Каждый родитель сталкивался с этим неприятным явлением — детской истерикой. Кто-то предпочитает игнорировать детские капризы, другие начинают раздражаться и громко отчитывают орущего ребенка. Но детские психологи просят родителей быть осторожнее: существует два типа детской истерики, каждый из которых требует кардинально разной родительской реакции. И важно уметь их различать.
Как помочь ребенку справиться со злостью?
Окружающие люди и родители могут немало умиляться малышу, который спокойно сидит в кроватке. Он играет с любимым мишкой, вовремя кушает. Никаких проблем с засыпанием у него не возникает. Родители спокойно занимаются своими делами, полноценно отдыхая. Тишину не нарушает плач и крик ребенка. Можно вести жизнь, практически как ту, что была до рождения ребенка. Неужели такое на самом деле возможно?
- Назначения злости
- Мы не умеем грамотно злиться?
- Проявления невыраженной детской злости
- Конструктивный и безопасный выход для злости
- Упражнение «Нарисуй свою злость»
- «Кастрюлька со злостью»
Как мы видим, картина вырисовывается более, чем идеальная. На самом деле такого не бывает. Малыш, как и любой живой человек, испытывает чувство злости, раздражения, усталости (см. Какие эмоции у человека).
Его время от времени мучают боли, возникает желание прижаться к родителям, поесть сладкое, полежать. Ребенок попросту не умеет озвучивать свои потребности. Ему легче заплакать, устроить небольшую истерику, бить кулаками по полу, требуя своего.
На самом деле злость (см. Злость у детей) – это совершенно нормальная эмоция. Конечно, ее нельзя назвать желанной и социально приемлемой, как радость. В то же время, глупо отрицать ее наличие. На свете не существует черного без белого, дня без ночи, а света без тьмы. Абсолютно все люди вне зависимости от пола, возраста и социального статуса могут злиться. Причин для возникновения данного чувства более, чем достаточно.
В силу деструктивного отношения к злости, никто не понимает, как с ней обращаться. С самого детства мы выслушиваем сказки, в которых «добро побеждает зло». Нас пытаются успокоить, если видят, что пробудилась злость.
Наши родители воспитывали нас с мыслью, что следует быть добрым для получения всевозможных благ. Таким образом, злость нужно всего лишь подавлять, чтобы показать себя человеком, заслуживающим уважения в обществе.
Как узнать причины истерик и уметь мгновенно предупреждать их?
Все родители периодически сталкиваются с проблемой детских истерик – слезы, крики, валяния по полу в общественных местах ставят мам и пап в тупик. Чтобы ваша жизнь не превратилась в сплошной кошмар, а ваш ребенок перестал добиваться своего с помощью слез, психолог Виктория Люборевич-Торхова рассказывает об эффективных методах борьбы с детскими истериками:
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.
Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!
Назначения злости
Следует пояснить, что злость представляет собой естественную эмоцию. Ее ни в коем случае нельзя подавлять. Это приведет к различным психосоматическим расстройствам (см. Как распознать психосоматику):
- бессонница
- головные боли
- неврозы
- аутоагрессия
Что же делать родителям, если ребенок начинает злиться? Сначала понять, зачем вообще нужна эта эмоция человеку.
Злость и гнев считаются совершенно адекватными реакциями зашиты, которые проявляет человек в определенные моменты своей жизни.
Они позволяют осознать: происходящее совершенно не устраивает, может привести к последствиям, усугубить еще больше ситуацию. К примеру, говоря о ребенке, можно говорить о реакции на нарушение личных границ, что зачастую бывает при гиперопеке (см. Почему вредна гиперопека).
Ему не хочется играть, идти на руки к безумно любящей матери или бабушки. Отдельного внимания заслуживает злость, вызванная дискомфортом или опасностью в силу разных внешних факторов. Малыш может посчитать, что в его падении виноват стул, который нужно побить, обругать, как следует.
Злость совершенно точно необходима для самозащиты. С ее помощью удастся отстоять свои права, понять, какие конкретно потребности были не удовлетворены. Благодаря злости, удастся достигнуть своей цели, преодолеть препятствия.
Она считается самым мощным мотиватором для человека (см. Как правильно мотивировать?), который мог расслабиться, забывать о собственных интересах. В один прекрасный момент все надоедает и тогда злость помогает вырваться вперед, стать победителем, если говорить про спортсменов.
Именно по этой причине необходимо выражать злость грамотно, безопасно для себя и окружающих людей. Это позволит вынести определенную пользу из данного полезного состояния души.
Мы не умеем грамотно злиться?
Разумеется, нет. Нас этому попросту не учили. Как только дети начинают злиться, родители немало пугаются. Они пытаются успокоить малыша, переключить его внимание на сладости и игрушки. Им кажется, что нужно делать все, что угодно лишь бы только не думать, как справиться с этим чувством.
При его проявлении ребенок, как бы говорит, что имеет полное право на существование. С ним нужно что-то делать, справляться, принимать адекватное решение. Намного проще просто заставить малыша успокоиться, подавить его реакцию, обесценить его переживания. Все любят только улыбающихся детей, которые готовы выполнять распоряжения, соблюдать режим дня.
Дети слышат от родителей: «Прекрати немедленно!» «Замолчи, а то люди услышат!».
В результате ребенку приходится замолчать. Наступает столь желаемая взрослыми тишина. Вроде как цель родителей достигнута.
На самом деле эмоции никуда не исчезают бесследно, если их не выплеснуть. Они способны пожирать ребенка изнутри, в результате чего появляется хронический кашель, бронхит, астма.
Невыраженные эмоции зачастую проявляются на поверхности кожи. На протяжении длительного времени можно водить ребенка по больницам, покупать дорогостоящие мази, но это вряд ли поможет.
Если эмоции не могу найти адекватный выход, психика попросту не справляется, из-за чего подключается непосредственно тело.
Многие взрослые не дают ребенку отстоять свою позицию через злость, высказать свое мнение. Они требуют, чтобы сын или дочь ушли в другую комнату, подумали о своем поведении. Таким образом, ребенку говорят, что его будут любить только добрым, улыбающимся малышом, который не способен на проявления злости.
Ни о какой безусловной любви тут не может идти и речи. У ребенка закрепляется мысль, что он плохой, значит надо всячески подавлять в себе негативные эмоции, чтобы не быть впоследствии отвергнутым. Вы догадываетесь к чему это может привести?
Ребенок постарается быть максимально удобным для окружающих людей. Ему захочется угодить всем, не думая о собственных потребностях. Ему будет казаться, что это абсолютно правильно, ведь родители воспитывали его с мыслью о недопустимости злости.
В итоге ребенок будет бояться сказать: «Нет», не сможет отстоять собственную позицию, выразить мнение, настоять на своем. Разумеется, он будет немало страдать от того, что происходит, но достаточно сложно измениться, если не проанализировать, с чего все началось.
Истерика нижнего мозга (нижнего этажа)
В отличие от истерики первого типа, истерика нижнего этажа — явление, порожденное временной неадекватностью ребенка. Сильные негативные эмоции или переживания захлестывают его настолько сильно, что он теряет способность мыслить здраво или вменять родительским словам. Этот тип истерики охватывает нижний отдел мозга, полностью перекрывает способность к самоконтролю и блокирует доступ к верхнему отделу.
Детская истерика нижнего этажа напоминает состояние аффекта, когда верхняя часть мозга попросту отключается, а мыслительный процесс блокируется. В эти минуты мозг ребенка функционирует совсем иначе, а любые ваши слова просто-напросто не дойдут до его сознания. Единственный путь прекратить этот тип истерики — снять психическое напряжение, чтобы ребенок смог быстрее прийти в себя.
Читаем также: Почему ребенок бьется головой об пол и стены — причины и как реагировать?
Ругать ребенка, стыдить его или кричать при истерике нижнего этажа бесполезно! Ребенок все равно не сможет понять вас.
Важно помочь ребенку выйти из состояния настоящей истерии, чтобы он не мог травмировать себя или нанести кому-либо (чему-либо) серьезный вред. Помните о том, что ребенок сейчас совершенно неадекватен! Нельзя игнорировать его состояние, оставлять одного в комнате или уходить прочь с отрешенным видом.
Когда любые здравые доводы и логика бессильны, то действуйте принципиально иным способом:
- Возьмите ребенка на руки, крепко прижмите его к себе;
- Тихо и ласково обращайтесь к нему, убедите свое чадо в том, что сейчас уже все хорошо;
- Лучше унести ребенка подальше от того места, где у него начался приступ истерии;
- Успокойте его тактильно: ласковые поглаживания и нежные объятия зачастую очень эффективны.
Первоочередной является необходимость вернуть ребенка в состояние здравой адекватности. И лишь после того, как он полностью пришел в себя, уже можно начинать вести спокойный диалог. Не стыдите ребенка и не пытайтесь его ругать, потому что истерика может повториться. Задача родителей — выяснить причины, по которым произошла вспышка истерии.
Ребенок, которого одолела истерика нижнего этажа прежде всего нуждается в утешении и родительской ласке!
“Ты настолько сильно не хотел доедать свой обед? Неужели каша тебе так не понравилась? Или ты уже был сыт и не хотел доедать? Не нужно так расстраиваться, ты же мог просто сказать, что уже наелся. Давай ты будешь говорить нам с папой, когда больше не захочешь есть, а мы не будем тебя заставлять. Хорошо, мы договорились?”
Родитель должен понять, что есть весомая разница между тем, когда ребенок истерит из-за своих прихотей и того, когда он всерьез подавлен и расстроен. Взрослому человеку тяжело снизойти до уровня своего чада. Но порой маленький ребенок может действительно сильно расстроиться из-за несущественного происшествия или мелочи, даже впасть в состояние горькой тоски. После того, как ребенок успокоится и его верхний отдел мозга сможет нормально функционировать, родитель должен попытаться спокойно поговорить с ребенком, вызвать на ответный диалог, призвав чадо порассуждать логически.
“Даже если еда показалась тебе не очень вкусной или если ты уже наелся, то не стоит вести себя таким образом. Это очень некрасиво! Ведь я старалась и готовила для тебя. Ты мог бы просто сказать, что не голоден, я бы не стала тебя заставлять есть. Нельзя выходить из себя, если тебе просто что-то не понравилось”.
Именно в этот момент, когда ребенок предварительно был понят вами, получил свою долю утешения и сочувствия, вы можете проводить щадящие воспитательные меры. Верхний отдел мозга больше не блокируется, истерика позади, а ребенок становится восприимчив к вашим словам и наставлениям.
Как быстро распознать верный тип истерики
Не всякий родитель обладает навыками тонкого психолога, так что порой определить тип развернувшейся перед глазами детской истерики бывает очень трудно. И возникают сложности с выбором собственной ответной реакции. Но можно различить истерики по ряду нюансов.
Ложная истерика:
- Вы замечаете, что кричащий ребенок вас слушает и понимает;
- Ребенок быстро успокаивается после угроз о наказании;
- Ребенка можно отвлечь или заговорить, переключить его внимание;
- С ребенком получается договориться;
- Истерика больше носит демонстративный характер.
Истинная истерика:
- Ребенок не понимает ваших слов, он будто вас не слышит;
- Он не успокаивается даже после того, как вы пообещали осуществить его желание;
- Ребенок пытается причинить вам или себе вред, стремится что-то разбить, ударить кого-либо;
- Он не может контролировать свое тело, а речь если и есть, то она бессвязна;
- Истерика напоминает состояние аффекта.
Помните: порой даже взрослому человеку тяжело справляться со своими эмоциями, а для маленького ребенка это и вовсе часто бывает невозможно.
Читаем также: Как бороться с детской истерикой: советы психолога
Проявления невыраженной детской злости
Многие родители слышали о кризисе 3 лет. В этот период малышу, как никогда важно отстоять свою позицию, заявить о потребностях. Ему важно показать себя, как личностью, имеющей право на собственное мнение.
Другой вопрос, что не все матери и отцы способны грамотно отреагировать на подобные проявления самостоятельности. Им проще сломить волю малыша, заставить его слушаться. Хотите знать, что может случиться с ребенком в этом случае?
Он будет принимать все предложения родителей, понимать любые «можно» и «нельзя». Малыш будет слушаться мать и отца, но его речь начнет отставать. Да и с горшком могут возникнуть серьезные проблемы. Наиболее частая проблема таких послушных детей – запор.
По-другому он никак не может повлиять на родителей, которые не желают мириться с его взрослением, проявлением индивидуальности. Не хотите грамотно реагировать на злость? Тогда получайте небольшое отставание в психическом развитии, проблемы с телом. Ребенок вполне может начать грызть ногти, чтобы сбросить нервное напряжение.
От чего возникает задержка в речи? Из-за обиды мы перестаем общаться, разговаривать, замолкаем. Это и приводит к подобным последствиям.
Довольно часто дети страдают от судорог, навязчивых движений, различных расстройств в поведении. Любопытно, что причина та же самая – непрожитые и невыраженные эмоции.
Эмоция не может уйти сама по себе, если не была грамотно прожита. Именно данного мнения придерживаются многие психологи. Можно говорить о ее проникновении через тело, поведение, мысли и действия человека. Эмоция все равно найдет выход. Просто не все осознают, какой именно.
Причины истерик у детей
Истерика – это состояние сильной возбужденности, которое сопровождается резкой переменой настроения, вспышками гнева и отчаяния, а также потерей самоконтроля. Дети в истерике могут кричать, плакать, падать на пол, стучать кулаками и даже биться головой об стену. Маленькому ребенку тяжело выйти из этого состояния самостоятельно, поэтому истерика может длиться достаточно долгое время. В чем же причины истерик у детей?
- Переутомление и перевозбуждение. Малыши могут уставать как от монотонных занятий (долгие поездки, интеллектуальная работа), так и от эмоционально насыщенных событий (походы в развлекательные центры, активные и шумные игры со сверстниками, посещение нового для крохи места). Если ребенок устал, вероятность возникновения истерики значительно возрастает.
- Физический дискомфорт: боль, голод и жажда, духота, перегрев и так далее.
- Невозможность описать свое требование словами. У маленьких детей часто возникают конфликты и недопонимания со сверстниками из-за того, что они еще не могут выразить свое желание словами. Взрослые тоже не всегда понимают, чего хочет малыш, который еще не умеет или только учится говорить. Непонимание со стороны близких людей часто приводит к истерикам.
- Стремление к самостоятельности. Если родители, чрезмерно заботясь о крохе, не дают ему проявлять самостоятельность, это может спровоцировать частые истерики. Особенно ярко это проявляется в кризисные периоды развития (1 год, 1,5 года, 3 года).
- Нехватка внимания. Ребенок, который недополучает заботу и ласку, скорее всего, будет пытаться привлечь к себе внимание различными способами. Истерика редко оставляет родителей равнодушными.
- Отказы и запреты. В силу эмоциональности и недостаточного развития самоконтроля, дети младшего возраста обычно бурно реагируют на любые препятствия на пути исполнения их желаний.
- Непоследовательность взрослых. Отсутствие у родителей единой позиции по поводу воспитания ребенка или плавающие границы дозволенного приводят к отсутствию у малыша четкой картины мира, а значит и ощущения предсказуемости и безопасности. В связи с этим появляется капризность и импульсивность.
Даже самые уравновешенные крохи время от времени впадают в истерику, казалось бы, на ровном месте. Наиболее часто это происходит в периоды кризисов 1 года и 3 лет. Если у ребенка старше 4 лет систематически возникают истерические приступы, это может говорить о наличии неврологических нарушений или серьезных ошибок в воспитании.
Конструктивный и безопасный выход для злости
Если Вы видите, что ребенок злится, не следует запрещать ему этого делать. Это относится к недопустимости фраз: «Не злись!», «Только с хороших детей любят».
Лучше всего озвучить ребенка его чувство: «Ты злишься», «Ты имеешь право злиться», «Все порой злятся». Следует разделять эмоции и проявление агрессии: «Я бы тоже разозлился от этой ситуации, но не нужно бить другого человека». Можно предложить малышу, попросить игрушку у другого ребенка по-хорошему.
Следует при осуждении действий сына или дочери, брать в учет их чувства. «Ты злишься, потому что мама поставила тебя в угол. Я бы тоже злился, но нельзя мучить кошку. Ей очень больно. Она же твой друг. Лучше просто погладь ее в следующий раз».
Ребенок в этом случае осознает, что привело к данному действию. Он понимает, что не такой уж плохой, а родитель его вовсе не осуждает. Важно дать понять детям разного пола и возраста, что социально неприемлемое поведение – не повод для отказа их любить, принимать такими, какие они есть.
Другой вопрос, что более распространенной является ситуация, когда мать или отец начинают ругать самого ребенка. Они начинают стыдить его за поведение, последующую злость и жалобы на воспитателя. Стоит ли говорить, что это обычный пример, когда родители не понимают истинные чувства своего любимого чада.
Почему дети ноют и капризничают?
Основных глубоких причин подобного поведения может быть несколько:
- Ребенку не хватает внимания. Да, это банально, но это так. Как часто вы уделяете своему малышу время? Насколько внимательны вы к тому, что он вам рассказывает, что делает, явно ожидая вашего одобрения, о чем спрашивает? Не отвлекаетесь ли вы на работу, на телефон, на разговоры со взрослыми, не отсылаете ли от себе ребенка в принципе со словами «не мешай, я сейчас занята»? Ведь если малыш будет испытывать нехватку вашего внимания и непосредственной заботы (а не заработка денег на его отдаленное будущее), то он неизбежно начнет добиваться этого через капризы.
- У ребенка что-то болит. Варианты могут быть разные: режутся зубики, пучит животик, поднимается температура и так далее. Маленькие дети еще не способны четко идентифицировать подобные ощущения и вербализировать их (даже если они уже умеют разговаривать). Они просто чувствуют себя плохо, некомфортно, и из-за этого начинают ныть или истерить. Поэтому если капризы вашего ребенка сопровождаются его болезненным (или просто отличным от обычного) видом, на всякий случай выясните, не «бо-бо» ли у малыша что-нибудь, а не обостряйте ситуацию криками и руганью.
- Малыш пытается проявить свою индивидуальность. Вы должны понимать, что для ребенка, даже для маленького (особенно начиная с 2-3-летнего возраста) абсолютно естественно начинать осознавать себя, как личность, и стремиться ее реализовать. Да, в раннем детстве это выглядит достаточно мило и смешно: малыш хочет сам выбирать, с какой игрушкой ему играть, во что одеваться и как кушать. Но это по-настоящему важно, и вы не должны этому препятствовать, равно как и создавать в семье атмосферу, при которой ваше слово будет считаться законом, а любое не соответствующее ему слово ребенка – ересью. Ведь в таком случае будет очевидно, что ребенок истерит по каждому поводу из-за подавляемого вами стремления к самостоятельности.
- Ребенок хочет получить что-то, в чем вы ему отказываете по непонятным для него основаниям. В детстве сложно понять, почему нельзя вон ту красивую блестящую игрушку, прямо сейчас пойти в гости к тете Маше или съесть пять шоколадок на обед. Это вы понимаете, что игрушка стоит дорого, что заявляться к тете Маше без приглашения невежливо, а от такого количества сладостей заболит живот и зубы. Для малыша же эта логика не действует, и чтобы понять ее, он должен услышать терпеливое и доходчивое объяснение всех причинно-следственных связей отнюдь не один раз.
- Ребенок плохо чувствует себя не в физическом, а в психологическом контексте. Наверняка у вас бывают такие дни, когда вам без каких-либо причин грустно, или когда вы всем раздражены, или когда вам по любому поводу хочется плакать. У ребенка, психика которого находится в стадии бурного развития, постоянных изменений и преобразований, такие дни тоже бывают, причем чувствует он их гораздо ярче. И, поскольку он еще не умеет справляться с «разладом» с самим собой, не умеет контролировать свои эмоции, это состояние неизбежно выливается в то, что он постоянно ноет, капризничает или закатывает истерики. Ему просто нужно пережить свой неудачный день, справиться со своим психологическим дискомфортом, избавиться от беспричинных негативных переживаний, причем сделать это с минимальными потерями и в максимально спокойной обстановке с как можно меньшим количеством раздражающих факторов.
- У малыша эмоциональное перенапряжение. Особенно часто такое состояние возникает в первые годы жизни, и проявляется оно в наибольшей степени вечером. Большое количество впечатлений, собранных за день, оказывается просто чрезмерным для маленького человечка, из-за чего и начинаются капризы и истерики. Все, что ему нужно в такой ситуации – это хорошенько отдохнуть и выспаться, после чего дурное поведение как рукой снимет.
Упражнение «Нарисуй свою злость»
Его давно придумали психологи, работающие с детьми разного пола и возраста. Нужно всего лишь предложить ребенку изобразить собственные чувства, используя краски или гуашь. Они позволят более точно выразить эмоции, чем рисование карандашом или ручкой.
Впоследствии можно обсудить, что именно нарисовать, почему были использованы те или иные цвета. Ребенок расскажет про имя существа, особенности его питания, характера, времяпрепровождения.
Еще в процессе рисования эмоция может ослабнуть, перевоплощаясь в творческую энергию. Разговор по готовому рисунку позволит разобраться в переживаемых чувствах, а также узнать больше о поведении и характере самого ребенка.
Вы всегда можете присоединиться к малышу. Он имеет право знать, что родитель тоже способен злиться, испытывать раздражение. Сын или дочь имеют право поучиться, как справляться с чувствами.
Ребенок может злиться из-за обязанности убираться в комнате. Какой смысл его ругать, если Вы сами терпеть не можете данное мероприятие, как и ремонт. Лучше всего попробовать позлиться вместе. Для начала порвите старые газеты, помните, чтобы снять мышечное напряжение.
Смело кидайте их в стены, выкрикивая, как не любите убираться. Впоследствии можно вместе убраться, превратив процесс в настоящую игру. Ребенок поймет, что взрослый человек не собирается его осуждать. К тому же, куда приятнее убираться, если на вечер запланированы приятные планы вроде похода в гости, в кино или на аттракционы.
Не следует недооценивать и занятия лепкой. Они помогут снять злость, которая накопилась. Всегда можно соорудить из глины или пластилина монстра, чтобы изобразить переживаемые чувства. Можно даже сделать целый музей чувств. Нет ничего ужасного в том, чтобы просто выплескивать их таким образом наружу. Ребенку станет значительно легче.
Два типа детских истерик
Некоторые педагоги и психологи разделяют два принципиально отличающихся друг от друга типа истерик у детей: истинные и манипулятивные. За основу данной классификации взят критерий осознанности ребенком своего поведения.
- Истинные истерики возникают непроизвольно. Эмоции полностью берут верх над малышом, поэтому он не в состоянии контролировать свои действия, учитывать их возможные последствия, воспринимать уговоры и доводы взрослых. В возникновении данного вида истерик принимают участие нижние отделы мозга (в частности, миндалевидное тело).
- Манипулятивные истерики возникают осознанно (в работу включаются верхние отделы головного мозга). Обычно они свойственны детям среднего и старшего дошкольного возраста. Таким способом ребенок хочет добиться желаемого результата. Действительно, когда кроха находится в истерическом состоянии, особенно если это происходит в людном месте или если нужно куда-то спешить, родители часто не находят другого выхода из ситуации, кроме как моментально удовлетворить потребность (или прихоть) малыша. Если взрослые хотя бы несколько раз поддались на подобные манипуляции, скорее всего, такая модель поведения прочно закрепится у дошкольника.
Сталкиваясь с манипулятивной истерикой, или истерикой «верхнего этажа», важно не поддаваться на провокации и четко дать понять крохе, что такой метод заполучения желаемого не является конструктивным. Когда ребенок поймет, что истерика не эффективна, он перестанет вести себя данным образом. Если же истерика ребенка происходит неосознанно (истерика «нижнего этажа»), в первую очередь нужно поддержать малыша и принять его эмоции. Когда эмоциональный всплеск немного сойдет, кроха сможет воспринимать Ваши слова.
Отличить один тип истерики от другого бывает непросто. Но каждый родитель хорошо знает своего малыша и может наблюдать, что является причиной и поводом для истерики.
«Кастрюлька со злостью»
Один из лучших способов справиться с детскими негативными эмоциями – терапевтические рассказы. Достаточно пояснить малышу, что у каждого человека есть кастрюлька, в которой скапливаются чувства: злость, раздражение, обиды. Спустя какое-то время она может наполниться, пока не достигнет предела.
В этот момент кастрюлька переливается и тогда мы злимся, ругаемся, начинаем топать ногами. Если закрыть ее слишком плотно, содержимое будет проникать в нас самим, и мы будем болеть. Чего только стоит неприятная головная боль.
Можно устроить с малышом целый спектакль с кастрюлькой и комочками бумаги. Он должен все наглядно увидеть и почувствовать. Просто берите подушку, чтобы начать от души ее бить, кидайте об стену старую посуду, рвите бумагу. Ребенок должен выплеснуть все, что накопилось, чтобы ему стало легче. Даже слишком хорошо воспитанные дети все равно соглашаются на данное мероприятие.
Помните, что злость – это совершенно нормальное состояние ребенка. Не следует ее грубо подавлять, если хотите вырастить физически и психически здоровых детей. Одно дело – контролировать чувства, совсем другое – их блокировать.
Контакты и запись на прием Прочитать о консультировании и квалификации
Психолог, гипнолог Наталья Коршунова ©