Потребности личности (нужда) – это так называемый источник личностной активности, потому что именно потребности человека являются его побудительной причиной для деяний определенным образом, заставляя двигаться в нужном направлении. Таким образом, нужда или потребность – это такое личностное состояние, при котором обнаруживается зависимость субъектов от определенных ситуаций или условий существования.
Личностная активность проявляется только в процессе удовлетворения ее потребностей, которые формируются во время воспитания индивида, приобщения его к общественной культуре. В своем первичном биологическом проявлении надобностью является не что иное, как определенное состояние организма, выражающее свою объективную нужду (желание) в чем-либо. Таким образом, система потребностей личности напрямую зависит от образа жизни индивида, взаимодействия между окружающей средой и сферой ее использования. С позиции нейрофизиологии нужда означает образование какой-либо доминанты, т.е. появление возбуждения особых клеток головного мозга, характеризующееся устойчивостью и регулирующее потребные поведенческие действия.
Введение
В данной работе мы рассмотрим определение потребности, её роль в мире человека, способы и механизмы ее реализации.
Оптимальное определение потребности дано в “Философском энциклопедическом словаре” (М. 1983). “Потребности – нужда и недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности” (стр.518). В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности – сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.
Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.
Как писал А. Маршалл , “потребностям и желаниям человека не счесть числа”. Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно то же самое: “Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей”.
Потребность в самопознании
Нельзя не упомянуть серьезный вклад в развитие личности, ее успешную жизнь и деятельность потребности в самопознании и познании. Желание познать жизнь и мир исполняется через такие пути:
с помощью науки. Здесь цель познания – истина. Главной чертой подобного познания является объективность информации. Цель научного познания заключается в установлении истины. Чем ближе к истине приближается знание, тем большую объективность оно обретает, перестает зависеть от индивидуальных стремлений и желаний. Становится ясно, что подобные знания раздвигают горизонты личностных возможностей, защищают ее, помогают и учат находить адекватные решения;
с помощью искусства. В нем заключается стремление к образному, прямому, личностному восприятию мира. Целью подобного познания выступает понимание правды жизни, получение достоверных знаний. Отличительная черта заключается в субъективности. Во всех проявлениях искусства представляется субъективный взгляд на мир, жизнь. Главная проблема всех типов искусства – это человек, мысли, чувства, эмоции и поступки. В данной сфере принимает участие много творческих личностей. По этой причине искусство становится одним из ресурсов для познания людей; с помощью религии. Практические все жители планеты живут с религиозным ощущением и пониманием мира. И по этой причине важно иметь представление о религиозном и научном видении мира; с помощью собственного опыта (полученного в обществе или в процессе работы). Это относится к пониманию окружающих и самого себя.
Понятие потребности с точки зрения разных наук
| Наука | Трактовка потребности | Цель изучения | Трактовка потребителя |
| Экономика | Потребность – основа спроса. Потребность – мотив, определяющий покупательское поведение субъекта. Потребность – разумная необходимость | Определение условий совершения транзакции “товар – деньги”. Изучение вопроса полезности благ | Рациональный человек. Принимает решения осознанно и обдуманно |
| Биология (физиология) | Потребность – биологическая реакция на стимул | Исследование проявления физиологии человека в социальном поведении | Биологическое существо, действует под влиянием внутренних и внешних стимулов, что обусловлено биологической природой человека |
| Психология | Потребность – ощущение дискомфорта на уровне реакций мозга и нервной системы от несоответствия реального состояния желаемому и стремление этот дискомфорт преодолеть | Выявление факторов, определяющих состояние психологического равновесия человека | Индивид, действующий под влиянием подсознательных и сознательных факторов |
| Социология | Потребность – один из факторов социального поведения человека | Исследование социальных причин, влияющих на формирование потребности и покупательское поведение человека | Социальное существо, член общества |
| Философия | Потребность – одно из проявлений существования человека | Исследование процесса мышления, лежащего в основе мотивации | Мыслящее и чувствующее существо |
| Маркетинг | Потребность – многогранное понятие. Интегрируются все прочие подходы к трактовке потребности | Выявление факторов, влияющих на формирование потребности. Выявление факторов, влияющих на покупательское поведение. Определение характеристик товаров, необходимых потребителям. Определение инструментов воздействия на потребителя | Субъект, являющийся носителем потребности, готовый и способный приобретать и потреблять товары |
Духовные стремления
Духовные интересы развиваются у человека в связи с желанием сделать богаче жизненный опыт, расширить кругозор, развить творческие способности.
Смотреть галерею
Рост личностного потенциала заставляет индивидуума не только интересоваться культурой человечества, но и заботиться о представлении ценностей собственной цивилизации. Духовные стремления предполагают рост психологического напряжения при эмоциональных переживаниях, осознание ценности выбранной идеологической цели.
Человек, обладающий духовными интересами, повышает мастерство, стремится к высоким результатам в области деятельности и творчества. Индивидуум относится к работе не только как средству обогащения, но познает собственную личность через труд. Духовные, биологические и социальные потребности тесно переплетаются между собой. В отличие от животного мира, в человеческом обществе первичной является потребность биологического существования, но она постепенно превращается в социальную.
Природа человеческой личности многогранна, отсюда возникает многообразие видов потребностей. Проявление стремлений в различных социальных и природных условиях делает трудной их классификацию и разделение на группы. Многие исследователи предлагают различные разграничения, ставя во главе угла мотивацию.
Определение потребностей
Для начала стоит привести определение данного понятия в психологии. Что такое потребности человека? Это позволит лучше понять суть рассматриваемого термина, а затем уже примерно обозначить последующие вопросы для изучения.
Человеческие потребности – это определённое состояние индивида, характеризующееся зависимостью от внешних жизненных условий и кондиций развития. Иными словами, это ощущение необходимости удовлетворить свои внутренние запросы, возникающие на ментальном и физическом уровнях, в психологии индивида.
Если рассматривать базовые, или начальные, нужды, которые могут возникнуть у любого индивида, то можно выделить следующие:
- Сразу стоит выделить такую потребность, как утоление голода. Тут же можно указать и удовлетворённость вкусовыми качествами потребляемой пищи;
- Также стоит сразу же отметить и утоление чувства жажды;
- Оптимальные условия для жизни. Каждый человек мечтает о жизни в максимально удобных и уютных жизненных кондициях. В этом заключается одна из фундаментальных нужд любого человека;
- Оптимальное воздействие электромагнитных волн;
- Чистый воздух;
- Получение удовлетворения в виде секса;
- Продолжение своего рода;
- Ощущение защищённости и безопасности как себя, так и своих близких;
Конечно, стоит учесть, что некоторые указанные здесь потребности могут не восприниматься некоторыми людьми в качестве базовых. Например, нужда в продолжении рода воспринимается некоторыми индивидами, как необязательная и ненужная. Также есть люди, которые просто не имеют желания удовлетворять свои половые потребности, потому что их просто нет. Бывают разные случаи, но предложенный выше список является перечнем самых базовых потребностей, которые испытывает большинство людей со стандартной психологией.
Если рассмотреть вышеуказанный список, то можно отметить следующее: в принципе, практически все нужды, указанные в перечне, отвечают не только людям, но большинству других существ.
Материальные потребности человека — примеры, специфические особенности
Труднонасыщаемое существо человек имеет постоянную потребность в определённых условиях и обстоятельствах. В противном случае жизнь его превращается в страдальческое существование и лишается ощущения гармонии и комфорта. Что же такое материальные потребности человека? Примеры и особенности, а также мнение учёных по этому поводу рассмотрим ниже.
Различают социальные, материальные и духовные потребности человека.
- Социальные – зависимость от общения, контакта, реализации в обществе.
- Материальные потребности человека (биологические) – обеспечение сохранения и продолжения жизни.
- Духовные – реализация инстинктов поклонения и размножения. Творческая реализация, зависимость от получения удовольствий.
Смотреть галерею
Материальные потребности человека — примеры реальных и мнимых потребностей
Реальные – потребности, которые вызваны искренним самостоятельным желанием человека.
- Дыхание.
- Еда.
- Вода.
- Кров.
- Творческие увлечения.
- Религиозные убеждения.
- Сон, отдых тела и мозга.
- Интимные потребности.
Смотреть галерею
Мнимые — зависимость от мнения окружающих и вытекающие отсюда потребности:
- навязанные увлечения;
- мнимые вероубеждения;
- склонности и вымышленные способности.
Материальные потребности человека – примеры позитивные
Человеку необходимы определённые условия для комфортного существования. Это не означает, что он не сможет прожить без тёплой воды в квартире или без горячего завтрака. Безусловно, сможет. Но каково будет его моральное состояние, насколько от этого будет страдать его психика, это уже зависит от внутренних духовных потребностей, тесно связанных между собой. Если человеку для счастья мало надо, то его материальный мир ограничивается здоровым телом и бодрым духом, но, увы, таких людей практически не существует.
Смотреть галерею
Обычному среднестатистическому Хомо Сапиенсу для комфортной жизни необходимы некоторые условия.
- Удобное жилище.
- Питательная разнообразная пища.
- Различная одежда, утварь, приспособления и инструменты, облегчающие его жизнедеятельность.
- Средства передвижения.
Материальные потребности человека — примеры негативные
- Зависимость от наркотических и туманящих разум веществ.
- Зависимость от лекарственных препаратов.
- Зависимость от дорогостоящих атрибутов жизни, обусловленная социальной потребностью самореализации в социуме, но вытекающая в физическую проблему постоянной погони за всё более усовершенствованными материальными благами.
Первичные и вторичные потребности
Американский психолог А. Маслоу разделил материальные потребности человека на первичные и вторичные.
Первичные:
- потребности, без которых жизнь обрывается;
- потребности, обеспечивающие человеку уверенность в продолжении его жизни, страхующие от смерти.
Вторичные:
- социальные – контакт с людьми, взаимно-комфортные отношения, проявление взаимной заботы, любви, интересов;
- престижные – реализация эго человека, утверждение его личности в обществе, возвышение, рост, уважение и признание окружающими;
- духовные – реализация духовных порывов, никак не связанных с другими людьми и контактами с ними (поклонение, творчество).
Материальные потребности человека сопровождают его с первых секунд жизни до последних. Только чрево матери способно организовать плоду всю совокупность его материальных потребностей. Покидая его, человек сталкивается с постоянной борьбой за обеспечение своих материальных прав и зависимостей. Иначе он просто перестает полноценно жить. Даже если его жизнь будет поддерживаться в организме, без комфортных материальных благ (обусловленных духовными и социальными потребностями) наступает крах человеческого материального мира.
презентация «психологические потребности» презентация к уроку по теме
Слайд 1
Понятие о потребностях Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых человек испытывает состояние дискомфорта .
Слайд 2
Особенности потребностей: 1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется . 2 . Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».) 3 . Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными. 4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза (процесс изменения психики как продукта эволюции) и онтогенеза (развитие психики от рождения до конца жизни). Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек. 5 . Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.
Слайд 3
Наши действия – это реализация наших личных целей, желаний и потребностей. Причем потребность – одна из важных составляющих нашего поведения, настроения и в целом жизни. Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостатка чего-либо. Потребности – это внутренние возбудители активности, проявляются по-разному и в зависимости от ситуации. Точной классификации потребностей в психологии нет, но есть несколько различных теорий. Одна из наиболее известных, так называемая пирамида Маслоу . В основе «пирамиды Маслоу » находятся физиологические потребности, связанные с обеспечением организма. Далее идут бытовые потребности, определяющие развитие человека в обществе. Это потребность в безопасности, принадлежности, любви, уважении и почитании. Верхушка пирамиды – это так называемые метапотребности . Они связаны с самопознанием, самореализацией и самосовершенствованием. Теперь давайте подробнее поговорим о психологических потребностях.
Слайд 4
Психологические потребности
Слайд 5
Разновидностью жизненно важных потребностей являются психологические потребности , без удовлетворения которых маленькие дети не получают полноценного развития. Не умирают, но как бы замирают, останавливаются в развитии и нередко подвержены заболеваниям, обходящих детей в более благополучной обстановке. Если не удовлетворяются базовые физиологические потребности, страдает тело (физическое здоровье). Если не удовлетворяются базовые психологические потребности, страдает душа, тело души (душевное здоровье).
Слайд 6
Психологические потребности — потребности, не сводимые к телесным, но не дотягивающие до уровня духовных. К психологическим потребностям обычно относят потребность в общении, принятии, стабильность, новизна, значимость, рост, аффилиации (потребность в эмоциональных контактах), желание помогать другим и многие другие .
Слайд 7
Потребность в любви, признании, принятии, одобрении Все мы родом из детства. Все мы в разной степени испытываем потребность в признании, любви, принятии такого, какой Я есть. Удовлетворение этой потребности поддерживает нас, помогает чувствовать силы, уверенность в себе, самостоятельность, целостность. Помогает строить отношения с людьми. Помогает быть искренними, отзывчивыми, заботливыми, понимающими, прощающими и принимающими. Способными любить, чувствовать себя и другого, считающимися со своими и чужими потребностями. Все мы родом из детства, а детство у всех разное. У каждого своя история; кого-то застало детство в войну, голод, нищету. У кого-то не было родителей, или был один из родителей, а кто вырос и воспитывался в полной семье. Есть те, которые выросли в материальном достатке, кто в бедности, или в среднем слое. Эти, и много других факторов, влияет на физическое и психологическое здоровье ребенка. Но самой важной потребностью для ребенка всегда была родительская любовь, принятие, признание и одобрение. Как важным для ребенка является утоление физиологической потребности, не менее важным является утоление эмоционального голода. Ребенок до 5 лет, воспринимает информацию в основном не вербально, всматриваясь в глаза своих родителей, как в сигнализаторы того, какой Я (ребенок). Любое действие родителей, ребенок пропускает через призму: Я хороший, или Я плохой! Ничто не остается не замеченным. Именно так и формируется личность ребенка, его дальнейшая судьба .
Слайд 8
Через призму отношений к себе формируется отношение к окружающим людям, целому миру. Тот, кто в полной мере не удовлетворил свою потребность в любви, признании и одобрении , сам в должной степени не способен любить, одобрять, поддерживать и принимать другого человека. Практически все чувства человека «зонтичные», т.е., это то, что я чувствую к себе, то я и чувствую к окружающим, и наоборот. То, как складывается представление о себе ребенка, можно увидеть из примера: ушел отец из семьи, ребенок не воспринимает это как то, что у отца появилась другая женщина, и у него уже своя жизнь, а воспринимает как Я (ребенок) плохой, и это от меня ушел отец. Или мама ушла в магазин, и оставила маленького ребенка одного дома. Ребенок бьется в истерики, так как воспринимает действие мамы, как отвержение (я плохой). Страх быть отвергнутым, и потребность в признании, побуждают ребенка быть более находчивым, ловким, чтоб получить внимание, любовь, одобрение. Как способ «выживания», ребенок играет свойственные игры и роли, одевает «маски», и все для того, чтобы получить от родителей внимание и признание.
Слайд 9
Потребность в принятии Если у нас есть значимые нам люди, нам не хочется быть для них — чужими. Нам хочется — принятия. Если человек чужой для всех, обычному человеку от этого плохо, и его желание быть для кого-то своим называют — потребностью в принятии. Впрочем, желание быть своим (потребность в принятии) нередко подталкивает людей к некритичному усвоению ненужных, неперспективных, а то и прямо антиобщественных норм, к ошибочному поведению.
Слайд 10
Стабильность — это базовая психологическая потребность человека . Ее можно обобщить простым предложением: вера в то, что хуже не будет. С табильность — это психологическое понятие, основывающееся на наших мыслях, а не на объективной реальности. Стабильность — это зеркальное отражение физического комфорта в нашем сознании, вера в то, что главная наша потребность, физический комфорт, будет продолжаться.
Слайд 11
Новизна — это постоянная потребность человека, которая, если не удовлетворена, причиняет нам серьезный дискомфорт в виде скуки. Мы любим учиться, смотреть разные фильмы, ездить в новые места, испытывать свежие ощущения и даже нервничаем, когда блюда на нашей тарелке повторяются в течение дня! Новизна это одна из сильнейших потребностей человека, которая, возрастает в важности сразу после того, как стабильность достигнута, и начинает с ней конфликтовать. В поисках стабильности люди женятся и обретают постоянство. Но следом за ней приходит потребность новизны и их совместное будущее уже не так предсказуемо. Мы часто не знаем чего мы хотим, не из-за глупости, а потому, что наши потребности противоречат друг другу. И в разные периоды времени, у нас меняются желания, балансируя между стабильностью и новизной. Это надо принять как нормальное явление, а не задавать себе вопрос: “что со мной не так?”. Кстати, чем старше мы становимся, тем больше мы познаем в этом мире, а значит, тем меньше нового нас окружает, и с годами, скука может стать серьезной проблемой. Взрослые, вместо возросшего с опытом самопознания, из-за появившейся скуки начинают все больше “искать себя”, в то время как на самом деле они ищут не себя, а новизны, которая стремительно убывает из их жизни с каждым новым испытанным ощущением.
Слайд 12
Значимость Человеческая потребность, которая является, пожалуй, самой ненасытной — это наша значимость, важность. Мы готовы простить человека, который случайно посадил нам синяк и при этом извинился, но можем вцепиться в горло тому, кто подумал про нас плохое. Глубоко в нашем сознании мы думаем, что соотношение нас ко всему человечеству не 1:5 000 000 000 (миллиардам), а 1:1. Я и мир . При этом надо понять, что наша значимость выполняет важнейшую функцию в эволюции человека. Психологическая потребность быть значительным ставит для нас высокий стандарт и мы стремимся быть лучше. Мы придумываем себе имидж и из кожи вон лезем, чтобы ему соответствовать. Мы стараемся заполучить уважение других и согласны платить за это высокую цену. Мы готовы работать, учиться по 12 часов в день, только чтобы быть лучше, чем другие или превзойти себя вчерашнего. С самого детства мы мечтаем стать фотомоделями, артистами, потому что мы думаем, что то, что мы будем делать, сделает нас значительными. Мы верим, что профессия нашей мечты придаст нам важности в глазах других людей. Вспомните себя в детстве. Сегодняшняя эволюция человека во многом обязана потребности человека в значительности .
Слайд 13
Рост Если вы соедините две человеческие потребности – значимость и новизну, вы получите рост. Личностный рост, рост банковского счета, улучшения. Эта нужда настолько сильна в нас, что существует обособленно от остальных. Мы хотим развиваться, думаем как изменять себя, стать лучше. Нам всегда всего мало. Нам все надо улучшать. Улучшение себя это отдельная потребность, которая существует в каждом из нас.
Слайд 14
Общение Потребность человека в общении объясняет огромное количество языков, которые сформировались на планете. Если вы проанализируете свою жизнь, то заметите что самые лучшие ощущения у вас в жизни связанны с другими людьми. Мы не можем стать счастливыми в одиночку. Люди боятся тюремного заключения не столько потому, что это ограничит их свободу движения, сколько из-за того, что они будем вырваны из своего привычного круга общения. Общение — это потребность человека, которая может или конфликтовать со всеми остальными нуждами или помогать удовлетворять их, если оно происходит с правильными людьми. Вот почему наши самые счастливые моменты и самые большие несчастья связанны с другими людьми — общение с ними переплетено сразу с несколькими главными потребностями человека.
Слайд 15
Потребность в общении у детей Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию. Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым : Потребность во внимании и доброжелательности взрослого . Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого . Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием. Нужда в уважительном отношении взрослого . Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого . Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.
Слайд 16
Потребность в общении у взрослых людей На сегодняшний день проявлениями потребности в общении у взрослых считаются следующие желания (потребности): Потребность в положительной оценке, одобрении Потребность в психологической защищенности Потребность во внимании Потребность в равенстве Потребность человека участвовать в решении всех касающихся его вопросов Потребность в информации Потребность в признании компетентности Потребность в благодарности Потребность в смехе (потребность в эмоциях от нейтрального юмора) Потребность в завершении общения
Слайд 17
Желание помогать другим Ещё одна человеческая потребность — это желание помогать другим. Желание помогать другим меньше всего связана с инстинктом самосохранения и поэтому работает слабее остальных психологических потребностей. Кроме того, мы не можем отдать другому, то чего у нас самих нет. Лишь, когда базовые нужды удовлетворены, мы обращаем взор на остальных и начинаем помогать им. Да это правда, мы вряд ли отдадим кому-то последний кусок хлеба, но можем поделиться, если у нас хлеба много. Желание помогать людям идет одним из последних в списке потребностей человека, но это не означает, что мы должны дожить до старости, чтобы заняться филантропизмом. Помощь другим развивает в нас множество других полезных для успеха качеств и проявляется в нашем поведении в разной степени с раннего возраста.
Слайд 18
Основные потребности подростка : потребность во внимании и поддержке без осуждения и оценок, то есть в безоценочной теплоте, принятии и мудрости взрослых; потребность в интересных жизненных событиях. Интерес – это главный двигатель личностного развития человека, в подростковом возрасте он максимально активен и постоянно требует удовлетворения; потребность в удовольствии –подросток изучает себя, свои чувства и ощущения, он стремиться к чувственному обогащению, естественно, что удовольствия – это наиболее переживаемые желания ; потребность в уважении и признании – когда человек получает уважение и признание, у него вырабатывается прочная уверенность в себе как в ценной личности, и это ложиться в основу успеха во всех сферах его жизни; потребность в общении и принятии сверстниками – подросток стремиться получать социальный опыт и вырабатывает наиболее успешные модели поведения, помогающие ему самоутверждаться , чувствовать себя уверенно, получать любовь, симпатию, признание; подростку важно знать, что он ценен для окружающих, что его мнение имеет значение; он готов сделать все, чтобы реальная или воображаемая группа людей, к которой он бы хотел принадлежать ( референтная группа), признала его «своим», даже если при этом придется наступить на горло своему собственному «Я»; .
Слайд 19
потребность в умении уверенно отстаивать свое мнение ( которое основано на общей уверенности в себе) – именно неумение это делать ведет ко многим проблемам в жизни подростка, которые ограничивают его саморегуляцию и развитие, — к застенчивости, зависимости от дурного сообщества, переживанию беспомощности и никчемности, отказу от будущих профессиональных успехов и т.д.; потребность в творческом самовыражении и самореализации –творческая самореализация – это сильнейшая струя в развитии подростка; если он находит возможность для удовлетворения этой потребности, он практически находит возможность удовлетворить и все остальные; творчески самореализуясь , подросток получает практический жизненный опыт – ему интересно, он развивается, он испытывает уважение к самому себе, получает результаты своего творчества, его принимают окружающие, и ему легко жить в четких границах своего творчества; потребность в постановке жизненных целей –не смотря на стремление подростка «жить сейчас», четкое определение им своего будущего вносит в его жизнь упорядоченность, снимает большую долю тревожности и позволяет направить свои личностные ресурсы в определенное русло.
Слайд 21
Психологические потребности человека требуют большего внимания в современном мире, так как физиологические уже легко удовлетворены, благодаря достижениям человечества и возросшему уровню жизни.
Слайд 22
Спасибо за внимание!!!
Мотивация и потребности личности
Мотивационные процессы индивида имеют в себе направленность достижения или, наоборот, избегания поставленных целей, реализовать определенную деятельность или нет. Сопровождаются такие процессы различными эмоциями как положительного, так и отрицательного характера, например, радость, страх. Также во время таких процессов появляется некоторое психофизиологическое напряжение. Это означает, что мотивационные процессы сопровождаются состоянием возбуждения или взволнованности, также может появляться ощущение упадка или прилива сил.
С одной стороны регуляция психических процессов, которые влияют на направленность деятельности и численность энергии, нужной для выполнения этой самой деятельности называется мотивацией. А с другой стороны мотивация – это все-таки определенная совокупность мотивов, которая придает направленность деятельности и самому внутреннему процессу побуждения. Мотивационными процессами объясняется непосредственно выбор между разными вариантами действий, но которые имеют равно притягательные цели. Именно мотивация влияет на упорство и настойчивость, с помощью которых индивид добивается поставленных целей, преодолевает препятствия.
Логическим объяснением причин действий или поведения называют мотивировкой. Мотивировка может иметь отличия от реальных мотивов или осознанно применяться для того, чтобы их замаскировать.
Мотивация достаточно тесно связана с нуждами и потребностями индивида, потому что появляется при возникновении желаний (нужд) или недостатка чего-либо. Мотивация является начальным этапом физической и психической активности индивида. Т.е. она представляет собой некое побуждение к произведению действий определенным мотивом или процессом выбора причин для конкретного направления деятельности.
Следует всегда учитывать, что за совершенно аналогичными, с первого взгляда, поступками или действиями субъекта могут стоять абсолютно разные причины, т.е. мотивация у них может быть совсем разной.
Мотивация бывает внешней (экстринсивной) или внутренняя (интринсивной). Первая не связана с содержанием конкретной деятельности, но обусловлена внешними условиями относительно субъекта. Вторая связана непосредственно с содержанием процесса деятельности. Также различают отрицательную и положительную мотивацию. Мотивация, основой которой являются на позитивные посылы, называется положительной. А мотивация, основой которой являются отрицательные посылы, называется соответственно отрицательной. Например, положительной мотивацией будет – «если я хорошо себя буду вести, то мне купят мороженое», отрицательной – «если я хорошо себя буду вести, то меня не будут наказывать».
Мотивация может быть индивидуальной, т.е. устремленной на поддержание постоянства внутренней среды своего организма. Например, избегание болевых ощущений, жажда, стремление к поддержанию оптимальной температуры, голод и др. Также может быть групповой. К ней относится забота о детях, поиск и выбор своего места в социальной иерархии и др. К познавательным мотивационным процессам относят различную игровую деятельность и исследовательскую.
Эстетические потребности
Серьезную роль в личностной деятельности играют эстетические потребности. Они включают в себя понимание гармоничности, красоты, правильное восприятие поведения. Также жизнь по канонам красоты, которая соответствует образному и гармоничному пониманию.
К списку общественных человеческих потребностей, которые занимают главное место для личности, относятся: необходимость саморазвития, развития, улучшения себя и окружающего мира. Все люди в определенной степени стремятся стать умными, сильными, успешными, красивыми и т.п.
На процесс исполнения подобных стремлений серьезно воздействуют не только факторы извне, условия и особенности жизни, но и личностные ценности и нормы. При этом ключевое значение имеет самооценочная деятельность, что дает шанс личности выявить и отследить уровень собственного развития.
В роли таких выступают базовые потребности людей, которые серьезно влияют на активность, поступки, жизнь личности в обществе. Данные потребности стоят в конкретном иерархическом положении их взаимосвязи друг с другом.
Их значение обуславливается обстоятельствами жизни, а также взаимным расположением в иерархии. К примеру, первостепенные желания требуют исполнения в первую очередь, по отношению к остальным, которые активно воздействуют на личность после исполнения первостепенных. Варианты претворения потребностей первого уровня отличаются разнообразием от методов исполнения потребностей низкого уровня. Но человек чувствует действие каких-то потребностей постоянно, т.к. место претворенной потребности занимает новая, получающая весомую роль.
Человеческие потребности стоят на ключевом месте и играют главную роль в сфере личностной ориентации как в сложном психическом свойстве, которое включает в себя систему мотиваций и влечений. Она определяет жизнь человека, избирательность отношений к миру вокруг.
Потребности и интересы личности
С категорией потребность неразрывно связана и категория интересов. В основе зарождения интересов всегда лежат потребности. Интерес – это выражение целенаправленного отношения индивида к какому-либо виду его потребностей.
Интерес человека не столько направлен именно на предмет потребности, сколько направлен на такие общественные факторы, которые делают более доступными этот предмет, в основном это различные блага цивилизации (материальные или духовные), которые и обеспечивают удовлетворение таких потребностей. Интересы также определяются конкретным положением людей в обществе, положением социальных групп и являются мощнейшими побуждающими стимулами к любой деятельности.
Интересы также можно классифицировать в зависимости от направленности или по носителю этих интересов. К первой группе относят социальные, духовные и политические интересы. Ко второй – интересы социума в целом, групповые и индивидуальные интересы.
Интересы личности выражают ее направленность, которая определяет во многом его путь и характер любой деятельности.
В общем своем проявлении интересом можно назвать истинную причину общественных и персональных действий, событий, которая стоит непосредственно за побуждениями – мотивами индивидов, принимающих участие в этих самых действиях. Интерес бывает объективным и объективным социальным, осознанным, реализуемым.
Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей называется объективным интересом. Такой интерес объективного характера, не зависит от сознания индивида.
Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей в общественном пространстве называется объективным социальным интересом. Например, на рынке очень много ларьков, магазинчиков и определенно существует оптимальный путь к лучшему и самому дешевому товару. Это и будет проявлением объективным социальным интересом. Существует множество способов совершения различных покупок, но обязательно среди них будет один объективно оптимальный для конкретной ситуации.
Представления субъекта деятельности о том, как все-таки лучше удовлетворить свои потребности называется осознанным интересом. Такой интерес может совпадать с объективным или немного отличаться, а может иметь абсолютно противоположную направленность. Непосредственной причиной практически всех действий субъектов является именно интерес осознанного характера. Такой интерес основан на персональном опыте человека. Путь, которым идет человек для удовлетворения потребностей личности называется реализуемым интересом. Он может полностью совпадать с интересом осознанного характера, так и абсолютно противоречить ему.
Существует еще одна разновидность интересов – это товар. Такая разновидность представляет собой и путь к удовлетворению потребностей, и способ их удовлетворения. Товар может быть оптимальным способом удовлетворения потребностей и может казаться таковым.
Потребность в общении и обособлении
Поистине серьезную роль в формировании психики человека и личности играет потребность в общении, а также обособлении.
Необходимость общения с окружающими – это одна из базовых потребностей каждой личности. Сквозь исполнение данного требования человек усваивает нормы общества, правила поведения, ценности, получает опыт жизни в обществе. Кроме того, происходит политическая, правовая социализация. Благодаря общению личность учится познавать окружающих, себя, увеличивает собственный общественный потенциал, учиться решать важные для жизни задачи.
Данная потребность – это один из видов проявления социальной сущности личности. Работает она с момента появления человека на свет и длится на протяжении жизни. Исполняется в разных формах: взаимодействие матери и малыша, педагогическое общение, профессиональное, игровое и т.п.
Кроме общения, серьезное значение имеет потребность обособления. Ее претворение создаст различные варианты развития, социализации личности. Она обычно удовлетворяется:
благодаря обособлению в референтной группе (компания друзей, семья и т.п.). К подобной группе в психологии относят общества, где интересы, нормы и другие серьезные факторы совпадают с правилами личности. В подобной среде человек ощущает себя, «как рыба в воде», чувствует защищенность, способен проявить собственную индивидуальность; благодаря уединению. Пребывание человека один на один с собой обретает 2 главных вида: умозрительное и в виде предметной и практической деятельности. Первый вид проявляется тогда, когда личность желает оставаться сама с собой, чтобы подумать над чем-либо. Это обособление имеет серьезное влияние на развитие личности, а также жизнь человека, в процессе вырабатывания самооценки и мнения. Второй тип – это разнообразные виды увлечений и хобби.
Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу
Виды потребностей человека напрямую связаны с уровнем развития, образом жизни и степенью воспитанности. Потребности могут осознаваться и удовлетворяться целенаправленно, а могут быть удовлетворены неосознанно.
Например, человек не думает, что нужно дышать, чтобы жить. Дыхание – непроизвольная потребность любого организма. Также как и питание. Человек осознает, что о голоден, но после удовлетворения голода работа по перевариванию пищи происходит непроизвольно. Организм работает самостоятельно и не подает сигналов мозгу вплоть до периода, когда настанет потребность работы системы выделения.
В случае, когда потребности не удовлетворяются, человек испытывает стресс и нервный срыв. Это относят как к осознанным, так и неосознанным потребностям.
Самой популярной классификацией по сей день считают классификацию потребностей Маслоу. Американский психолог Абрахам Маслоу разработал собственную теорию потребностей в середине ХХ века. Несмотря на то, что классификация не раз подвергалась критике, до настоящего времени считается одной из значимых и популярных.
Суть теории заключается в том, что потребности располагаются от более важных к менее важным. Абрахам Маслоу считал, что человек, у которого не удовлетворены базовые потребности, не может испытывать нужду в желаниях высшего уровня.
Базовыми потребностями ученый назвал физиологические: голод, жажда, сексуальное удовлетворение, сон. Следующей степенью ученый считал потребность в безопасности. Далее расположил потребность в любви и привязанности к другому человеку, отнесении себя к определенной группе социума.
Потребность в одобрении, уважении со стороны других представителей социума стоит следующей ступенью. Над ней в иерархии определены познавательные потребности: в знаниях, получении информации, обучении, овладении навыками.
Эстетические потребности следуют выше познавательных. Желание украсить свою жизнь произведениями искусства и красотой, обрести гармонию появляется у людей, по мнению психолога Маслоу, когда все остальные потребности удовлетворены.
Высшей потребностью ученый назвал потребность самореализации и самовыражении. Когда человек получил все, что хотел, он ищет пути реализации своего потенциала, стремится к упрочению собственной значимости и получению от этого удовольствия.
Маслоу говорил, что по мере удовлетворения одних потребностей начинается развитие других, и человек стремится удовлетворить и их, чтобы продолжать развитие и совершенствоваться.
Голодный человек не может иметь потребность самореализации. Главная его потребность, пока он остается голодным – утолить этот самый голод. Только когда человек сыт и знает, что дальнейшее питание обеспечено, он начинает испытывать другие желания и нужды.
Нужда в удовлетворении базовых потребностей в принципе у большинства людей одинакова. Дальнейшие потребности уже удовлетворяются и появляются у всех по-разному.
Например, одному человеку крайне важно получить одобрение в обществе, признание заслуг. А другому совсем неважно, и делает какое-то дело он с целью самореализации, а не с целью получения признания
Кому-то очень важно общение с людьми и недостаток любви подрывает здоровье такого человека
А кому-то, наоборот, претит внимание, да и любовь как таковая не интересует
Идивидуальные особенности напрямую влияют на потребности. Поэтому иерархия Маслоу не раз подвергалась критике. Ученые по-разному выделяют потребности других людей, теорий на этот счет множество.
Потребность в справедливости
Одной из серьезных и работающих у нас в обществе необходимостей является потребность в справедливости. Она выражается в соответствии в личностном сознании собственных обязанностей и прав, в отношениях личности с обществом, в согласованности с общественной средой. В данной сфере человек способен ориентироваться на:
защиту и увеличение собственных прав; значительное исполнение собственных обязанностей относительно к окружающим, а также обществу в целом; гармонию в сочетании обязанностей и прав при решении задач в обществе и в работе.
Согласно с преобладанием определенной ориентации и собственным пониманием справедливости и несправедливости, личность оценивает активность и поведение окружающих.
Классификации потребностей
В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.
Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.
Примеры:
- Г. Мюррей – достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание.
- А. Пьерон – новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов);
- Э. Фромм – значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.
Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.
В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:
- Отталкиваясь от природы возникновения потребностей – естественные и культурные .
- В зависимости от сферы приложения – коммуникативные (общение с другими людьми), когнитивные (потребность в получении новых знаний), потребности в труде и т.д.
- Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость – биологические, материальные, духовные и социальные .
- Коррелируя к их происхождению – эндогенные (обусловленные внутренними факторами) и экзогенные (зависят от внешних условий).
Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».
Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.
Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.
В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.
Как знаменитая иерархия Маслоу объясняет человеческую мотивацию
Что мотивирует человеческое поведение? Иерархия потребностей Маслоу является одной из самых известных теорий мотивации. По словам психолога-гуманиста Абрахама Маслоу, наши действия мотивированы для достижения определенных потребностей.
Пристальный взгляд на иерархию потребностей Маслоу
Маслоу впервые представил свою концепцию иерархии потребностей в своей статье 1943 года “Теория человеческой мотивации” и в своей последующей книге “Мотивация и личность”. Эта иерархия предполагает, что люди мотивированы выполнять основные потребности, прежде чем перейти к другим, более продвинутым потребностям.
В то время как некоторые из существующих школ изучения человеческой личности (психоанализ и бихевиоризм), как правило, фокусировались на проблемном поведении, Маслоу был гораздо более заинтересован в изучении того, что делает людей счастливыми и что они делают для достижения этой цели.
Удачных покупок на iHerb!
Будучи гуманистом, Маслоу считал, что у людей есть врожденное желание быть самореализованными, то есть быть всеми, кем они могут быть. Однако для достижения этих конечных целей необходимо удовлетворить ряд более элементарных потребностей, таких, как потребность в пище, безопасность, любовь и чувство собственного достоинства.
Есть пять различных уровней иерархии потребностей Маслоу. Давайте более подробно рассмотрим потребности Маслоу, начиная с самого низкого уровня, которые известны как физиологические потребности.
Потребности и мотивы личности
Основное условие жизнедеятельности организмов – это наличие их активности. У животных активность проявляется в инстинктах. А вот поведение человека намного сложнее и определяется наличием двух факторов: регулятивных и побудительных, т.е. мотивами и потребностями.
Мотивы и система потребностей личности имеют свои основные особенности. Если потребность – это нужда (дефицит), необходимость чего-то и необходимость ликвидировать что-нибудь находящееся в избытке, то мотив – это толкатель. Т.е. нужда создает состояние активности, а мотив придает ей направление, толкает активность в потребном направлении. Необходимость или надобность, в первую очередь, ощущается человеком как состояние напряжения внутри, или проявляется в качестве раздумий, мечтаний. Это побуждает индивида к поиску предмета нужды, но не придает направление деятельности для ее удовлетворения.
Мотив же, в свою очередь, является побудительной причиной для достижения желаемого или, наоборот, избегания его, осуществить деятельность или нет. Мотивы могут сопровождаться положительными или негативными эмоциями. Удовлетворение потребностей всегда ведет к снятию напряженности, нужда исчезает, но через некоторое время может возникнуть вновь. С мотивами же все наоборот. Поставленная цель и непосредственно мотив не совпадают. Потому что цель – это то, куда или к чему испытывает стремление человек, а мотив – это причина, по которой он стремится.
Цель можно поставить перед собой следуя разным мотивам. Но возможен и такой вариант, при котором мотив сдвигается на цель. Это означает преобразование мотива деятельности непосредственно в мотив. Например, ученик вначале учит уроки, потому что заставляют родители, но потом просыпается интерес и он начинает учиться ради самой учебы. Т.е. получается, что мотив – это внутренний психологический побудитель поведения или поступков, обладающий устойчивостью и побуждающий индивида к осуществлению деятельности, придавая ей осмысленность. А потребность – это внутреннее состояние ощущения нужды, которое выражает зависимость человека или животных от определенных условий существования.
Процессы возникновения и удовлетворения потребностей
Возникновение и удовлетворение потребностей человека, представляет собой процесс, который состоит из нескольких последовательных стадий:
- Возникновение потребности – у человека возникает ощущение, что ему чего-то не хватает в жизни, в результате чего он начинает определять причину дискомфорта, что именно ему не хватает и что необходимо предпринять для ее удовлетворения или устранения.
- Поиск путей удовлетворения (устранения) потребности – человек начинает реагировать на возникшую потребность, ищет способы по ее удовлетворению или устранению. В результате он выбирает наиболее оптимальные пути и принимает решение.
- Осуществление действия – человек выполняет действия, которые направлены на устранение или удовлетворение потребности. На данной стадии возможна корректировка целей, задач и способов действий, если человек не видит результата от своих действий.
- Получение вознаграждения. Осуществив действие, человек либо непосредственно получает желаемое (реализует потребность), либо то, что он может обменять на необходимый объект. На данной стадии выясняется, насколько осуществленное действие дало желаемый результат. Происходит регулирование мотивации к действию.
- Устранение потребности. Все зависит от степени устранения потребности и снятия напряжения. Человек либо продолжает действия по реализации желания, либо осознает новую потребность.
Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Второй этап. Увеличение личностного потенциала. Как это сделать?
Потенциал человека может раскрыться, только если он насытится потребностью и наполнит свои ценности. И только тогда он может захотеть любить, быть добрым и отзывчивым. До этого времени всякая попытка, это только требование, вызов себе, который ничем и никогда не сможет подкрепиться. Такой вызов себе приводит к перерасходу личной энергии.
Увеличение личностного потенциала возможно. И это делается просто, а именно:
- Насытить свои эмоциональные потребности;
- Осознать свои глубинные ценности и проявление себя по ним;
- Построить свою жизнь так, чтобы максимально реализовывались свои ценности.
Итог: Вы будете жить только по своим желаниям, вас будет переполнять ваша же энергия: Ваш потенциал личности будет неизменно расти. Сам! Без сверхусилий!
И тогда будет для ваших близких любовь от избытка чувств, материальные блага от изобилия, карьерный рост от значимости своего дела, и забота о близких от переполненности счастьем.Узнать больше о своих эмоциональных потребностях, раскрыть свои ценности и предназначение, вы сможете посещая Школу развития личности.