как, очки или маску, если вы работаете на заводе со сварочным или станочным аппаратом и так далее, а также старайтесь избегать контактов с ярким светом.
Вкус
Язык является очень эластичной мышцей и одной из самых сильных в организме. Оболочка языка очень шершавая, по причине того, что на нем расположено множество маленьких сосочков, которые служат в роли рецепторов, распознающих вкус еды. Данные рецепторы разделены на несколько типов, каждый из которых выполняет свою функцию:
- грибовидные;
- нитевидные;
- желобовидные;
- конические;
- листовидные.
Вот перечень правил, как беречь каждый из них:
- мыть руки перед приемом пищи;
- запрещено употребление горячей пищи или жидкости;
- не разговаривать во время приема пищи, чтобы случайно не повредить рецепторы;
- перед употреблением пищи удостоверится, что в ней не содержится опасных составляющих, например, мелких косточек.
Обоняние
С помощью носа мы можем не только ощущать приятные запахи. Данный орган также предупреждает нас о различных угрозах, таких как, утечка газа или пожар. Поэтому не следует пренебрегать уходом за данным органом. Вот перечень рекомендаций:
- курение или пассивное восприятие подобного раздражителя способствует ухудшению обоняния;
- для носа очень вредна пыль, поэтому следует проводить влажную уборку и проветривание помещений, в которых вы ежедневно находитесь;
- избегайте контактов с резкими запахами, особенно из маленьких емкостей (чем емкость меньше, тем больше частиц в ней скапливается).
Слух
Для того, чтобы беречь орган слуха, вам необходимо соблюдать 3 правила:
- не следует слушать громкую музыку;
- старайтесь ежедневно чистить уши, используя ватные палочки, а также промывать их водой;
- не используйте острые предметы для чистки ушей, в противном случае есть риск порвать перепонку.
Осязание
Кожа несет в себе главную функцию — защита большинства внутренних органов от внешних раздражителей. Благодаря коже мы различаем тепло и холод, а также чувствуем боль. Как же ее беречь?
- старайтесь мыться каждый день;
- следите за тем, чтобы ваша одежда была чистой;
- также не следует покупать одежду низкого качества;
- запрещено прикасаться к незнакомым растениям и уличным животным.
Соблюдая данные правила, вы сможете поддерживать все ваши органы чувств в хорошем состоянии.
Аудиалы
Для аудиалов гораздо проще усвоить то, что они один раз услышали, а не сто раз увидели. Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их умении слушать и хорошо запоминать сказанное как в разговоре с коллегами или родственниками, так и на лекции в институте или на рабочем семинаре. Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убеждать собеседника в разговоре с ним. Активному времяпровождению предпочитают спокойные занятия, любят слушать музыку.
Тренировка восприятия
Чтобы тренировать восприятие, нужно в первую очередь осознавать свои чувства и ощущения. А для этого лучше всего подойдет список вопросов. Выпишите их на лист бумаги и задавайте себе несколько раз в день:
- Насколько адекватно мое восприятие?
- Много ли сейчас во мне субъективного и эмоциональной пристрастности?
- Есть ли у меня страх увидеть то, что происходит на самом деле?
- Как я воспринимаю мир в его движениях, красках, формах и запахах?
- Сколько информации из органов чувств я могу вобрать в себя одновременно?
- Мое восприятие целостное?
- Мое сознание смотрит вглубь или скользит по поверхности?
Ответы на эти вопросы, которые вы будете давать каждый день, существенно изменят ваше отношение к восприятию, а значит, и прокачают его.
Дискреты
Способы восприятия информации напрямую связаны с органами чувств человека. Основная масса людей получает знания при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако типы восприятия информации включают в себя и тот, который связан в первую очередь с мышлением. Людей, воспринимающих окружающий мир подобным образом, называют дискретами. Их довольно мало, причем встречаются они только среди взрослых, так как у детей логика развита недостаточно. В молодом возрасте основные способы восприятия информации дискретами – визуальный и аудиальный. И лишь с возрастом они начинают активно размышлять об увиденном и услышанном, открывая при этом для себя новые знания.
Тактильные ощущения ребенка раннего возраста
С окружающим миром ребенок раннего возраста общается с помощью тактильных ощущений, которые имеют для него очень большое значение. Естественными и очень важными действиями малыша будет попытка ухватить погремушку, прикоснуться к груди мамы, дотронуться ножками или ручками до незнакомого предмета. Маленькие ладошки и пальчики рук приводят в движение механизм мыслительной деятельности, являясь очень важными органами.
Маленький ребенок дотрагивается до предметов сначала случайно, а затем целенаправленно. На смену периоду хаотических физических контактов приходят намеренные и координированные контакты, дающие малышу значимую информацию об окружающем мире, представление о котором без тактильно-двигательного восприятия сложиться не может.
Причина заключается в том, что тактильно-двигательное восприятие лежит в основе чувственного познания. Специалисты говорят о том, что чем тоньше у малыша тактильные ощущения, тем точнее он сравнивает, объединяет или различает окружающие его предметы.
Для успешного упорядочивания мышления, считала М, Монтессори, надо изолировать одно чувство, участвующее в восприятии. В результате внимание ребенка будет фокусироваться на изолированном чувстве, которое упражняется. Например, когда взрослые слушают музыку и хотят сосредоточиться на её исполнении, они невольно прикрывают глаза, как бы изолируя слух.
От общения с матерью, ребенок получает ощущения, накапливает опыт тактильной чувствительности, развивает тактильное восприятие, а это является стимулом умственной деятельности.
Среди основных видов ощущений выделяют ощущения:
- кожные,
- температурные,
- болевые,
- вкусовые,
- обонятельные,
- зрительные,
- слуховые.
Ученые научно подтвердили факт, что от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, которые отвечают за речь. Чтобы тактильная чувствительность у детей с интеллектуальной недостаточностью была развита, необходима предметно-пространственная развивающая среда с соответствующими материалами.
Тактильная среда, полноценно организованная, через развитие тактильной чувствительности дает возможность расширить представления о предметах и объектах окружающей действительности.
Тип восприятия и обучаемость
Способы восприятия информации людьми во многом определяют ту форму обучения, которая будет максимально для них эффективной. Конечно, нет таких людей, которые бы получали новые знания целиком при помощи одного органа чувств или их группы, например, осязания и обоняния. Все они выступают в роли средств восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются у конкретного человека доминирующими, дает возможность окружающим быстро довести до него нужные сведения, а самому человеку позволяет эффективно организовать процесс самообразования.
Визуалам, например, нужно представлять всю новую информацию в читаемом виде, на рисунках и схемах. В этом случае они гораздо лучше запоминают ее. Визуалы преуспевают обычно в точных науках. Еще в детстве они отлично складывают пазлы, знают многие геометрические фигуры, хорошо рисуют, чертят, строят из кубиков или конструктора.
Аудиалы, напротив, легче воспринимают информацию, полученную из устной речи. Это может быть разговор с кем-либо, лекция, аудиозапись. При обучении иностранному языку для аудиалов предпочтительнее аудиокурсы, чем напечатанный самоучитель. Если все же требуется запомнить написанный текст, его лучше проговаривать вслух.
Кинестетики очень подвижны. Им сложно концентрироваться на чем-либо длительное время. Таким людям трудно усвоить материал, полученный на лекции или из учебника. Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику. Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.
Дискретам требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они сначала должны осмыслить ее, соотнести со своим прошлым опытом. Таким людям можно, например, записывать лекцию преподавателя на диктофон, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, так как рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации — информатика, например.
Свойства информации
Замечание 1
Свойства информации ‒ это признаки информации, т. е. ее качественные характеристики.
Эти свойства тесным образом взаимосвязаны:
- объективность ‒ субъективность,
- достоверность ‒ недостоверность,
- полнота ‒ неполнота,
- актуальность ‒ неактуальность,
- ценность ‒ бесполезность,
- понятность ‒непонятность.
Объективность информации. Информация объективна, если не находится в зависимости от чьего-либо суждения, мнения.
Достоверность информации. Информация является достоверной, если отображает действительное состояние дел. Достоверная информация может помочь принять верное решение.
Недостоверной информация является по следующим основаниям:
- намеренное искажение (дезинформация);
- искажение вследствие действия помех («испорченный телефон»);
- непреднамеренное искажение (сплетни, байки, слухи).
Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для осознания ситуации и принятия решения.
Актуальность (своевременность) информации ‒ это важное свойство для настоящего времени. Исключительно вовремя приобретенная информация может принести требуемую пользу.
Полезность или бесполезность информации. Так как грани между данными терминами нет, то необходимо говорить об уровне полезности применительно к потребностям определенных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые человек может решить, используя данную информацию.
Понятность информации. Информация понятна, если она сформулирована на языке, доступном для получателя.
Информацию необходимо считать особым типом ресурса, при этом имеется в виду трактование «ресурса» как запаса некоторых знаний предметов материального характера или энергетических, структурных или каких-либо других определений предмета.
С данной точки зрения выделяют следующие свойства информации:
- Запоминаемость;
- Передаваемость;
- Воспроизводимость;
- Преобразуемость;
- Стираемость.
Запоминаемость ‒ одно из самых значительных свойств информации. Запоминаемую информацию именуют макроскопической (имеют в виду масштабы пространства запоминающей ячейки и время запоминания). Как раз с макроскопической информацией имеют дело в реальной практике.
Передаваемость информации при помощи каналов связи (в том числе с помехами). В этом эпизоде имеется в виду несколько другой аспект ‒ способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть «запомнена» иной макроскопической концепцией и при этом остается тождественной самой себе. Разумеется, что количество информации не должно увеличиваться при копировании.
Воспроизводимость ‒ информация не изменяется при создании копии информации.
Замечание 2
Если передаваемость означает, что нет необходимости считать значимыми отношения пространственного уровня между составляющими концепции, между которыми передается информация, то воспроизводимость определяет неистощимость и неиссякаемость информации, т.е. что при воспроизведении, информация остается тождественной самой себе.
Преобразуемость ‒ информация может изменять форму и способ собственного существования. В общем случае число информации в процессах преобразования изменяется, но увеличиваться не может.
Стираемость ‒ информация имеет такой вид преобразования, при котором ее число сокращается и становится равным нулю.
Роль в общении
Типы восприятия информации влияют и на то, каким образом с человеком лучше общаться, чтобы он прислушался к вам. Для визуалов очень важен внешний вид собеседника. Малейшая небрежность в одежде может оттолкнуть его, после чего будет совсем неважно, что он говорит. Беседуя с визуалом, нужно уделять внимание своей мимике, говорить быстро с использованием жестикуляции, подкреплять разговор схематичными рисунками.
В разговоре с аудиалом должны присутствовать слова, которые ему близки («послушайте меня», «звучит заманчиво», «это говорит о многом»). Восприятие информации человеком-аудиалом зависит во многом от того, как собеседник говорит. Тембр голоса должен быть спокойным, приятным. Важный разговор с аудиалом лучше отложить, если вы сильно простужены. Такие люди не терпят также визгливых нот в голосе.
Переговоры с кинестетиком нужно проводить в помещении с комфортной температурой воздуха, приятным запахом. Таким людям требуется иногда прикоснуться к собеседнику, так они лучше понимают услышанное или увиденное. Не стоит ждать от кинестетика быстрого принятия решения сразу после беседы. Ему необходимо время на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.
Диалог с дискретом должен быть построен на принципе рациональности. Лучше всего оперировать строгими научными фактами, правилами. Для дискрета более понятен язык цифр.
Разница между ощущением и восприятием
Это очень схожие понятия, которые, тем не менее, сильно отличаются. Поэтому давайте выясним, в чем именно.
У нас есть пять различных сенсорных органов (в классическом представлении): глаза, нос, уши, язык и кожа. Они ответственны за то, чтобы воспринимать стимулы вокруг. Сигналы, которые мы получаем из окружающей среды, называются ощущениями. Проще говоря, ощущения – это то, что воспринимают наши органы чувств и передают в мозг. Когда мозг получает стимул, он превращает его в чувства, вкус, звук, зрение и запах. В этой связи восприятие можно даже назвать шестым чувством: это то, как мы формируем мнение о чем-то, что происходит вокруг нас.
Восприятие – это абсолютно личный опыт, тогда как ощущения объективны. Нам может быть холодно (ощущение), но мы заставляем себя поверить в то, что нам тепло (восприятие). Восприятие – это концепция психологическая, ощущения – физиологическая.
У двух разных людей могут быть абсолютно противоположное восприятие при одинаковых ощущениях: вкус еды, восприятии шедевра искусства и так далее.
В этой связи хочется вынести один урок: от восприятия зависит ваш уровень счастья и успех в жизни. Не имеет значения, в каких жизненных обстоятельствах вы сейчас находитесь: научитесь воспринимать их так, чтобы они вызывали оптимизм, желание учиться и развиваться. Помните, что когда два человека смотрят сквозь решетку, то один видит грязь, а другой звезды. Мы биологические существа и сильно зависимы от условий жизни, но нам дала невероятная власть – изменять свое восприятие таким образом, чтобы в любой ситуации быть довольным жизнью и счастливым. А может и нарочно вызывать состояние неудовлетворенности, если это мотивирует нас стать лучше.
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Управление эмоциями с помощью цвета
- Психическое отражение
- Теория когнитивной нагрузки
- Чувства, эмоции и ощущения: первый шаг к профайлингу
- Опыт обучения: модель Гиббса
- Что такое сознание?
- Ощущения: что это такое и какими они бывают
- Познавательные процессы
- Почему люди верят в магию
- Психические процессы: виды и краткая характеристика
Ключевые слова:_D1027, 1Когнитивистика, 4Психорегуляция