Утомление
определяется как физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной умственной или физической деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Различают умственное утомление, которое характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания (трудностью сосредоточения), замедлением мышления и пр. Причинами утомления могут быть: потеря энергетических сил организма из-за неправильного питания, нервное напряжение, длительная или чрезмерная физическая нагрузка, недосыпание. Утомление может привести к различным заболеваниям нервной системы, обострению сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии, желудочно-кишечного тракта, снижению иммунитета.
ЛАЕННЕК-ТЕРАПИЯ. Восстановительная терапия при утомлении.
Важным этапом лечения является в первую очередь снятие стресса, восстановление вегетативной нервной системы и иммунитета организма. Именно эти задачи в комплексной терапии позволяет решить препарат «Лаеннек» — гидролизат плаценты человека (Япония), несущий молодую и здоровую энергию в организм человека. Препарат дает ощутимый эффект хорошего самочувствия и жизненной активности. Под воздействием уникального природного состава препарата запускается процесс саморегуляции, восстанавливающий баланс в организме человека.
Лечение проводится по назначению врача после предоставления анализов. Введение препарата может осуществляться внутривенно-капельно (капельницы) или фармакопунктура по биологически активным точкам (запатентованные схемы введения). Комплекс процедур подбирается индивидуально.
| Наименование | Стоимость |
| Введение препарата «Лаеннек» внутримышечно (2,0 мл.) | 2 950 руб. |
| «Плацентарные капельницы» | от 5 500 до 22 900 руб. |
| Введение препарата по БАТ (2.0 мл) | 3 800 руб. |
Признаки утомления и переутомления, их причины и профилактика
В статье авторы пытаются выделить основные признаки утомления и переутомления,определить причины их возникновения и предложить меры по их предупреждению.
Ключевые слова: переутомление, утомление, деятельность, активный отдых.
Результативность любого вида деятельности, любой работы лимитируется утомлением. Термин «утомление» имеет до 100 различных определений. Утомление — одно из основных понятий физиологии и гигиены труда, но до конца так и не согласованное между представителями этих дисциплин. Утомление — это функциональное состояние человека, проявляющееся в ряде субъективных ощущений, таких как усталость, ухудшение самочувствия, боли в конечностях, мышцах, желание прекратить работу [1].
Одним из первых, кто попытался разобраться куда тянутся нити утомления, был И. М. Сеченов. Прекрасные исследования И. М. Сеченова «Участие нервной системы в рабочих движениях человека» и «Очерк рабочих движений человека» и по сей день являются основными источниками для иследователей. Занимаясь вопросами утомления, И. М. Сеченов искал не только причины утомления, но и пытался найти меры борьбы с этим состоянием. Именно он ввёл понятие «активный отдых». И. М. Сеченов доказал, что основная составляющая отдыха в процессе трудовой деятельности — это не полный покой, а смена деятельности [5].
Психофизиологи выделяют 3 стадии утомления. В первую стадию чувство усталости незначительно, производительность труда не снижается. Во вторую стадию наблюдается значительное снижение производительности труда. Третью стадию расценивают как острое переутомление: сопровождается выраженным переживанием утомления.
При утомлении существенно изменяется деятельность органов и систем: уменьшаются мышечная сила и выносливость, меняется частота сердечных сокращений, требуется больше времени для анализа и переработки информации. Меняются технико-экономические показатели, например возрастает продолжительность выполнения операций, уменьшается продолжительность микропауз, возрастает количество ошибочных движений, увеличивается брак [1].
Утомление представляет собой естественную реакцию организма на более или менее напряженную работу. Изменения в функциональном состоянии организма, возникающие при утомлении, исчезают после сна и достаточного отдыха [3].
Исторически сложилось так, что наиболее исследовано утомление, возникающее при физической работе.
Существует две теории: гуморально-локалистическая и центрально-нервная. Сначала возникли представления о том, что утомление вызывается из-за нарушений в работе мышц. Мышцы не воспринимают сигналы, которые идут из ЦНС и вызывают в норме сокращение. Были проведены опыты с изолированными мышцами, например портняжной или икроножной мышцами лягушки. Они показали, что при ритмической электростимуляции мышцы есть возможность увидеть все три классические фазы работоспособности — врабатывания, устойчивой максимальной работоспособности и падения работоспособности. [1].
В профилактике утомления важную роль играет мероприятия физиологическая рационализация трудовых процессов. Прежде всего это касается обеспечения рациональной рабочей позы и рабочего места. Рациональной называют свободную, ненапряженную позу, в поддержании которой участвует минимальное количество мышц.
Важное значение в повышении работоспособности играют положительные эмоции, что обеспечивается хорошей организацией производственного процесса, нормальными гигиеническими условиями на рабочих местах, хорошей организацией бытовых условий, питания и отдыха. Важное место в формировании положительных эмоций принадлежит средствам промышленной эстетики, производственной музыке, созданию доброжелательных отношений в коллективе и др. [2].
Переутомление рассматривают как патологическое состояние, характеризующееся стойким снижением работоспособности. Переутомление развивается на фоне постоянного утомления. Последствиями переутомления могут быть неврозы, появление и обострение сердечно-сосудистых заболеваний, появление язвенной, гипертонической болезней.
Признаки переутомления: снижение внимания, памяти, мышления, а также головные боли, апатия, вялость, сонливость днем, бессонница ночью, ухудшение аппетита, мышечная слабость [4].
Признаки переутомления сохраняются даже после продолжительного сна и отдыха. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервнопсихических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики [3].
Литература:
- Теля Л. З., Нормальная физиология — М.: Литтерра, 2015. — 768 с.
- Большаков А. М. Общая гигиена — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 432 с.
- Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков — 2-е изд., испр. и доп. -М.: ГЭОТАР — Медиа, 2015. — 528с.
- Утомление и переутомление, их признаки и меры предупреждения//Библиофонд.URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=877040 (дата обращения 16.02.2020).
- Физиологические основы утомления//Medical-Enc.URL: https://www.medical-enc.ru/19/utomlenie/fiziologicheskie-osnovy-3.shtml (дата обращения 18.02.2020).
Статья:
Когда ребенку 6—7 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 13—14 и старше, то сделать это будет сложнее. Уход в виртуальный мир — это реальная угроза для психического и физического здоровья современных детей. Если ребенок при выключенном телевизоре и компьютере говорит, что ему скучно, нечем заняться, значит, мы не помогли ему найти и полюбить альтернативные занятия: чтение, спорт, прогулки или что-то иное.
В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось.
Появлению утомления способствуют не только интеллектуальные перегрузки, но и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.
Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки для детей дошкольного возраста.
Продолжительность занятий в дошкольном возрасте
В 3—4 года продолжительность занятий должна составлять 10—15 минут, в 4—5 лет — 20 минут, в 5—6 лет — 20—25 минут, в 6—7 лет — 25—30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.
Продолжительность сна у детей
| Возраст | Продолжительность сна (часы) | ||
| Дневного | Ночного | Суммарно | |
| 3—4 года | 2 | 10 | 12 |
| 4—5 лет | 2 | 9,5 | 11,5 |
| 5—6 лет | 1,5 | 9,5 | И |
| 6—7 лет | 1,5 | 9,5 | 11 |
Пребывание детей на свежем воздухе
Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4—4,5 часа, а летом по возможности весь день.
Чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего у ребенка наступает утомление в ответ на монотонную деятельность; 5-летние дети утомляются быстрее, чем 6—7-летние.
С 5—6 лет дети начинают активно осваивать компьютер. К сожалению, в последнее время появилось много семей, в которых дети, начиная уже с раннего возраста, проводят большую часть суток за компьютером. У них, естественно, формируется компьютерная зависимость, и если мама отказывается включить очередной мультик, ребенок становится агрессивным и неуправляемым. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников — интересный и увлекательный вид деятельности. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящем на экране. Однако работа на компьютере вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению, которое не всегда замечают взрослые. Дети, впрочем, также не замечают усталости. У ребенка уже глаза «не смотрят», спина затекла, а он в радостном возбуждении восклицает: «Я не устал!» Понятно, что это успокаивающе действует на родителей, тем более что ребенок занят делом и никому не мешает.
Физиологи давно уже доказали, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.
Более того, в Японии и Англии у детей, которые с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющейся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера.
Время наступления утомления может быть различным не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в разных случаях; в зависимости от его состояния, настроения и других причин, утомление возникает в разные сроки.
По каким признакам можно определить наличие утомления у ребенка:
• повышенная отвлекаемость;
• частая смена позы;
• непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т. п.);
• неприятная мимика (кривляние, тики);
• неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.).
Что можно сделать для профилактики утомления
Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе. Необходимо чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых.
Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого состояния и помочь ребенку.
Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут. Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется. Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.
«Метелки». Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 1 до 10—15.
«Далеко — близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет, а через 2—3 секунды — близко расположенный. Повторить 6—8 раз.
«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 2—3 раза.
«Наряди елку». При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и т. п. Они развешиваются в разных частях комнаты. Например, игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать глазами по всему помещению. Елочку помещают или изображают в центре стены или чуть ниже. Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одном, то в другом направлении. Ведущий просит соблюдать следующие условия: «Стойте прямо. Поворачивая лишь голову, отыщите в комнате игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их». Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность — 1 минута.