Введение
На рубеже XIX и XX веков в психологии, на тот момент еще очень молодой научной дисциплине, возникло яркое и значимое направление, продолжающее существовать и развиваться до настоящего времени, – психоанализ. Основателем психоанализа был гениальный ученый, австрийский врач-невролог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Принципиальным отличием теории З.Фрейда от других направлений психологии того времени являлось применение такого подхода к предмету науки, при котором наиболее важным структурным компонентом психики выступала неосознаваемая ее составляющая (бессознательное, или «Ид»). В других направлениях психологии бессознательной сфере личности не придавалось большого значения, либо ее существование и вовсе игнорировалось.
Психоаналитическая теория З.Фрейда, поражая своей глубиной, оказала в высшей степени существенное воздействие на современную ее автору научную общественность и даже на некоторые аспекты развития цивилизации, в особенности на искусство. Появилось множество последователей З.Фрейда – приверженцев теории психоанализа.
Однако некоторые ученики основоположника данной теории не во всем разделяли его взгляды. К наиболее талантливым из них относятся австрийский врач-офтальмолог и психиатр Альфред Адлер (1870-1937) и швейцарский врач-психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961). Вдохновленные теорией З.Фрейда, эти ученые на ее основе создали собственные направления психоанализа: А.Адлер назвал свою теорию индивидуальной психологией, К.Г.Юнг – аналитической психологией.
Благодаря тому, что К.Г.Юнг являлся высокообразованной личностью и имел широкие познания в различных областях научного знания , истоки аналитической психологии заключены не только в психоаналитической теории З.Фрейда, но и в философии, мифологии, культурологии и мн.др.
Изучению аналитической психологии К.Г.Юнга и посвящена данная работа.
Жизнь Карла Юнга
Родился Карл Юнг в Швейцарии в семье протестантского священника; предки со стороны отца были врачами. Родители Юнга не могли найти общий язык, поскольку мать была психически не совсем здоровой женщиной. Она большую часть времени проводила в уединении в своей комнате, где, по её словам, «общалась с духами». В конце концов её положили в больницу из-за неопознанной болезни. Так что Юнг по большей части общался с отцом.
Такие отношения в семье, по словам Юнга, способствовали тому, что в дальнейшем он относился к женщинам слишком патриархально и строго – ему казалось, что все они «ненадёжны».
Также Карл Юнг с детства был слишком замкнутым и необщительным. Подобно матери, он верил, что у него есть две личности: одна из них живёт в современном ему мире, а вторая – где-то в восемнадцатом веке. Вторая личность, по его словам, была довольно знатной и влиятельной фигурой в своей эпохе.
И хотя Юнг был более близок к отцу, его не устраивало его академическое отношение к религии.
В детстве в поведении Юнга существовало много странностей. К примеру, однажды он вырезал из школьной линейки человечка и положил его в пенал; туда же он положил разрисованный им камень. Пенал он спрятал под потолком и время от времени приходил смотреть на него, иногда он клал туда кусочки бумаги с сообщениями, написанными на изобретённом им «секретном языке». Впоследствии, вспоминая эти действия, Юнг говорил, что они приносили ему чувство безопасности и успокоения.
Также мистическим образом оказалось, что эти действия очень напоминали культовые практики, имевшиеся у ряда народов в древности и практикующиеся некоторыми австралийскими племенами даже сейчас (например, австралийская чуринга). А ведь Юнг, будучи маленьким мальчиком, ничего об этих культах не знал. Это позволило ему предположить, что в его подсознании был как бы записан культовый архетип, являющийся частью «коллективного бессознательного». И эти воспоминания стали одной из основ его теории.
В 1895 году Юнг начинает изучать медицину в Базельском университете. Вначале он не планировал изучать психиатрию, потому что в то время она считалась непрестижной. Однако во время чтения учебника он понял, что психиатрия как нельзя лучше отвечает его интересам, поскольку она затрагивает как биологическое образование, так и духовное, а психические расстройства являются болезнями личности. Через пять лет Карл Юнг уже работал ассистентом Эйгена Блейлера – знаменитого швейцарского психиатра, который ввёл в науку термин «шизофрения». Чуть позже начинают выходить и научные труды самого Юнга.
Некоторое время молодой Юнг дружил с пожилым уже на тот момент Зигмундом Фрейдом. Однако в 1912 году, когда вышла книга Юнга «Символы и метаморфозы. Либидо», эта дружба прекратилась, поскольку книга обнаружила существенные расхождения автора с Фрейдом.
Во время Первой мировой войны Юнг служил военным врачом, а затем стал комендантом лагеря для интернированных британских солдат. Швейцария уже тогда была нейтральной страной, и это вынуждало их задерживать всех солдат, которые пытались пересекать её границу. Комендант Юнг, впрочем, старался создать в лагере нормальные условия проживания солдат, а заодно предложил им посещать университетские курсы.
В 1903 году Юнг женился на Эмме Айшенбах. Свою жену он очень любил, и когда она умерла в 1955 году, он очень горько оплакивал её смерть. При этом у Юнга были и внебрачные отношения; одной из его девушек была Сабина Шпильрейн из России, которая вначале была его пациенткой, а затем и ученицей.
Поведенческая и диспозиционная теории личности
Поведенческая теория личности – это теория личности, разработанная Дж. Роттером и А. Бандурой, опирающаяся на то, что особое влияние на развитие личности человека оказывают не столько внешние факторы, сколько внутренние.
Поведение человека, в соответствии с данной теорией, основано на саморегуляции, основной целью которой выступает обеспечение самоэффективности и реализации личностных внутренних факторов.
Целостность всех свойств личности заключается в том, что она состоит из нескольких блоков, выступающих в единстве. Только в этом единстве человек может увидеть и осознать взаимосвязь между своим поведением и полученными в ходе него последствиями (результатами). Если человек видит и осознают данную взаимосвязь, то он может регулировать свое поведение, управлять им в соответствии с общепризнанными нормами.
В соответствии с поведенческой теорией личности, структура личности представляет собой достаточно сложную иерархию социальных навыков и рефлексов, в основе которых ведущая роль отведена внутренним блокам (самоэффективность, субъективная значимость и доступность).
Диспозиционная теория личности – это теория личности (авторы Г. Айзенк и Э. Кречмер), рассматривающая в качестве основного источника развития личности человека факторы его генно-средового взаимодействия.
Так, Э. Кречмер установил связь между телесной конструкцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию.
Г. Айзенк предположил, что такая личностная черта, как «интроверсия–экстраверсия» (замкнутость–общительность) обусловлена функционированием ретикулярной формации мозга. У интровертов она обеспечивает более высокий тонус коры, поэтому им не нужна излишняя сенсорная стимуляция, они избегают излишних контактов с внешним миром. Экстраверты, наоборот, тянутся к внешней сенсорной стимуляции, потому что у них пониженный тонус коры. Он отождествлял личностные свойства со свойствами темперамента.
Типы личности: экстраверты и интроверты
Одним из самых больших вкладов Юнга в современную психологию является введение понятий «экстраверсия» и «интроверсия». Эти две основные направленности одновременно присутствует в каждой личности, но одна из них является доминирующей и определяет вектор развития человека. Так, экстраверсия является проявлением интереса к внешнему миру. Соответственно экстраверты находят силы и энергию в общении с окружающими людьми. Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны. Взаимодействуя с окружающими, экстраверт развивается, как личность, поэтому ему сложно даётся вынужденное одиночество.
Полная противоположность экстраверту — интроверт. Человек с доминирующей интроверсией отличается замкнутостью, немногословностью, склонностью к одиночеству. Интроверт черпает энергию из своих внутренних духовных источников, поэтому избегает больших шумных компаний. Внешний или внутренний локус личности тесно связан с врождёнными особенностями нервной системы и темпераментом. Как правило, экстраверты обладают сангвиническим или холеристическим темпераментом, а интроверты — флегматическим или меланхолическим.
Основы учения
Психиатром была разработана структура личности по Юнгу, которая, по его мнению, состоит из:
- Эго.
- Личного бессознательного.
- Коллективного бессознательного.
Эго — это осознание и осознанность, внутреннее «Я», а также всё то в самом человеке, что он привык идентифицировать и ассоциировать с самим собой.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Личное бессознательное — это пережитый опыт, мысли и чувства, которые человек предпочёл вытеснить из своего мозга. Также Личное бессознательное включает те переживания, которые ещё не достигли сознания, потому что недостаточно сильны и сформированы, кроме того, присутствуют сублиминальные восприятия… Другими словами, это всё то, чего человек не помнит и не осознаёт, тем не менее оно оказывает влияние на него и его поступки.
архетипы
Краткое изложение основ его учения едва ли поможет осознать весь масштаб работы, однако короткое описание будет полезно любому, кто интересуется психологией.
Рекомендуем: Что такое бессознательное?
Теория архетипов тесно переплетена не сколько с медициной, сколько с философией и эзотерикой, однако узнаваемые образы-архетипы человек может найти как в мифах и легендах, так и в повседневной жизни. Архетипы можно назвать врождёнными психическими структурами, которые составляют содержание Коллективного бессознательного.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Юнга, как тонкого знатока человеческой души, всегда привлекал человек и его символы, поэтому наиболее известными архетипами являются анима и анимус — женское и мужское начала соответственно. Анима — это направленная вовнутрь мягкая сила, влияние эмоций и настроений. Анимус, в свою очередь, является жёстким и принципиальным мужским началом.
Можно также упомянуть другие интересные архетипы: Дева (Кора), Мана-личность, Колдовской демон и Зверь. Они тесно связаны с человеческим характером и достаточно точно отражают некоторые стороны людской души.
Рекомендуем: Психоанализ — это
Также писал и разрабатывал Карл Густав Юнг психологические типы (психотипы, в лексиконе современных психологов, или, если проще, типы личности).
Человек и его символы во сне абсолютно не случайны, поскольку сон — это не просто набор красочных картинок, напоминающих о пережитых заботах или трудном дне. Карл Юнг создал теорию сновидений, взяв за основу постулат Фрейда о том, что во снах проявляются тайные мысли, желания и чувства человека.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Швейцарский психиатр разработал набор универсальных образов и сценариев, проявляющихся в сновидениях и позволяющих анализировать их. Благодаря этой уникальной методике миллионы людей осознали свои страхи и смогли от них избавиться в достаточно короткие сроки.
Эрика Берна
Рекомендуем: Фрейдизм и неофрейдизм
Карл Юнг разработал собственную интересную типологию, которая оказалась слишком сложна, и потому известна лишь в узком кругу профессионалов. Он «довёл до ума» известную ещё со времён Аристотеля типологию, противопоставляющую интроверта и экстраверта, и обогатил её ещё четырьмя функциями-признаками. Эти функции:
- Мышление.
- Чувство.
- Ощущение.
- Интуиция.
Есть множество упрощений юнговской классификации типов личности; и самое известное упрощённое подобие этой типологии — это ныне невероятно популярная соционика.
Структура и типы личности
До сих пор остается актуальным предложенное когда-то Юнгом деление людей по типам личности: на экстравертов и интровертов. Однако сам ученый понимал, что в «чистом» виде они не встречаются, что в личности всегда переплетены оба вида, один из которых может преобладать.
Экстраверт — это человек, сознание которого по большей части обращено во внешний мир. Здесь, как правило, превалирует европейское, логическое мышление, направленное на преобразование внешнего мира. Интроверт — это типаж восточного человека с интуитивным мышлением, где преобладают чувства, сознание здесь обращено вовнутрь.
Вершиной творчества Юнга можно считать его концепцию структуры личности, которая состоит из шести элементов. В человеке они присутствуют в комплексе, где какой-то один из них может превалировать. И задача врача, по мнению Юнга, — помочь разобраться человеку в этих его индивидуальных внутренних наслоениях.
Структура личности, по Юнгу, состоит из следующих элементов:
- Анима — бессознательная женская сторона личности мужчины.
- Анимус — бессознательная мужская сторона личности женщины.
- Эго — центр личности, который строится на основе сознательных ощущений, отвечает за чувство идентичности.
- Персона — компонент, отвечающий за то, каким образом человек представляет себя миру, то есть каким образом он позиционирует себя (социальные роли, индивидуальный стиль самовыражения, подачи).
- Самость — настоящий, подлинным центр личности, то, что человек есть на самом деле, а не как себя ощущает или преподносит. Этот компонент обеспечивает равновесие, стабильность, единство личности.
- Тень — центр личного бессознательного; включает в себя желания, переживания, которые так или иначе отрицаются человеком либо осознанно, либо на бессознательном уровне, а также противоречат социальным нормам, рамкам, идеалам.
Концепция Юнга стала прогрессивной для того времени, поскольку усложнила структуру личности, добавила в нее компоненты, которые продолжают изучать и развивать психологи, философы, исследователи и ученые до сих пор.
Если у вас остались вопросы по философии и психологии Юнга, напишите их в комментариях к этой статье. Оставьте свое мнение и впечатления о концепции этого ученого, тем более, что для современного человека она может показаться где-то спорной, а где-то даже наивной.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Критика позитивизма: коротко о главных антипозитивистских концепциях
- Оговорка по Фрейду: скрытое значение непроизвольной подмены слов
- Страх: психологические основы и известные научные исследования этого феномена
- Квантовая психология
- «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
- Расстановки по Хеллингеру: эффективный метод или скрытая угроза?
- Архетипы счастья Тала Бен-Шахара
- Вавилонское столпотворение
- Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» — краткое содержание
- Метод свободных ассоциаций
Ключевые слова:1Самопознание
Структура личности по Юнгу
Структурно личность Юнга почти не отличается от личности Фрейда, но только на первый взгляд.По Юнгу, личность — душа (психе), состоит из трех компонентов — ЭГО, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.
ЭГО — центральная часть сознания, которая включает мысли, чувства, ощущения, информацию (воспоминания). Именно эта часть нашего сознания ответственна за идентификацию нас, как отдельно существующей личности, за рациональное восприятие мира и за сознательную деятельность (осознаваемое поведение).
Личное бессознательное — вместилище информации, ранее осознаваемой, однако, по определенным причинам вытесненной и забытой. Такая концепция бессознательного была бы похожа на концепцию Фрейда, если бы Юнг не пошел намного дальше, предположив, что эта же сфера содержит, так называемые комплексы, или эмоционально окрашенные (заряженные) части психики, которые приобрели свойства почти автономного существования, неких отдельных психических сущностей, способных оказывать значительное влияние на человека, его состояние и поведение. Причина возникновения таких психических структур — травмирующие ситуации из личной истории, которые находились в оппозиции к эго и не могли быть им приняты (осознаны), и поэтому, оказались запертыми в подсознании.
Нежелательный для осознания (травмирующий) материал вытесняется из сознательной части личности волевым усилием ЭГО, но при этом, без проблем продолжает свое существование в области бессознательного, вновь и вновь давая о себе знать в ситуациях, схожих с теми, при которых они возникли. Интересно, что по всей видимости, каждому вытесненному образованию (комплексу) соответствует антагонистическая идея (или убеждение), присутствующая в явном виде в сознательной части психики и являющаяся важным элементом сокрытия комплекса в бессознательном.
Для индивида проблема заключается в том, что благодаря этим компонентам психики, свобода его воли, в значительной степени нарушается, и индивид начинает вести себя, не в соответствии с требованиями реальной ситуации, а под воздействием (не актуальных в данный момент) внутренних причин из прошлого. Помимо этого, на поддержание статуса вытесненного материала в подсознании, тратится большое количество психической энергии личности, что само по себе, вызывает постоянное психологическое напряжение в жизни человека.
Комплексы влияют не только на поведение человека, но и на его мироощущение, поэтому в значительной мере определяют его стиль жизни, его поведение и перспективы дальнейшего развития.
Третья часть личности по Юнгу — коллективное бессознательное, представляет собой вместилище всеобщей памяти человечества (общая база данных), накопленное за сотни тысяч лет эволюции. Это, как бы коллективное наследие наших предков, существующее в скрытой образной форме в подсознании каждого индивида и, при определенных условиях, доступное для осознания, но также, только в виде образов.
Носителями этого коллективного наследия выступают особо значимые и энергетически мощные образы психики — архетипы (первичные модули), которые ответственны за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира через посредство базовых идей, примерно одинаковых в различных культурах но, не связанных между собой напрямую.
Это объясняло тот факт, что люди разных культур, схожие жизненные ситуации воспринимали примерно одинаково. Например, отношение к отцу, матери, ребенку, смерти, учителям и т.п., очень похоже в разных, даже очень удаленных друг от друга культурах.
По мнению Юнга, каждый архетип ответственен за то, как именно будет вести себя индивид или группа в определенных жизненных обстоятельствах.
Примеры значимых архетипов Юнга — мать, ребенок, смерть, мудрец, бог, самость.
Юнг полагал, что восприятие архетипов доступно в образной форме во время сновидений.Эти архетипы встречаются в разных культурах в виде символов, религиозных, художественных, литературных, философских.
Далее на рисунке представлена структура личности по Юнгу
Типология личности К.Г. Юнга
Другим важнейшим открытием К.Г.Юнга в области психологии личности является разработанная им классификация так называемой эго-направленности и описание характеристик экстравертного и интровертного типов личности.
К идее о существовании двух коренным образом различных типов личности К.Г.Юнг пришел на основании анализа собственного двадцатилетнего опыта работы с пациентами. Он обратил внимание, что функционирование психической сферы одних людей ориентировано преимущественно на объект – внешние условия, в то время как источником психической деятельности других людей является субъект – внутренние факторы.
Явление обращения психической активности на внешнюю среду К.Г.Юнг назвал экстраверсией: «если ориентирование по объекту и по объективно данному преобладает настолько, что чаще всего самые важные решения и действия обусловливаются не субъективными воззрениями, а объективными обстоятельствами, то мы говорим об экстравертной установке … Если человек мыслит, чувствует и действует, одним словом живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в дурном смысле, то он экстравертен. Он живет так, что объект в качестве детерминирующей величины, очевидно, играет в его сознании более важную роль, нежели его субъективное воззрение … Все его сознание смотрит во внешний мир, ибо важное и детерминирующее решение всегда приходит к нему извне» [9, стр. 406-407].
Противоположному явлению – обращению психической активности на внутренний мир человека – К.Г.Юнг дал название интроверсия: «интровертный тип отличается от экстравертного тем, что он ориентируется преимущественно не на объект и не на объективно данном, как экстравертный, а на субъективных факторах … интровертное сознание видит внешние условия и тем не менее выбирает в качестве решающей субъективную детерминанту» [9, стр. 455].
Анализируя функциональный смысл экстраверсии и интроверсии, К.Г.Юнг провел аналогию между психологическими особенностями этих типов и характеристиками двух видов биологической адаптации организма человека к окружающей среде. «Природа знает два, коренным образом различных варианта адаптации и две, обусловленные ими возможности самоподдержания живых организмов, – пишет К.Г.Юнг, – первый путь это повышенная плодовитость при относительно малой обороноспособности и недолговечности отдельного индивида; второй путь – это вооружение индивида многообразными средствами самосохранения при относительно малой плодовитости. Мне кажется, что эта биологическая противоположность есть не только аналогия, но и общая основа наших двух психологических способов приспособления. Здесь я хотел бы ограничиться одним только общим указанием, с одной стороны, на особенность экстраверта, состоящую в способности постоянно растрачиваться, распространяться и внедряться во все; с другой стороны, на тенденцию интроверта обороняться от внешних требований и, насколько возможно, воздерживаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более обеспеченное и могущественное положение» [9, стр. 404].
Автор данных понятий считал, что каждому человеку одновременно присущи оба механизма, экстраверсия и интроверсия, принадлежность к определенному типу личности обусловливается лишь преобладанием того или другого.
В разработке типологии личности К.Г.Юнг не ограничился классификацией людей по эго-направленности. Опираясь так же на собственный многолетний опыт, он обнаружил, что «Сознание ориентируется в окружающем следующими четырьмя функциональными способами: через ощущение (то есть восприятие органами чувств), указывающее на наличие чего-то; размышление, поясняющее нам, что это; чувство, говорящее нам, приятно это или нет, и интуицию, подсказывающую, откуда и куда оно идет» [11, стр. 56]. Ощущение, мышление, чувство и интуицию К.Г.Юнг назвал психическими функциями. Все эти функции присутствуют у каждого человека, но одна из них, как правило, доминирует над остальными. Поэтому как экстравертный, так и интровертный тип личности в зависимости от преобладания значения той или иной психической функции может являться также мыслительным, чувствующим, ощущающим или интуитивным.
Развивая теорию психических функций, К.Г.Юнг отнес мышление и чувство к рациональным функциям, ощущение и интуицию – к иррациональным. Различие между рациональными и иррациональными функциями заключается в том, что, если первые «основывают весь свой образ действия на суждении разума», то вторые – «на абсолютной силе восприятия» [9, стр. 452].
Таким образом, типология личности К.Г.Юнга построена на двух основаниях: преобладающей эго-направленности (экстраверсия либо интроверсия) и ведущей психической функции (мышление, чувство, ощущение или интуиция). Взаимодействие того и другого образует восемь основных типов личности человека: экстравертный мыслительный, экстравертный чувствующий, экстравертный ощущающий, экстравертный интуитивный, интровертный мыслительный, интровертный чувствующий, интровертный ощущающий и интровертный мыслительный.
Основные компоненты структуры психики в аналитической психологии
Основные положения, предложенные аналитической психологией
Основными понятиями, используемыми в аналитической психологии, являются:
- Архетип — сформированная обществом модель поведения, воспринимаемая человеком на различных уровнях психики. Архетип — проявление либидо.
- Либидо — психическая энергия, используемая для достижения различных целей. В отличие от понимания либидо Фрейда, Юнг рассматривает либидо как универсальную, а не только сексуальную окраску.
- Интроверсия и экстраверсия. Классическое понимание интроверсии — направленность во внутренний мир, экстраверсии — ориентация на внешний мир. Склонность к определенной направленности врожденная, человек не может изменить ее.
- Невроз — проявление дисгармонии между индивидуальным и значением архетипов. Невроз означает, что связь сознательного с бессознательным повреждена, цель психотерапии — восстановить ее.
Задача аналитической психологии — обеспечить человеку условия для психологического созревания (индивидуализации) и таким образом сделать его неотъемлемой частью процесса роста общественного сознания.
Аналитическая психология
Получив в Базельском университете медицинскую степень по психиатрии, молодой Юнг поступил ассистентом в клинику для душевнобольных под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес к этому душевному заболеванию и привёл его к работам Фрейда. Вскоре они познакомились лично. Образованность и глубина взглядов Юнга произвели на Фрейда колоссальное впечатление. Последний считал его своим преемником, а в 1910 году Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако уже в 1913 году они разорвали отношения из-за разницы во взглядах на бессознательное, как я уже говорила выше — Юнг выделил коллективное бессознательное, с чем Фрейд был не согласен, а также расширил и дополнил понятие «комплекс» до того вида, в котором оно дожило до наших дней. И уже дальше Юнг пошёл своим собственным внутренним путём. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного».
Статья по теме
Оговорился по Фрейду. О чём расскажут наши ошибки, описки и забывчивость В результате этой «самореализации бессознательного» у Юнга появился целый комплекс идей из таких разных областей знания, как философия, астрология, археология, мифология, теология и литература и, конечно, психология, наложенных на его психиатрическое образование и идеи Фрейда о бессознательном. Результатом явилось то, что сегодня называется аналитической психологией.
Плюс ко всему юнгианцы (так называют себя психологи-приверженцы теории доктора Юнга — аналитические психологи) активно используют спектр других психологических методов: арт-терапия, психодрама, активное воображение, все виды проективных техник (как, например, анализ рисунков) и т. д. Юнг особенно любил арт-терапию — терапию творчеством. Он считал, что посредством непрекращающейся творческой деятельности можно буквально продлевать свою жизнь. С помощью творчества (арт-терапии), любых спонтанных видов рисования, особенно мандал (схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках), высвобождаются глубокие слои психики.
Как это применяется сегодня?
Психоаналитики всего мира делятся на фрейдистов и юнгианцев. Ортодоксальный психоаналитик-фрейдист уложит вас на кушетку, сядет за изголовьем и будет слушать вас с минимальным проявлением своего присутствия 2–3 раза в неделю по 50 минут. Все визиты, включая пропущенные, оплачиваются. Время не изменяется и не передвигается, даже если вы работаете сутки через трое и не имеете возможности соблюдать договорённости по своему рабочему графику. Зато, когда вы изъявите желание выяснить, почему аналитик к вам так несправедлив и не хочет войти в ваше положение, вам будет задана пара вопросов о том, почему в вашей жизни всё так неудобно складывается? А также кто обычно в реальной жизни склонен входить в ваши обстоятельства и подстраиваться под вас?
Юнгианцы ведут приём иначе. Как правило, это 1 раз в неделю, и условия могут оговариваться и быть более гибкими. Например, пропущенные по уважительным причинам сессии можно отрабатывать в другое время. Ложиться на кушетку вовсе не обязательно, можно сидеть на креслах и беседовать, как вы привыкли в обычной жизни. Также, помимо диалога, вам могут предложить прокомментировать изображение, пофантазировать вслух, а потом нарисовать свою фантазию или чувство, представить напротив себя кого бы то ни было и с ним поговорить, пересаживаясь то на его место, то обратно на своё, могут предложить слепить что-нибудь из глины или песка…
Границы и правила общения между аналитиком и пациентом всё равно остаются довольно жёсткими, что определяет качество контакта и, соответственно, работы.
Сегодня можно смело утверждать, что все направления психотерапии и практической психологии уходят своими корнями в аналитическую и проективную практику. Таким образом, аналитическая психология — это то, что объединяет в себе базовые знания по психоаналитической практике, коллективный многовековой опыт работы людей со своим внутренним миром и его самовыражением и современные достижения в науке о душе — психологии.
Психиатр: «Люди боятся заболеть раком, а с ума сойти почти никто не боится»
Подробнее
Основные теории личности
Личностные гипотезы необходимо изучать и развивать с целью познания самого человека, последовательности его реакций на раздражители.
Психодинамическая теория
Начало психодинамической гипотезы положил З. Фрейд, заявив, что человек лишен воли и руководствуется агрессивными, сексуальными и защитными мотивами. Отечественный психолог В. Н. Мясищев охарактеризовал организационный личностный рост индивида через совокупность таких его качеств, как темперамент, направленность, уровень развития, целостность, мотивация и т. д.
Аналитическая теория
В аналитическую личностную гипотезу большой вклад внес К. Юнг, поэтому она во многом схожа с психодинамической. Личностью он называл совокупность архетипов – врожденных и приобретенных. Личностной структуре Юнг дал определение индивидуальной своеобразности разных элементов сознательного и бессознательного поведения, подкрепленных склонностью к интроверсии или экстраверсии.
Гуманистическая теория личности
Гуманистическая гипотеза, где себя проявил К. Роджерс, основывается на том, что человеку свойственно иметь врожденные тенденции к самоактуализации, находящиеся изначально в скрытом виде. Роджерс выделил и второй (отслеживающий) личностный механизм. Вместе они формируют у индивида целостную личностную структуру «Я», «идеальное Я» и «реальное Я». Эти элементы могут находиться в полной гармонии или, напротив, сильнейшей дисгармонии.
В психологии важны концепция «Я» и ее составляющие
Когнитивная теория
Основоположник когнитивной теории, Дж. Келли, предположил, что человек живет одним желанием – знать обо всем, что с ним происходило, и то, что будет в будущем. Также Келли определил, что человеку важна социальная среда, поскольку когнитивная теория усиливает интеллектуальное влияние на других людей, что сравнимо с научными деятелями, занимающимися гипотезами и прогнозированием.
Поведенческая теория
Поведенческая, она же «наученческая» теория, гласит, что личность человека – продукт научения, структура, состоящая из условных рефлексов, социальных навыков, которые играют здесь ведущую роль.
Концепции личности являются широко обсуждаемым вопросом, несмотря на то, что существует множество их определений. Психология придает значение отличиям в человеческом поведении, они выражаются через темперамент, поведение, специфику интересов.
Основные концепции
Личность – это общественный индивид, совокупность отношений, деятельности и поведения, характеризующая человека.
Обратите внимание! Теории личности это в психологии набор гипотез, определений, с помощью которых изучаются механизмы личностного развития. Их главная задача – объяснить поведение человека, а также научиться его предопределять
Структурные элементы теории личности в психологии
Автором структурной теории и структурного принципа развития личности считается З. Фрейд. Он условно подразделил модель личности на 3 составляющие:
- Ид (Оно). Врожденный элемент, возникающий при появлении ребенка на свет. При этом малыш стремится получить то, от чего он будет чувствовать себя хорошо здесь и сейчас, не взирая ни на что. Например, громкий плач до тех пор, пока потребность (есть, общаться) не будет восполнена;
- Эго (Я). Формируется в течение первых 3 лет жизни. Ребенок осознает, что его поведение имеет отклик. Например, прежде, чем совершить нечто запрещенное, Эго начинает напоминать о возможных негативных последствиях;
- Супер-эго (Сверх Я). Имеет форму уже к 5 годам. Данный личностный элемент основан на принципах и идеалах, полученных от родителей и окружения. Считается эквивалентом совести ввиду умения оценить «хорошо» и «плохо».
Классическая школа: принципы, основные особенности аналитической психологии
По мнению Юнга, главный процесс, руководящий личностью — стремление к индивидуализации. Он заключается в самореализации, отбору необходимого психологического материала и удалению лишнего. Самореализация состоит из двух ключевых этапов. Первый происходит в период подросткового возраста, когда человек отделяется от общих постулатов, чтобы найти индивидуальность. Он переполнен негативом к окружающим, в первую очередь — к собственным родителям.
Пройдя процесс развития личности, индивид стремится от личных ценностей к общественным:
cтремление делиться; духовность; любовь к труду; ориентированность на чувства; внимание к окружающим.
Для зрелой личности характерна приверженность идее созидания. В представлении Юнга, главный принцип развития — слияние с коллективным бессознательным. Если человек останавливается в развитии, он переживает невротические симптомы: депрессию, фетишизм, различные фобии.
Что Карл Юнг говорил о личности?
Было бы ошибкой считать, что Юнг основывался только на самоуглубленности или внешней направленности индивидуума и сводил все человечество только к двум расхожим типам. Он, напротив, был уверен, что натура человека многогранна, потому что становление личности происходит с помощью четырех основных функций – мышления, ощущения, интуиции и чувства. Индивидуальность этих составляющих у каждой личности, определяется его физическим состоянием, воспитанием, взглядами и религией, без которых невозможно его ориентирование в социуме.
Сочетание функций (рациональных и иррациональных) со способами субъективного соотношения (понимания с точки зрения внутренней или внешней направленности), дает восемь вариантов. Однако говорить о преобладании одного из них в постоянном режиме, не приходится. Все четыре способа миропознания проявляются по очереди в разных обстоятельствах. По мнению Юнга, превалирование происходит от рождения (заложена) или происходит в результате жизненного опыта. Однако есть и бессознательная (низшая) и если она доминирует, это не всегда хороший признак.
Преобладание бессознательного может быть результатом подавления сознания или недостаточной развитости мышления.
Оно легко приводит к негативным последствиям – вспышке слепой ярости, сильным эмоциональным потрясениям, безоглядной влюбленности.
Классические понятия аналитической психологии: теория бессознательного
Чтобы правильно трактовать теорию о бессознательном, нужно учитывать смысл архетипов. Они одинаковы для людей, независимо от культуры и национальности, так же, как одинаковы их физиологические процессы. Архетипы нельзя изучать традиционными методами, их понимание во многом зависит от фантазии психотерапевта.
Комплексы, архетипы и коллективное бессознательное
Карл Густав Юнг известен как последователь Фрейда, продолживший развитие психоаналитической теории. Правда, он не следовал фрейдовским традициям, а шёл своим путём. Потому их сотрудничество не было столь уж долгим. Концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений во взглядах между ними.
Статья по теме 5 самых известных психологических экспериментов всех времён По Юнгу, структура личности (он называл её душой) состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного. Эго — это то, что мы привыкли называть сознанием, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Личное бессознательное — личный опыт, по каким-то причинам забытый или вытесненный, а также всё то, что мы как будто не замечаем вокруг себя. Личное бессознательное состоит из комплексов — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности и т. д.
Коллективное бессознательное содержит мысли и чувства, общие для всех людей, являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг: «В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, коллективное бессознательное передаётся из поколения в поколение и является общим для всех людей. Примером могут служить мифология, народный эпос, а также понимание добра и зла, света и тени и т. д.
По аналогии, как комплексы составляют содержание личного бессознательного, коллективное бессознательное состоит из архетипов — первичных образов, которые все люди представляют себе одинаково. К примеру, мы все примерно одинаково реагируем на родителей или незнакомцев, смерть или змею (опасность). Юнг описал много архетипов, среди которых стоят мать, ребёнок, герой, мудрец, плут, Бог, смерть и т. д. В его трудах многое посвящено тому, что архетипические образы и идеи нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Юнг подчёркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство именно потому, что они восходят к общим для всего человечества архетипам.
Как это применяется сегодня?
Сегодня эти знания широко используются в работе психологов и психотерапевтов всех направлений. Недооценить слово «комплекс» или «архетип» в работе психолога довольно сложно, согласитесь? При этом аналитик не вешает на вас ярлык, но знание о характере и сценарии архетипов и ваших комплексов помогает лучше понимать ваш личный «психический калейдоскоп».
И лечит, и калечит. Как развивалась психиатрия
Подробнее
Основные архетипы юнгианской аналитической психологии
Среди основных архетипов, к которым прибегают все люди, относятся:
- Самость — объединяющий компонент, который является центральной структурой сознательного и бессознательного.
- Тень — комплекс, в котором скапливаются вытесненные части личности. Они могут быть деструктивными и созидательными. Человек вытесняет те части, которые выходят за рамки его представления о себе. Тень часто появляется в сновидениях в виде темной человеческой фигуры.
- Анима и Анимус — представление об идеальном женском и мужском начале. Сущность архетипа зависит от пола пациента.
Помимо основных, общечеловеческих архетипов, человек также связан с семейными архетипами — сценариями, передающимися от родителей.
Психодинамическая и аналитическая теории личности
Психодинамическая теория личности – это теория личности, разработанная З. Фредом, согласно которой основным источником развития личности человека выступают его врожденные биологические факторы (инстинкты, либидо).
В соответствии с теорий личности З. Фрейда выделяют три основные концептуальные блока, являющиеся ведущими инстанциями личности:
- ИД («Оно») – основа структуры личности, состоит из совокупности бессознательных побуждения (агрессивных и сексуальных).
- ЭГО («Я») – представляет собой совокупность исполнительных и познавательных функций психики, которые осознаваемы человеком и состоят из его познаний об окружающем мире.
- СУПЕРЭГО («сверх-Я») – структура, включающая в себя разнообразные социальные установки, нормы и ценности того социума, в условиях которого проживает человек.
Аналитическая теория личности – это теория личности, разработанная К. Юнгом, который считал, что основным источником развития личности выступают ее врожденные психологические факторы.
В соответствии с данной теорией, каждый человек наследует от своих родителей первичные идеи, которые называются «архетипами». Смыслом жизни человека, является наполнение «архетипов» определенным содержанием.
Основные концептуальные блоки (сферы личности) в соответствии с аналитической теорией личности:
- Индивидуальное бессознательное – совокупность личных чувств и мыслей, эмоционально окрашенных сознанием человека.
- Коллективное бессознательное – это совокупность всего культурного и исторического опыта, накопленного человечеством за время существования.
- Индивидуальное сознательное – структура, которая выступает в качестве основы сознательной деятельности и самосознания личности.
Развитие личности по Адлеру
Альфред Адлер был первым из психологов, кто ввел понятие «комплекс неполноценности». В отличие от психоаналитической теории, разработанной Фрейдом, Адлер уделяет главную роль не сексуальности, а социальным факторам. Основная концепция развития личности по Адлеру заключается в том, что личность формируется благодаря «жизненному стилю». Жизненный стиль представляет собой набор психологических установок, которые несут компенсаторный характер. Например, древнегреческий оратор Демосфен в юности страдал от заикания. Многие из полководцев – Наполеон, Суворов – были невысокого роста.
Адлер считал, что все дети с рождения ощущают себя неполноценными перед всемогущими родителями. Поэтому задача борьбы с комплексом неполноценности стоит перед каждым ребенком. Она может осуществляться как позитивно, так и негативно – в этом случае человек растет со стремлением к власти над другими. Но обычно стремление компенсировать свою неполноценность является двигателем развития.
Главную роль в развитии личности по Адлеру играет «Эго» человека – именно с его помощью человек выбирает определенный тип поведения, индивидуальные установки. Препятствием к развитию являются общественные правила. Однако ни один человек не может существовать без общества, поэтому конфликт между творческой самореализацией и общественными нормами неизбежен. Альфред называет этот конфликт «вечным стремлением получить одобрение общества и перестать быть его частью».
1.doc
РЕФЕРАТ
личностибессознательноголитературы Введение Карл Густав Юнглекции ^ А. Адлер, К. ХорниЭ. Фроммтрансформацией.аналитической психологией Аналитическая психология ^ 1. Структура психики человека в концепции К.Г. Юнгаколлективного бессознательного, индивидуального бессознательного(Оно)сознания (Эго).творческимразумным принципом^ 1.1. Структура сознательного и бессознательного в психике человекасознание человекакомпонентоввосприятие Восприятие нечточеммышлениеэмоциональные оценкиинтуитивные предвосхищенияволивлеченийСновидениябессознательная часть психикикомплексамиКомплексыархетипами.психоидамиколлективное бессознательное^ 1.2. Коллективное бессознательное и архетипыКоллективное бессознательноеархетиповАрхетипы,архетипический образЭгоПерсонаТеньтехникой обращения с Тенью)АнимаАнимусСамость,самый важный архетипразвитие Самостиглавная цель человеческой жизни.индивидуациейчетыре системы психики^ IchPersonaSchattenAnimaAnimusОбретение Самости^ Концепция К.Г. Юнга
| Понимание личности | Личность (душа человека) состоит из трех взаимодействующих структур: сознания (Эго), индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Развитие личности – это динамический процесс, эволюция на протяжении всей жизни как результат стремления различных компонентов личности к единству, интеграции, гармонии, целостности, обретению Самости. Индивидуация – развитие личности, динамичный процесс интеграции многих противодействующих внутри личности сил и тенденций, в результате чего достигается полное развитие и выражение всех элементов личности – самореализация. |
| Отношение к телу | Тело не самостоятельное начало, а выражение психических переживаний, т.е. телесное и духовное находятся в единстве. Значимость телесных переживаний полностью соответствует тому, как они представлены в психике. |
| Социальные отношения | Социальные отношения – материал для заполнения архетипов. Форму этому материалу задают архетипы, т.е. социальные отношения не являются доминирующими. Развитие личности – это индивидуация, т.е. путь к Самости, но одновременно это связано с углублением в коллективное бессознательное. |
| Воля | Проявление волевой энергии как приобщение к культуре. Воля может оказывать воздействие на бессознательное, хотя и не прямо. |
| Эмоции | Значимость эмоций определяется их связью с архетипами. Эмоции – проявление бессознательного. Это своеобразный посредник между психикой и телесной жизнью. Они выступают как энергетическая сила, позволяющая определить успешность процесса индивидуации. Сильные эмоции – источник развития личности. |
| Интеллект | Интеллект – сознательная функция, поэтому он имеет ограничения. Интеллектуальные объяснения никогда не могут быть полными. Интеллект дополняется интуицией (интуитивная функция основана на бессознательном материале). |
| Самость | Самость – центральное образование в психике человека. Это – динамическое равновесие взаимоисключающих сил: экстра- и интроверсии, сознательного и бессознательного; мужского и женского начал. Такое равновесие предполагает полноту переживаний своего бессознательного. Путь к Самости никогда не бывает завершен, так как личность неподвластна описанию, полному осознанию. Развитие Самости – главная цель жизни человека |
| Отношение к психотерапевти-ческой помощи | Психотерапия Юнга – одна из наиболее популярных в мире. Она предполагает два этапа:1. Аналитический включает две фазы:начальная фаза – признание анализируемого материала;вторая – толкование, интерпретация материала (пациент зависит от терапевта).2. Синтетический (пациент становится независимым от терапевта) включает:фазу обучения (материал прошлого применяется к сегодняшнему дню);фазу трансформации – мини-индивидуации (достигается новое понимание проблем своей личности). |
^ 2. Типология личностиэкстравертовинтровертов. Типология ЮнгаЗаключениеСписок литературы ^
Теории личности в психологии
Данные теории занимаются изучением общих элементов поведения индивида. Их основу составляют вопросы, с помощью которых отечественные и зарубежные представители психологии и социологии составляют новые теории или совершенствуют старые. Сами вопросы заключаются в следующем:
- Механизм личностного развития – врожденный или приобретенный;
- Наиболее важный возрастной период его формирования;
- Доминирующие процессы личностной структуры – сознательные или бессознательные;
- Наличие свободы воли, контроль человека над своим поведением;
- Внутренний мир человека – объективное или субъективное понятие.
