Случаются, конечно, периодически примеры, когда животные поступают порой даже лучше, чем люди. Когда, к примеру, собака спасает жизнь человеку. Но это, скорее, исключение, которое говорит нам о том, что данная душа, скорее всего, имеет богатый опыт воплощений, а может быть, и вовсе является бодхисаттвой, который сознательно воплотился в животном мире с целью помощи другим живым существам. Дело в том, что иногда такие существа, как бодхисаттвы, сознательно выбирают воплощение в животном мире, чаще всего хищниками, и, поедая живых существ, завязывают с ними кармическую связь, чтобы потом «вытащить» их в мир повыше. Но это частный случай. Для большинства животных всё предопределено их инстинктами.
Итак, возможность нравственного выбора — это то, что отличает нас от животных. Но, к сожалению, далеко не все пользуются данным преимуществом. Говорится, что невероятно трудно обрести это драгоценное человеческое рождение, и потому, воплотившись в мире людей, вести себя повинуясь своим инстинктам, а не зову сердца — есть крайнее невежество. К сожалению, современная культура всячески способствует этому. Почему? Причин может быть много. Основная из них — безнравственным и духовно слабым народом проще управлять. Его проще ориентировать на потребление и можно, в принципе, вынудить совершить любую подлость. Именно поэтому сегодня в фильмах часто демонстрируется безнравственное поведение, и люди подсознательно просто перенимают шаблоны такого мышления и модели безнравственного поведения.
Золотое правило нравственности
Как же среди множества различных концепций и понятий о нравственности найти истину и не попасть на удочку различных философских и религиозных учений, которые предлагают нам, мягко говоря, странные идеи? Есть простой принцип, который был сформирован ещё философами древности, и этот принцип так или иначе отражён во многих мировых религиях. Звучит принцип примерно следующим образом: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Такая концепция, пожалуй, может быть некоторым ориентиром, путеводной звездой в бескрайнем океане жизни, полной уловок и опасностей. Данный принцип отражён в ряде мировых религий, что свидетельствует в какой-то мере о его объективности и истинности:
- В иудаизме принцип звучит следующим образом: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Немного отвлечённая трактовка золотого правила нравственности, но посыл примерно тот же.
- В христианстве: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Этот принцип изложен в Евангелии от Матвея. Тоже самое сказано и в Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Этому принципу неоднократно учил Иисус, его апостолы также часто повторяли в своих проповедях этот принцип.
- В исламе: пророк Мухаммед также учил своих учеников: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
- В индуизме: в древнем писании «Махабхарата» также присутствует упоминание золотого правила нравственности: «Пусть человек не причиняет другому того, что неприятно ему самому».
- В конфуцианстве: китайский философ Конфуций учил своих учеников: «Чего не желаешь себе, не делай другому».
Примечательно, что золотое правило нравственности
присутствует во всех мировых религиях, а также многих философских учениях, что указывает на то, что многие Учителя человечества и философы в своих размышлениях и духовных поисках пришли к одному и тому же выводу: нужно транслировать в мир только то, что хотел бы получить сам. Это понимание приходит из осознания и принятия закона о причинно-следственной связи — «Что посеешь — то и пожнёшь». Когда к человеку приходит осознание того, что каждый поступок имеет причину и будет иметь последствия, тогда приходит понимание того, что, совершая вред другому, совершаешь вред самому себе. Однако, несмотря на то что большинство религий и философских учений сходятся во мнении, что не стоит делать другому то, что не хочешь получить сам, тем не менее адепты этих религий продолжают совершать неадекватные поступки, да и сами некоторые религии порой предлагают весьма странные концепции, которые явно не соответствуют этому правилу. Взять хотя бы мясоедение, которое рядом религий не считается безнравственным поступком.
В чём же проблема? Осознавая, что человек получает всё то, что проявляет другим, тем не менее существуют религии и учения, которые имеют весьма странную нравственную основу. Проблема в том, что в современном обществе понятие добра искажено до неузнаваемости. Происходит это само собой или по чьему-то злому умыслу — сказать сложно, но факт остаётся фактом. Очень распространено в нашем обществе убеждение, что всё, что приносит удовольствие, является благом. Таким образом, приносить людям удовольствия — значит совершать благо. Но, к сожалению, получение удовольствия и развлечения ещё никого не привели к развитию. Примеров просто не существует.
Всё развитие и вся эволюция происходит только тогда, когда живое существо вынуждено выйти из зоны комфорта. Комфортная среда не способствует развитию. Когда родители пытаются доставить своему ребёнку удовольствие, развлекают его, забрасывают подарками и вкусностями, они просто «снимают» с него благую карму, тратят его потенциал, который он в будущем мог бы использовать более разумно. Но в обществе такое поведение считается чуть ли ни исполнением родительского долга. Но самое интересное, что такие родители, скорее всего, сами зависимы от удовольствий и развлечений, и получается, что золотое правило нравственности здесь не нарушается: доставляя ребёнку удовольствия и развлекая его, они готовы и хотят получить тоже самое для себя. В этом и есть опасная подоплёка золотого правила нравственности. Большинство людей сегодня, на самом деле, стремятся совсем не к тому, к чему следует стремиться нравственному человеку, и именно поэтому «причиняют добро» окружающим, исходя из тех ценностей, которые им внушила та система потребления, которая сегодня существует в нашем мире.
Синонимы нравственности
Стоит обратить внимание на синонимы слова «нравственность», которые дают нам понять, насколько это важная составляющая нашей жизни. К примеру: мораль, честность, благородство. Целомудрие также синоним слова «нравственность». Цело-мудрие — то есть целостность мудрости, её гармоничность. И действительно, нравственность проистекает из мудрости. Хотя известны случаи, когда некоторые религии применяют просто запугивание, чтобы заставить своих адептов жить нравственно. Но такая нравственность из страха, как показывает исторический опыт, ни к чему не приводит. Как только желание совершить безнравственный поступок станет сильнее страха — этот поступок будет совершён. Из менее распространённых синонимов можно отметить такие, как справедливость, бескорыстность, чистота, добродетель. Добро-детель — то есть «делание добра». В этом и есть суть нравственности. Важно лишь понимать, что такое добро и когда и как его нужно совершать.
Духовные ценности
Рассмотрим ценности, которые хорошие родители прививают своим детям.
Признательность – это готовность выражать свою благодарность за все, что есть у вас. Научите малыша быть благодарить вас за то, что он имеет в жизни.
Правдивость. Из книг дети узнают, что надо быть честным. Объясните ему, что развить это чувство можно, если быть честным с родителями и учителями. Объясните, что надо уметь признавать свои ошибки, и не стараться их скрывать.
Забота о других. Проявить заботу просто. Нужно чем-либо поделиться с другом
Ребенок должен уяснить, как это важно. Научите его делиться вещами, которые стали не нужны ему самому
Например, погремушками, которыми он уже не играет в силу возраста.
Сожаление – это способность человека поставить себя на место другого. Для этого проявите к нему самому нежность, когда это потребуется. Внимательно выслушайте и поддержите малыша. Вселяйте в него надежду и поддержите, если ему трудно справиться с какой-то проблемой.
Жалость – это любовь и забота, которые человек проявляет по отношению к близким. Развивая это чувство, ребенку будет проще устанавливать взаимоотношения с другими.
Партнерство. Сотрудничать и быть партнером при достижении целей, это полезное качество для будущего. В семье тоже применимо партнерство. Это выполнение домашних дел. Такие элементарные навыки научат ребенка думать не только о себе.
Почитание. С раннего детства ребенок должен уважать людей. Когда он вырастает, почитание и уважение становится основным моментом к развитию полноценных социальных отношений.
Вежливое обращение в транспорте или кафе. Покажите пример своему ребенку.
Единство – это составляющая часть справедливости. Ребенок должен быть убежден, что люди наделены равными возможностями. Позвольте ему дружить с детьми разного социального статуса. Так он поймет, каково единство в действии.
Объективность поможет ребенку судить о несправедливости некоторых деяний. Например, установите в семье единое время отхода ко сну для всех детей. И объясните малышу, что взрослые могут ложиться чуть позже, так как у них остались незавершенные дела по дому.
Смелость говорит о готовности к сложным задачам. Смелый ребенок может совершать непростые поступки. Например, став свидетелем несправедливой ситуации, он рассказал вам о случившемся. С гордостью похвалите малыша.
Одобрение – это принятие точки зрения другого человека. Этот навык расширяет кругозор и помогает по-другому взглянуть на сложившуюся ситуацию. Например, если дети не могут о чем-либо договориться, посоветуйте им выслушать друг друга. Возможно, после этого многое прояснится, и они придут к общему решению вопроса.
Великодушие. Это ценное качество имеет большое значение для воспитания доброго и социально ответственного человека. Добрый ребенок будет уделять время и помогать своим друзьям, не требуя что-то взамен. Поощряйте его, если он протянул руку помощи слабому. Это посильно каждому, но способен сильнейший.
Надежность формируется в семье с малых лет. Поручайте ребенку помыть посуду или накрыть на стол. Обязательно доверяйте ребенку обязанности, посильные возрасту. Даже простое соблюдение режима дня и отдыха является лучшим способом научиться ответственности. Такое качество помогает успешно учиться в школе. Хвалите его за выполнение поставленных задач.
Упорство требуется применять для достижения поставленных целей. Для того, чтобы ребенок научился преодолевать препятствия, нужно практиковаться ежедневно. К примеру, получив в школе плохую оценку, дайте ребенку возможность исправить ее на лучшую. Только мотивируйте продолжать работать над ошибками до тех пор, пока ситуация не исправится. Поддерживайте ребенка, если он проявляет настойчивость и упорство.
Самообладание – это такое качество, которое дает ребенку возможность быть хозяином своих мыслей, поступков, действий. Если он знает, что себя нужно контролировать, он не совершает необдуманных поступков. Неплохо, если вы сами покажете ему пример самоконтроля.
Так ребенок станет морально устойчивым человеком. И начинать надо как можно раньше.
Это непростое занятие, но в итоге вы получите человека с высокой гражданской позицией.
Правила Нравственности или Законы Абсолюта
Итак, что такое правила нравственности? Правила Нравственности на Земле существуют для того, чтобы личность и Душа человека развивались. Ведь существующие Законы Бога или Абсолюта являются универсальными и управляют всем Мирозданием, кроме того, их нельзя нарушить без последствий, это и есть Закон Кармы.
Существуют также Заповеди, например, есть 10 заповедей, полученных Моисеем на горе Синай. Эти заповеди входят в понятие Законы Бога или Абсолюта, хотя этих законов значительно больше, чем 10 заповедей.
В этих Законах Бога заложены основы проживания человека. Так как Бог все создает в гармонии, то у человека не должно быть целей или желания разрушения, причинения боли и вреда. Бог есть Любовь, и человеку следует жить, проявляя любовь к окружающему миру. Если человек нарушил Закон, ему следует покаяться и жить в соответствии с Законами Абсолюта.
Кроме того, если у вас просят прощения – вы обязаны простить, как это делает Бог. Закон Милосердия говорит о том, что если у вас просят помощи, у вас нет права отказать и надо помочь по мере возможности.
Сюда входят отношения детей к родителям, жены к мужу, ученика к учителю, подчиненного к начальству, человека к правительству, государству. Все недовольства вышестоящей ступенькой ведут к нарушению Закона Иерархичности и соответственно к потере здоровья, материальным потерям и другим проблемам.
Если в других людях вам что-то не нравится – ищите это в себе, это Закон Зеркала, который показывает, над чем вам нужно работать и что надо изменить в своем сознании. Чего в вашей жизни больше: смеха, радости, улыбок или раздражения и негативных эмоций, – это показатель развития или деградации.
Еще одно правило нравственности или Закон Принятия и Отдавания – основа успеха. Чтобы что-то получить, надо уметь делиться с другими.
Закон Блага или Благодати говорит о том, что все надо делать через Любовь, поскольку Бог творит все именно через Любовь. А потому все повседневные дела нужно делать на Любви: умываться с Любовью к воде, зубы чистить с Любовью, идти на работу с Любовью, кашу варить с Любовью — это и будет Благо.
Проявляясь на Любви и делая все дела на Любви, вы даете возможность проявиться Богу через вас.
Что же дает человеку возможность следовать Законам Бога или правилам нравственности? Это позволяет управлять своей судьбой, человек развивается, у него мало проблем в жизни, у него хорошее здоровье и чувство удовлетворения в Душе.
Принципы семейно-нравственного воспитания
Морально-нравственные качества в семье не являются для человека врожденными. Для их формирования у детей нужна работа родителей и всего ближайшего окружения ребенка. Для того, чтобы нравственное воспитание могло осуществляться максимально эффективно, нежно помнить о следующих принципах:
Методы стимулирования детей
- Принцип единства слова и действия. В том случае, если пытаясь научить детей одному, родитель будет демонстрировать на практике совершенно другие формы поведения, ребенок будет скорее копировать поведенческие формы, чем слушать то, что ему говорят.
- Принцип единства правил и норм. Морально-нравственные нормы, принятые в семье, должны разделяться, приниматься и поддерживаться обоими родителями, а также другими членами семьи. В том случае, если тот или иной поступок будет порицаться одними родителями, но одобряться другими, это неизбежно приведет к тому, что ребенок начнет лицемерить, приучая себя к обману и лжи.
- Принцип последовательности. Для того, чтобы ребенок мог усвоить принятые в семье основы норм и правил, они должны быть четко сформулированы и постоянны. Конечно же, по мере взросления ребенка и обретения им самостоятельности, нужно пересматривать многие дозволения и запреты. Но вместе с тем, недопустимо менять их под влиянием сиюминутных импульсов (плохого настроения и т.д.).
- Принцип разумного поощрения и наказания детей. Семейно-нравственное воспитание не обходится без этих серьезных инструментов развития, пользоваться которыми нужно максимально грамотно. Для того, чтобы ребенок лучше запоминал смыл морально-нравственных норм, а дозволения и запреты лучше закреплялись в его сознании, необходимо использовать систему поощрений и наказаний.
Кроме того, сильные позитивные стимулы дают возможность добиться лишь незначительного прогресса и усвоить самые элементарные действия.
Суровые наказания, напротив, формируют у ребенка страх перед родителями, заставляя часто прибегать к обману.
Понятие нравственности с объективной точки зрения
Каково же объективное понятие нравственности? Как уже сказано выше, понятие добра и зла в современном мире искажено практически до неузнаваемости, и человек может творить зло, пребывая в полной иллюзии, что он высоконравственный человек и поступает правильно. Более того, порой люди причиняют вред самым своим близким людям и пребывают в иллюзии, что делают благо. Именно об этом сказано в цитате: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Порой люди, желающие совершить добро, причиняют больше зла, чем все злодеи мира, вместе взятые. Не будем вдаваться в подробности, лучше рассмотрим, как же поступать, так чтобы добро было объективным, а не субъективным. Вся Вселенная, все живые существа так или иначе стремятся к эволюции — сознательно или неосознанно. Поэтому добром с объективной точки зрения является то, что ведёт к эволюции. И если ребёнка нужно наказать и преподать ему урок, или даже дать ему подзатыльник, так сказать простимулировать Сахасрара-чакру для «микро-просветления», значит, нужно это сделать. Важно действовать не из чувства гнева, а из чувства сострадания, с полным пониманием того, что ваш поступок приведёт к эволюции и к тому, что ребёнок на всю жизнь усвоит полезный урок. И это будет благом. А то, что ведёт к деградации, является злом, даже если это выглядит красиво и благородно. Когда родители щедро одаривают ребёнка бесполезными подарками, балуют его и закармливают сладостями — всё это, конечно, весьма трогательно выглядит, только к какому результату это приведёт ребёнка? Вопрос риторический.
Таким образом, золотое правило нравственности «Делай другим то, что хотел бы получить сам» работает только в том случае, если у человека более-менее адекватное понимание о добре и зле, а также адекватные мотивации и стремления в жизни. И если человек стремится к самосовершенствованию, то очевидно, что он не стремится к развлечениям и наслаждениям, а значит, не будет это проявлять для других, чтобы не получить тоже самое для себя. Поэтому прежде чем применять в жизни золотое правило нравственности, следует основательно поразмыслить о понятии добра и зла и о том, что является полезным, а что вредным. Как следует поразмыслить.
Основы нравственности
Каковы же основы объективной нравственности? Одна из наиболее нравственных парадигм изложена мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах». Практикам йоги предписывается утвердиться в нравственной дисциплине, прежде чем приступать к практикам. Что же предлагает нам мудрец Патанджали? Основных предписаний для гармоничной жизни существует всего пять. Но идеально исполнять хотя бы одно из них — задача непростая. Пять предписаний нравственности изложены в первой ступени «восьмиступенчатой системы Патанджали», так называемой Яме:
- Ахимса — ненасилие. Ненасилие предписывается соблюдать на трёх уровнях: тела, речи и ума. И если на уровне тела соблюдать ахимсу более-мене несложно, то на уровне речи, а тем более на уровне ума — задача весьма непростая. Но именно на уровне ума и зарождается то зло, которое мы транслируем в мир.
- Сатья — благожелательная правдивость. Человек, который говорит неправду, в первую очередь причиняет вред самому себе. Потому как ложь создаёт некую пелену иллюзии вокруг того, кто эту ложь произносит. И человек начинает жить неадекватно.
- Астея — неприсвоение чужого. По закону сохранения энергии всё, что мы несправедливо себе присвоили, мы всё равно потеряем. Так есть ли смысл брать чужое, причиняя человеку страдание, если мы всё равно это потеряем?
- Брахмачарья — воздержание от чувственных наслаждений. Любое чувственное наслаждение — это потеря энергии. И чем ниже и грубее удовольствие, тем больше энергии мы теряем. И если у человека есть в жизни какая-то цель или предназначение, которое он призван исполнить (а оно есть у каждого), то недопустимо тратить свою энергию на страсти и удовольствия, так как количество энергии у каждого человека ограничено.
- Апариграха — нестяжательство. Помимо удовольствий и развлечений, нашу энергию также тратят и материальные блага. Поэтому накопление материальных благ ради самого накопления — просто глупость, которая будет тратить нашу энергию. Хорошо говорил Шантидэва в своём гениальном труде «Бодхичарья-аватара»: «Словно ограбленный, я уйду из этого мира». Так и есть. Всё материальное, что мы накапливаем, мы оставим здесь. И даже собственное тело нам не принадлежит, что уж говорить о материальных накоплениях. Поэтому тратить энергию на их накопление неразумно. Гораздо разумнее тратить её на совершение благих дел и изменение мира вокруг к лучшему. Так как в свою будущую жизнь мы сможем забрать опыт в практике, благодарности и благую карму. Следовательно, только это и следует накапливать.
Это пять базовых предписаний Патанждали для практиков йоги. Существуют также пять дополнительных. В отличие от первых пяти, которые предписывают воздерживаться от безнравственных поступков, вторые пять предписывают то, что следует в себе взращивать. Однако тот, кто сможет освоить хотя бы пять базовых нравственных предписаний, уже будет достойным и благородным человеком, и ему не грозит накопление негативной кармы. Но для этого овладеть этими принципами следует в совершенстве. В современном обществе это сделать далеко не просто, однако дорогу осилит идущий.
Этикет
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Содержание
Нравственность – это приобретенное качество личности, следование определенным правилам, с которыми согласуется принятие решения по тому или иному действию в отношении окружающих. Она почти всегда опирается на религиозную мораль, местные обычаи, философские воззрения или на семейные традиции. Многими она представляется синонимом моральности или этичности. Таким образом, то, что будет нравственным для одних, для других может считаться недопустимым. Структура нравственности зависит от социальной направляющей.
Что нужно знать об этапах нравственного развития
Дети растут не только физически, но и духовно. И если на определенном этапе физического развития ребенок уже может обходиться без постоянной помощи, то его духовное становление нуждается в беспрерывном участии родителей. Человек проявляет себя в поступках. Понятие нравственного поведения рассматривается как совокупность поступков, которые имеют нравственное содержание, предполагают возможность нравственного выбора и могут быть подвергнуты моральной оценке.
Теория нравственного воспитания -цели и результаты
Понимание особенностей этапов нравственного развития необходимо для правильной оценки поведения ребенка с целью адекватного реагирования. Очевидно, что требования, которые предъявляются к поведению детей разного возраста, должны различаться. Каждый период нравственного роста требует использования соответствующих методов и средств воспитания. При этом на каждой стадии необходимо заложить твердую основу для последующего нравственного становления. Условно этапы нравственного роста можно разделить на дошкольный и школьный периоды.
Роль и формы общения родителей с ребенком
Нравственно духовные основы воспитания в каждой семье закладываются уже в первые месяцы жизни. В возрасте около шести месяцев общение между ребенком и родителями начинает претерпевать некоторые изменения. И если раньше оно было преимущественно эмоциональным, то сейчас оно становится более конкретным и предметным. Подражая своим родителям, ребёнок начинает усваивать новые действия и привыкать к новым формам поведения.
Обучение от окружающих – что оказывает влияние на детей
Уже в этом возрасте ребенок начинает усваивать первые слова, обозначающие разрешение или запрет на ту или иную деятельность. Но, более важную роль в восприятии речи все еще играет не значение и смысл слов, а их эмоциональная окраска. Речь, не сопровождаемая сменой интонации или мимикой, будет восприниматься им хуже эмоционально окрашенной. Окончательный смысл слов будет доступен ребенку лишь к первому году жизни. До этого его поведение будет руководить, в основном, подражание.
Более эффективный контроль поведения активности ребенка достигается за счет понимания им слова и речи в целом
Немаловажно также и то, что годовалый ребенок прибирает такие качества, как автономия, способность к доверию, что обеспечивает ему возможность выходить за рамки своей семьи. И начинать активно взаимодействовать со сверстниками, другими взрослыми
Расширившиеся возможности общения формируют у ребенка доброжелательное отношение не только к своим близким, но также и другим людям, с которыми он будет взаимодействовать в повседневной жизни: к их числу относятся, например, его друзья, другие родители, воспитатели и т.д.
Принцип доверия – основа общения с родителями
Что называют нравственными ценностями человека
Нравственные ценности — значимые для личности материальные и нематериальные блага, наделенные субъективным смыслом. Ежедневно каждый из нас сталкивается с ситуациями выбора, основанным на внутренних ориентирах и правилах.
Вообще в мире много различных ценностей, часть из которых можно назвать объективными. Человеку следует определиться, какие правила следует принять, а какие отвергнуть. Но важно понимать, что этот выбор будет субъективным. Иерархия ценностей основана на личных потребностях, своем опыте, мотивированности и восприятии мира в целом. Благодаря внутренним ценностям люди сходятся или расходятся. Ценности же определяют характер поведения, который возникает между людьми.
Моральные устои помогают отличить, что хорошо, а что плохо. Где добро, а где зло.
Нравственные ценности человека состоят из:
- добра и зла;
- счастья;
- наслаждения;
- долга и совести;
- свободы и ответственности;
- стыда и вины;
- добродетели и порока;
- смысла жизни;
- удовольствия и пользы;
- честности и справедливости;
- страдания и сострадания;
- милосердия;
- дружбы и любви.
Общество обычно проявляет уважение к соблюдению прав и свободы. Но полный список общественных ценностей состоит из большего числа компонентов. Не всем людям свойственно воспринимать общественные ценности за личные. Многое зависит от окружения человека и той среды, в которой проходили его детские годы, взросление.
Моральные устои направляют деятельность каждого отдельно взятого человека на совершение определенных поступков. Они же оказывают влияние на отношение к окружающим и самому себе, помогают сделать правильный выбор жизненного пути. Ценности становятся компасом при движении по дороге жизни. Когда они нарушены, человек начинает испытывать трудности. Появляется депрессия и неопределенность. В таком состоянии многие теряют смысл жизни и подвергают сомнению любые возможности.
Что такое нравственность
О ней всегда любили поговорить
Ей уделяли внимание педагоги, психологи, религиозные деятели. Нравственные нормы были и есть основой цивилизации, общества
Это единство душевного и духовного в человеке, то, что обеспечивает его поведения в обществе, его отношение с миром. Наиболее распространенный синоним нравственности – мораль.
Что это для личности? Это ее желание оценивать свои сознательные действия (состояния) на основании принятых им норм поведения. Измерителем собственной нравственности для нас является совесть. Это та самая шкала, которая определяет баланс плохого и хорошего в нашем поведении. Каждый из нас имеет шкалу для измерения нравственности, свои критерии, свои правила, которые он получает с воспитанием в семье, школе, с религиозным учением и во взаимоотношениях с окружающим его обществом.
Если этимологически разобрать этот термин, то сразу выявляется корень «нрав» – характер. Впервые понятие «нравственность» было введено в 1789 году и опубликовано «Словаре Академии Российской».
Что такое моральные принципы
Моральные принципы – форма проявления внутренних нравственных требований конкретного человека, группы людей или всего общества. Человеческое общество постоянно трансформируется, вместе с ним изменяются и моральные нормы: то, что некоторое время назад считалось недопустимым и предосудительным, теперь может значить норму и не вызывать порицания.
На формирование моральных принципов оказывают большое влияние религия, духовные учения, культура, воспитание, личные убеждения каждого индивида. Придерживаясь нравственных норм, человек не позволит себе опуститься до состояния дикого животного, удержит свои инстинкты в неких рамках, принятых в данном обществе.
Правила нравственности
В повседневном употреблении выражений нравственность и мораль имеют тождественный смысл и единые истоки. При этом всем стоит определить существование неких правил, которые с легкостью очеркивают сущность каждого из понятий. Так нравственные правила в свой черед позволяют личности развивать собственное психическое и моральное состояние. В некой степени это «Законы Абсолюта» существующие в абсолютно всех религиях, мировоззрениях и обществах. Следовательно, нравственные правила являются универсальными, а их невыполнение тянет за собой последствия для субъекта, который их не соблюдает.
Существуют, например, 10 заповедей, полученные в результате непосредственного общения Моисея и Бога. Это часть правил нравственности, соблюдение которых аргументировано религией. В действительности ученые не отрицают в сто раз большего наличия количества правил, они сводятся к одному знаменателю: гармоничному существованию человечества.
У множества народов с древних времен бытует понятие некого «Золотого правила», несущее в себе основу нравственности. Его трактование насчитывает десятки формулировок, при этом суть остается неизмененной. Следуя этому «золотому правилу» индивиду следует вести себя по отношению к другим так, как относится он к себе. Это правило формирует понятие человека, что все люди равнозначны относительно их свободы действий, а также желания развиваться. Следуя этому правилу, субъект раскрывает его глубинную философскую трактовку, гласящую, что индивид должен заблаговременно научиться осознавать последствия собственных действий относительно «другого индивида», проецируя эти последствия на себя. То есть субъект, который примеряет на себя мысленно последствия собственного поступка, задумается, стоит ли поступать в таком направлении. Золотое правило учит человека развивать свое внутреннее чутье, учит состраданию, эмпатии и помогает развиваться душевно.
Хотя это нравственное правило было сформулировано в древности известными учителями и мыслителями, актуальность своего предназначения в современном мире не потеряло. «Чего не хочешь себе, не делай другому» – так звучит правило в оригинальном трактовании. Возникновение такого трактования причисляют к истокам первого тысячелетия до нашей эпохи. Именно тогда происходил гуманистический переворот в древнем мире. Но как нравственное правило свой статут «золотого» оно получило в восемнадцатом веке
Это предписание акцентирует внимание на глобальном нравственном принципе согласно отношениям к другому человеку в пределах различных ситуаций взаимодействия. Так как его наличие в любой существующей религии доказано, можно отметить его, как фундамент нравственности человека
Это важнейшая истина гуманистического поведения нравственного человека.
Нравственность — это то, что отличает нас от животных
Как живут животные? Их поведение полностью диктуется инстинктами. Поэтому понятие нравственности для них попросту неактуально. Глупо говорить, что поедание овечки волком — это безнравственно. Волк должен есть овец. Такова его Дхарма. Таково его предназначение. И он должен в силу причин его исполнять. Другой вопрос — почему он воплотился волком? Но это уже, как говорится, совсем другая история. Итак, у животных, в общем-то, нет выбора. Они вынуждены следовать своей природе — своим инстинктам. Другое дело — человек. У человека есть выбор: пойти по демоническому пути развития или по божественному. Таким образом, мы каждый день делаем выбор, в какую сторону мы движемся. У животных же этого выбора нет. И именно по этой причине говорится, что из мира животных душе очень сложно вырваться в миры повыше: животное не может сделать выбор в пользу какой-либо нравственности, потому что этой самой нравственности для него попросту не существует.
Случаются, конечно, периодически примеры, когда животные поступают порой даже лучше, чем люди. Когда, к примеру, собака спасает жизнь человеку. Но это, скорее, исключение, которое говорит нам о том, что данная душа, скорее всего, имеет богатый опыт воплощений, а может быть, и вовсе является бодхисаттвой, который сознательно воплотился в животном мире с целью помощи другим живым существам. Дело в том, что иногда такие существа, как бодхисаттвы, сознательно выбирают воплощение в животном мире, чаще всего хищниками, и, поедая живых существ, завязывают с ними кармическую связь, чтобы потом «вытащить» их в мир повыше. Но это частный случай. Для большинства животных всё предопределено их инстинктами.
Итак, возможность нравственного выбора — это то, что отличает нас от животных. Но, к сожалению, далеко не все пользуются данным преимуществом. Говорится, что невероятно трудно обрести это драгоценное человеческое рождение, и потому, воплотившись в мире людей, вести себя повинуясь своим инстинктам, а не зову сердца — есть крайнее невежество. К сожалению, современная культура всячески способствует этому. Почему? Причин может быть много. Основная из них — безнравственным и духовно слабым народом проще управлять. Его проще ориентировать на потребление и можно, в принципе, вынудить совершить любую подлость. Именно поэтому сегодня в фильмах часто демонстрируется безнравственное поведение, и люди подсознательно просто перенимают шаблоны такого мышления и модели безнравственного поведения.
Золотое правило нравственности
Как же среди множества различных концепций и понятий о нравственности найти истину и не попасть на удочку различных философских и религиозных учений, которые предлагают нам, мягко говоря, странные идеи? Есть простой принцип, который был сформирован ещё философами древности, и этот принцип так или иначе отражён во многих мировых религиях. Звучит принцип примерно следующим образом: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Такая концепция, пожалуй, может быть некоторым ориентиром, путеводной звездой в бескрайнем океане жизни, полной уловок и опасностей. Данный принцип отражён в ряде мировых религий, что свидетельствует в какой-то мере о его объективности и истинности:
- В иудаизме принцип звучит следующим образом: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Немного отвлечённая трактовка золотого правила нравственности, но посыл примерно тот же.
- В христианстве: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Этот принцип изложен в Евангелии от Матвея. Тоже самое сказано и в Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Этому принципу неоднократно учил Иисус, его апостолы также часто повторяли в своих проповедях этот принцип.
- В исламе: пророк Мухаммед также учил своих учеников: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
- В индуизме: в древнем писании «Махабхарата» также присутствует упоминание золотого правила нравственности: «Пусть человек не причиняет другому того, что неприятно ему самому».
- В конфуцианстве: китайский философ Конфуций учил своих учеников: «Чего не желаешь себе, не делай другому».
Примечательно, что золотое правило нравственности
присутствует во всех мировых религиях, а также многих философских учениях, что указывает на то, что многие Учителя человечества и философы в своих размышлениях и духовных поисках пришли к одному и тому же выводу: нужно транслировать в мир только то, что хотел бы получить сам. Это понимание приходит из осознания и принятия закона о причинно-следственной связи — «Что посеешь — то и пожнёшь». Когда к человеку приходит осознание того, что каждый поступок имеет причину и будет иметь последствия, тогда приходит понимание того, что, совершая вред другому, совершаешь вред самому себе. Однако, несмотря на то что большинство религий и философских учений сходятся во мнении, что не стоит делать другому то, что не хочешь получить сам, тем не менее адепты этих религий продолжают совершать неадекватные поступки, да и сами некоторые религии порой предлагают весьма странные концепции, которые явно не соответствуют этому правилу. Взять хотя бы мясоедение, которое рядом религий не считается безнравственным поступком.
В чём же проблема? Осознавая, что человек получает всё то, что проявляет другим, тем не менее существуют религии и учения, которые имеют весьма странную нравственную основу. Проблема в том, что в современном обществе понятие добра искажено до неузнаваемости. Происходит это само собой или по чьему-то злому умыслу — сказать сложно, но факт остаётся фактом. Очень распространено в нашем обществе убеждение, что всё, что приносит удовольствие, является благом. Таким образом, приносить людям удовольствия — значит совершать благо. Но, к сожалению, получение удовольствия и развлечения ещё никого не привели к развитию. Примеров просто не существует.
Всё развитие и вся эволюция происходит только тогда, когда живое существо вынуждено выйти из зоны комфорта. Комфортная среда не способствует развитию. Когда родители пытаются доставить своему ребёнку удовольствие, развлекают его, забрасывают подарками и вкусностями, они просто «снимают» с него благую карму, тратят его потенциал, который он в будущем мог бы использовать более разумно. Но в обществе такое поведение считается чуть ли ни исполнением родительского долга. Но самое интересное, что такие родители, скорее всего, сами зависимы от удовольствий и развлечений, и получается, что золотое правило нравственности здесь не нарушается: доставляя ребёнку удовольствия и развлекая его, они готовы и хотят получить тоже самое для себя. В этом и есть опасная подоплёка золотого правила нравственности. Большинство людей сегодня, на самом деле, стремятся совсем не к тому, к чему следует стремиться нравственному человеку, и именно поэтому «причиняют добро» окружающим, исходя из тех ценностей, которые им внушила та система потребления, которая сегодня существует в нашем мире.
Синонимы нравственности
Стоит обратить внимание на синонимы слова «нравственность», которые дают нам понять, насколько это важная составляющая нашей жизни. К примеру: мораль, честность, благородство. Целомудрие также синоним слова «нравственность». Цело-мудрие — то есть целостность мудрости, её гармоничность. И действительно, нравственность проистекает из мудрости. Хотя известны случаи, когда некоторые религии применяют просто запугивание, чтобы заставить своих адептов жить нравственно. Но такая нравственность из страха, как показывает исторический опыт, ни к чему не приводит. Как только желание совершить безнравственный поступок станет сильнее страха — этот поступок будет совершён. Из менее распространённых синонимов можно отметить такие, как справедливость, бескорыстность, чистота, добродетель. Добро-детель — то есть «делание добра». В этом и есть суть нравственности. Важно лишь понимать, что такое добро и когда и как его нужно совершать.
Что такое нравственность
Духовное наследие человечества содержит колоссальный багаж знаний, умений, способов мышления и общения, систем моральных и правовых норм.
Понятие нравственности подразумевает систему внутренних духовных качеств, норм и правил, которые определяют поведение человека, его отношение к себе и окружающим.
Человек, обладающий высокой нравственностью, демонстрирует самостоятельность и волю, самоконтроль и готовность нести ответственность, способность сопереживать и оказывать помощь окружающим. В своих наивысших проявлениях нравственность реализуется в актах бескорыстного служения, самоотверженности и даже самопожертвования.
При низком уровне нравственности человек отдает приоритет удовлетворению сиюминутных личных интересов. Он склонен к моральной неопределенности, подвержен влиянию популистских и релятивистских этических систем. Предпочитает идти путем наименьшего сопротивления, выбирать решения, не требующие чрезмерных духовных и физических затрат. Он демонстрирует безразличие и равнодушие по отношению к окружающим.
Что такое нравственное воспитание – определение
Правила нравственного поведения
Таким образом, чтобы поведение было нравственным, общий свод правил можно выразить так:
- Прежде чем совершить какой-либо поступок, подумайте о том, какими будут последствия, как он повлияет на других людей, не причинит ли он им вред. Обдумывайте свои действия заранее.
- Взаимодействуя с другим лицом, думайте не только о своих интересах, но и об интересах сотоварища, коллеги, попутчика. Всегда кто-то совершает первый шаг и уступает первым. Хороший пример зачастую находит отклик, а при его отсутствии станет понятно, с кем ведется дело.
Золотое правило нравственности звучит так: «поступай так, как хочешь, чтобы поступили по отношению к тебе»
- Обращайте внимание на проблемы окружающих, сочувствуйте им в тяжелое время, особенно одиноким людям и тем, кому не от кого ждать помощи.
- Оказывайте посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Даже небольшое участие со стороны других людей способно придать сил тому, кто оказался в трудной ситуации.
- Старайтесь поступать, руководствуясь взвешенными решениями, обоснованными не чьими-то интересами. Смотрите на вещи абстрагировано (с нейтральной стороны), а также следите за тем, как поступают другие люди. Чтобы зло могло восторжествовать, достаточно бездействия хороших людей.
- Относитесь с уважением к тем, кто был до вас и к их делам, если они были достойными. Старайтесь наследовать им. Тот, кто тянется к высокой планке, может и не выиграть олимпиады, но все же будет ее участником.
Формирование чувства ответственности должно происходить в раннем детстве. Безнравственное поведение неприемлемо для людей. Совесть – это регулятор поведения многих индивидуумов. В человеческом понимании духовность и нравственность должны быть в каждой личности. Основа этикета имеет критерии, которые определяют допустимые действия. Основные эталоны и образцы нравственного поведения должны быть в каждом человеке.
О том, что представляет собой нравственность и ее предназначение, смотрите в следующем видео.
Главная > Саморазвитие > В чем состоит золотое правило нравственности?
Нравственное воспитание школьников
Ученики начальных классов переживают изменения в нравственной сфере. Первоклашки должны следовать нормам и правилам, установленным и контролируемым постоянно. Младшие школьники готовы к осознанию всех правил и норм, они постоянно применяют навыки общения с одноклассниками, учителями, товарищами. В этом возрасте дети не готовы к выработке своих нравственных устоев, это обусловлено возрастными изменениями. Авторитет родителей, учителей, более старших товарищей пока играет большую роль. Поэтому ребенок воспринимает как положительную так и отрицательную позицию.
На нравственное воспитание в подростковом возрасте оказывает большое влияние взросление и общественное мнение. В современном мире школьников средних и старших классов больше интересуют не походы с палатками, а гаджеты, игры (порой несущие жестокость и насилие). Нравственное воспитание подростков является показателем всесторонне развитого человека. Морально адекватные люди с уважением относятся к Родине, чтят родителей и пожилых людей, достаточно уверенные в себе.
В старшем школьном возрасте у учеников возникают нравственные убеждения, которые придают больше уверенности, покладистости в поведении.
Нравственное воспитание заключается в умении проявлять эмоции, усваивать правила и нормы коллектива, дружелюбно общаться с людьми разного возраста. В начальной стадии в помощь родителям приходят разнообразные игры. Дети сами того не ведая познают навыки общения, проявляют доброту, заботу, сопереживают, учатся играть в коллективе. Полученные знания плавно переносятся в жизнь и применяются относительно окружающего мира.
Наказания не должны быть физическими, они могут быть вообще исключены. Однако, если наказаниям имеет место быть, то они должны выражаться в лишении каких-то удовольствий, занятием любимым делом, отказом в прогулке с друзьями и тому подобное.
Для родителей важно найти подход к своему ребенку и стараться вложить максимум знаний направленных на нравственное воспитание малыша. Относитесь к ребенку с уважением и пониманием, делитесь своими эмоциями и интересуйтесь его мнением
Ваш малыш обязательно вырастет добрым, отзывчивым, заботливым, целеустремленным, самодостаточным когда перед ним будет подобный пример. Запомните все зависит от Вас. Дети не рождаются нравственными или безнравственными, эти качества приобретаются по мере взросления. Любите своих детей и будьте счастливы.
Христианские цитаты и афоризмы на разные темы Telegram
Человек покинувший Эдем, даже своей примитивной нравственностью, обязан Творцу
Евгений Панов, музыкант, писатель, помощник пастора в церкви «Новая Жизнь» (Усть-Каменогорск, Казахстан):
Кто-то провозгласил, что человек — мерило всего. Звучит, конечно же, громко. На деле же, «мерило» одного человека всегда отличается от шкалы и ценностей другого, а это неизбежно приводит к конфликтам. Поэтому, когда встречаются две, три, пять сторон, где у каждого правда своя, возникает необходимость одного нравственного стандарта, что наводит на мысль о существовании истины. И если нам быть достаточно честными, то мы признаем, что внутри нас всегда есть совестливые упреки, есть голос, подсказывающий линию поведения, содействующую отношениям с людьми, а не разладу.
Откуда же этот источник нравственного ориентира?
Проиллюстрирую одной историей про остров, залитый после извержения вулкана слоем магмы. Ученые гадали, через какое же время на его поверхности появится растительность. Вскоре, к их удивлению, на чернеющей земле появились и первая зелень. Причём появившиеся цветы чётко очерчивали определённые контуры. Исследователи обнаружили, что причиной растительности стали органические тела, погребённые под магмой. Например, один из «островков» был не кто иной, как погибший лось. Растения напрямую были обязаны своим существованием прежним обитателям острова.
Так вот, человек покинувший Эдем, даже своей примитивной нравственностью, обязан Творцу. Из под слоя греховной магмы человека то и дело проблескивают очертания нравственности. «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14,15).
Человек, покинувший Эдем и живя без Бога, все равно запитан от Создателя свой внутренней совестью. Нравственные законы — это голос Творца. Поэтому справедливо Лестер Самралл назвал Господа — Его превосходительство Мораль.
Протодиакон Андрей Кураев – «Возможна ли духовность без морали и нравственности?»
Нравственность заложена самим Господом в наше естество, и мы интуитивно чувствуем, что дозволено, а что нет
Лев Белов, пастор христианской евангельской церкви «Свет миру» (Тутаев, Россия):
Нравственность – это система правил поведения в обществе. Не следует ее считать только христианской добродетелью, это понятие свойственно всем людям в не зависимости от народа или культуры. В любом обществе есть понятие, что есть хорошо, а что есть плохо для данного общества. Понятие нравственности само по себе достаточно просто – это жизнь по совести, по внутреннему убеждению, воспитанному на добродетели по отношению к ближнему.
Как правило, понятие нравственность – толкуют как жизнь в обществе по установленным правилам морали поведения в данном обществе. Я полагаю, что нравственность заложена самим Господом в наше естество, и мы интуитивно чувствуем, что дозволено, а что нет. Это хорошо просматривается на традициях различных народов с разных материков. Очень много схожих правил поведения среди народов, которые не пересекались между собой. Нарушение нравственности не преследуется государством, но преследуется самим обществом. Нарушая законы нравственного поведения, само общество отвергает провинившегося, а быть изгоем — это тяжкая ноша.
Нравственность – это один из источников формирования закона поведения – нравственного закона. Нравственный закон в свою очередь, часто закрепляется в норму права утверждаемую государством. Нравственность, таким образом, это, естественное право на достойное поведение, направленное по отношению к обществу и самому себе.
«Естественный закон» сверхъестественен по своей сути
Сергей Головин, президент Христианского Научно-апологетического Центра, президент международного просветительского общества «Человек и христианское мировоззрение», декан Межвузовского факультета апологетики христианства, член редакционной коллегии журнала «Богословские размышления»:
Каких теоретических взглядов на этику ни придерживался бы человек, на практике все апеллируют к некоему объективному (то есть не зависящему от нашего знания о нем или отношения к нему) моральному кодексу. Без признания этого факта само рассуждение, что этично, а что нет, было бы бессмысленным. Этот факт – основа любых споров и дискуссий по вопросам нравственности, ведь всякий спор предполагает наличие неких критериев, по которым может быть определена степень правоты того или иного оппонента. Даже те, кто склонен отрицать существование высшего морального кодекса, начинают взывать к добру и справедливости, стоит только им самим оказаться в положении жертвы несправедливости и зла.
Актуальность нравственного воспитания детей
Средства массовой информации пестрят шокирующими сообщениями: там подростки избили товарища или учителя, здесь обворовали магазин, учинили дикую расправу над животными, из мести подожгли дом соседа, устроили автокатастрофу ради эффектных кадров в интернете… Далеко не всегда эти дикие поступки совершаются под влиянием алкоголя или наркотиков.
Почему это происходит? Ни родители, ни школа не учат красть, калечить, убивать, развлекаться за счет чужого горя. Изменились нравственные идеалы и ориентиры? Ослабело воспитательные воздействие семьи и школы? Нет потрясающих примеров нравственной самоотверженности?..
Наверное, это тема для масштабного социологического исследования. Очевидно то, что сегодня проблема воспитания высоконравственного человека чрезвычайно актуальна, нравственные чувства – это продукт целой системы семейного и общественного воспитания.
Отсутствие моральных принципов
Иногда людям приписывают отсутствие понятия о принятых нормах морали. Такое впечатление может сложиться, если человек не знаком с нравственными законами данной социальной группы, именно по этой причине нарушает местные табу, а не делает это злонамеренно.
Абсолютное отсутствие моральных принципов невозможно – даже у самых примитивных людей имеется понятие о том, что можно и что нельзя делать. Эти понятия могут кардинально отличаться от общепринятых в данном обществе, тогда об индивиде говорят, как о человеке безморальном или аморальном. Кроме того, если индивид перестает развивать свою личность, ставить перед собой цели и ориентиры, то он начинает деградировать. Вместе с ним начинается регресс сформированных моральных норм и правил. Соответственно, человек чувствует себя неполноценной личностью и даже подвергается различным заболеваниям.
Интересно. Ученые из калифорнийского университета доказали, что действия в соответствии с принятыми нормами морали повышают стрессоустойчивость людей, укрепляют их физическое состояние.
Таким образом, моральные принципы – это то, что формируется годами, актуально для конкретного общества и для каждого человека индивидуально, без них невозможно существование социума.
Предпосылки и исторические основы нравственного воспитания
В современной действительности люди поглощены проблемами рыночных отношений, экономической нестабильностью, политическими скандалами. Все это разрушает социальные связи и нравственные правила. Это порождает нетерпимость и ожесточенность, разрушает морально-нравственные устои личности.
Именно нравственное воспитание помогает человеку воспитать в себе разумное и нравственное, сформулировать ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство личной ответственности за сохранение моральных основ общества.
Проблема нравственного воспитания возникла очень давно. Еще философы античности Пифагор, Демократ, Аристотель анализировали данную педагогическую категорию. Гораздо позже над данным вопросом работали советские исследователи: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко. Современные российские ученые Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый так же рассматривали вопросы нравственного воспитания.
О чем нужно помнить родителям
Нравственное воспитание ни в коем случае не должно сводиться к насаждению ограничений и запретов. Можно, конечно, путем наказаний и угроз заставить ребенка поступать так, как принято. Такой подход на какой-то период действительно даст результат. Его нельзя абсолютно исключать из процесса воспитания, особенно на ранних этапах и в случаях, когда невыполнение требований родителей может нести потенциальную угрозу здоровью и жизни ребенка. Но с точки зрения длительной перспективы и по мере взросления малыша эта тактика окажется малоэффективной и даже вредной
Ведь важно не просто заставить ребенка следовать некоему набору правил, а заложить в нем понимание необходимости этих правил. Сформировать в нем отношение к власти (в широком смысле этого слова) на основе принятия ее объективного авторитета, а не из-за страха перед наказанием
Ребенок в процессе нравственного роста должен обрести понимание, почему именно так, а не иначе следует поступать и относиться к окружающим. Родители, которые выбирают такой путь, должны призвать в помощники внимательность, терпение, тактичность, объективность и справедливость.
Цели воспитания нравственности
Нравственный закон — закон Божий.
Нравственный Закон — это внутренний закон, присущий нашей душе, который указывает человеку, что такое добро и что такое зло. Как поступать следует, а как нет.
Каждый человек имеет способность с младенческого возраста различать добро и зло. И по умолчанию каждый человек имеет устойчивое влечение к добру, оно дано человеку при рождении от Бога, и это есть Дар Божий. Образ Божий в душе человека и вызывает в нем потребность поступать нравственно.
Источником нравственного закона является сам Творец — Бог.
Рамки нравственного закона определены Богом в виде заповедей.
Заповеди — это правила жизни, данные Богом человеку. Человек имеет полную свободу, которую даровал ему Бог, и человек сам решает, исполнять их или нет. Смысл заповедей заключается в ограждении человека от опасных и вредных для него поступков.
Так же, как всеобщие и неизменные физические законы действуют в природе для всех, так и всеобщий и неизменный нравственный закон действует в человеческом обществе, он един для всех людей и распространяется на все обстоятельства жизни: личной, семейной, общественной.
Там, где нарушаются Законы Божии, неизбежны различные нестроения, ссоры, вражда, зависть, ненависть, злоба.
Нравственность и нравственный закон—>
Смотрите так же:
Понятия «хорошо» и «плохо»
Первичная социальная адаптация и ее особенности
Как мы уже установили, именно раннее детство является возрастом, когда начинают формироваться базовые нравственные качества детей. Своеобразной точкой отсчета в процессе нравственного воспитания являются первые моральные требования, предъявляемые ему со стороны ближайшего окружения и общества в целом. Ведущую роль в становлении морали ребенка все также играет взрослый, поведение которого для ребенка становится образцом для дальнейших действий.
Стадии социализации детей младшего возраста
Благодаря всему этому ребенок включается в явление, называемое первичной адаптацией в социуме. Для того, чтобы первичная социальная адаптация и ее основы прошли максимально результативно, у ребенка должна быть сформирована потребность в общении и взаимодействии с родителями. На почве этого в дальнейшем у него будет формироваться доброжелательное отношение в его сверстникам и близким людям целом. Ребенок начинает «считывать» вербальные и невербальные сигналы с их стороны, понимать их, а позднее – реагировать и отвечать на них. В его жизни появляются и играют все более весомую роль дозволения и запреты.
В чем суть золотого правила морали?
Проделав путь от древних мудрецов, сквозь религиозные тексты, работы философов средних веков и нового времени, посредством учений, заповедей и даже пословиц, принцип взаимности закрепился в подсознании каждого из нас. Чему учит нас золотое правило морали? У него нет задачи учить. Оно является тем мерилом этичности, которым стоит оценивать любое свое и чужое действие. «Для чего нужна этичность?» – спросите вы. Для душевного спокойствия, позитивной самооценки, гармоничного развития личности с привлечением в свою жизнь прекрасных людей со схожими ценностями.
