Россия, Тюмень, Солнечный проезд
Телефон:
+7 (902) 624-22- Показать номер
Пн-вс: 10:00—20:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vk email

Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей

Большинство родителей считают проявление ребёнком агрессивности поведением, отклоняющимся от нормы. Но всегда ли агрессивное поведение является деструктивным и асоциальным? Агрессия, проявляемая ребенком — это протест, крик души против установленных правил и порядков и способ заявить о себе, как о личности.

Получая малое количество внимания от родителей, ребенок пытается его получить своей агрессией, раздражительностью, заставляя окружающих обращать на него внимание. Иногда ребенок отображает поведение взрослых своей агрессией.

Ситуативная агрессия

Считать любое агрессивное поведение ребёнка отклонением от нормы неверно. Агрессивное поведение можно разделить на возрастное, ситуативное и деструктивное (близкое к патологии).

Ситуативная и возрастная агрессия присуща каждому человеку. Именно благодаря наличию здоровой агрессии люди приходят к поставленной цели, добиваются успехов в спорте и личной жизни. Проявление ситуативной агрессии, не выходящее за определённые пределы, не делает ребёнка злым и жестоким.

Ситуативная агрессия выполняет несколько важных функций:

  • Она одним из инструментов саморазвития, способствуя становлению лидерских качеств ребёнка, умению защитить себя и окружающих, развивает чувство справедливости.
  • Проявление агрессивности в различных ситуациях является обоснованной реакцией на внешнюю опасность для человека.
  • Проявление ребёнком агрессии, в следствии несформированности словарного запаса и неумения выражать свои эмоции, является показателем его переживаний и разочарований окружающей действительностью или конкретной ситуацией.

Безусловно, грань между здоровой и деструктивной агрессивностью очень прозрачна и маленькому ребёнку иногда сложно себя сдерживать. Именно в такие моменты взрослые должны направить детскую агрессию в позитивное русло.

Ребенок с мамой

Ситуативная агрессия имеет свои возрастные особенности. Её проявления зависят от возраста ребёнка, сформированности его эмоциональной сферы и конкретного случая.

Возрастная агрессивность

Многие психологи считают, что предпосылки к агрессивному поведению формируются ещё на последних месяцах внутриутробного развития и зависят от поведения в это время матери и её реакции на первые активные действия малыша.

Если говорить о первых проявлениях возрастной агрессивности, то они приходятся на период активного развития ребёнка от полутора до трёх лет. Данное поведение является естественной реакцией маленькой личности на неудачи в освоении первых самостоятельных действий (ходьба, еда, одевание, простейшее самообслуживание).

Фото Unspash

Эти вспышки агрессии являются абсолютно нормальными и требуют лишь терпеливого отношения со стороны взрослых, которые должны поддерживать ребёнка в его стремлении к самостоятельности, приучать его к ней.

В возрасте трёх – четырёх лет агрессивное поведение начинает носить более глубокий характер и требует от взрослых особо пристального внимания. Агрессивные вспышки трёхлетнего ребёнка связаны с осознанием его как личности, отстаиванием своего мнения и личного пространства.

Для родителей в это время важно не подавлять естественную агрессию ребёнка, а направлять её на развитие лидерских качеств личности, развивать силу воли малыша, дисциплинированность и целеустремлённость своего ребёнка.

Фото Rustic Vegan on Unsplash

Противоположный процесс приведёт к формированию пассивной и ведомой личности, затруднит процесс социализации ребёнка. Игнорирование и ответные агрессивные реакции могут сформировать устойчивую модель агрессивного поведения и превратить ситуативную агрессию в деструктивную.

Ещё более остро проявляется агрессивное поведение в подростковом возрасте, когда человек осознаёт себя не просто как личность, а как взрослую личность. Здоровая агрессивность в этом возрасте направлена на отстаивание своих интересов, увлечений, своего права на самореализацию в статусе взрослого человека.

Чаще всего агрессивность подростков носит пассивный характер (снижение интереса к учёбе и успеваемости, совершение запретных и нежелательных с точки зрения взрослых действий, отсутствие интереса к бытовым, домашним обязанностям).

Детская агрессия: причины и советы родителям

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • агрессивное поведение
  • агрессия у детей

Желание стать лидером

Потребность в признании, желание занять лидерские позиции часто заставляют ребенка действовать агрессивно: сегодня такое поведение лидеров приветствуется обществом. Современные герои, независимо от того положительные они или отрицательные, — все агрессивны. Например, любимый детьми герой Человек-Паук всегда разрешает трудную ситуацию методом силового вмешательства. Для взрослого очевидно, что это крайняя мера поведения. Для ребенка же – обычная для героя и лидера. И желание получить признание сверстников побуждает даже неагрессивного ребенка вести себя иначе.

Задача взрослых – показать обратную сторону такой медали: агрессивное поведение может закончиться несчастным случаем или вмешательством правоохранительных органов с постановкой на учет в полиции. Кроме того, постоянная агрессия истощает нервную систему, вызывая избыток напряжения, что может послужить причиной возникновения эмоциональной «черной дыры», куда будет уходить вся жизненная энергия.

Ребенку следует предложить мирный путь достижения лидерской позиции в зависимости от его способностей и наклонностей.

Заниженная самооценка

Мотивом детской агрессии может стать и заниженная самооценка. Когда ребенок не уверен в себе, он воспринимает окружающий мир как агрессора, который только и норовит его обидеть. Опасность, с его точки зрения, исходит как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. Ребенку кажется, что он является постоянным объектом нападения извне. А раз так, то лучше уж нападать первым!

Если ребенок не имеет положительно подкрепленной самооценки со стороны родителей, то он, скорее всего, выберет агрессивный способ поведения. Чтобы обратить на себя внимание, он готов бить окна и ломать школьную мебель, несмотря на неизбежность наказания. И прежде чем применить любое наказание хорошо бы поговорить с ребенком. «Я не знаю, зачем я это сделал», — такой ответ на вопрос о причине агрессивного поведения говорит о недостаточности любви и внимания со стороны взрослых.

Сильно страдает самооценка детей при разводе родителей. Ребенок эгоцентричен, в своих глазах он — семьи. Он считает, если «вселенная» рушится, то только из-за него. «Я не нужен папе, поэтому он уходит». «Меня не любит мама, поэтому она ссорится с папой». Подобные мысли возникают в большинстве случаев. И агрессивная реакция является ответом родителям. Причем это заставляет их вновь объединяться, чтобы повлиять на ребенка. И он считает, что для удержания их вместе нужно вести себя плохо.

Крепкие семейные отношения дают ребенку уверенность в себе. Но если сохранение семьи для родителей невозможно, то их долг объяснить, что ребенок не виноват, что его никто не бросает, что их отношения не изменятся, что мама и папа всегда будут любить своего сына или дочь независимо от того, с кем и где будут жить.

Освободиться от социальной нагрузки

Еще одним мотивом агрессии может быть желание освободить себя от участия в школьной, общественной жизни, чтобы получить время для компьютерных игр и прочих развлечений.

В таком случае ребенок своим агрессивным поведением четко дает понять взрослым, что с ним лучше не связываться и просить его ни о чем не стоит. Репутация хулигана помогает избежать ответственности, которая необходима для выполнения каких-то общественных поручений.

Другой вариант: учитель жалуется на агрессию ребенка, а родители говорят, что дома он совсем не такой. Почему же нет интереса к тому, что происходит в школьной жизни? Причина может заключаться в том, что ребенок дома видит отношение родителей и других взрослых людей к общественной жизни в целом. Какие-то акции, связанные с популяризацией мероприятий или отдельных личностей, часто взрослыми оцениваются как показуха. Бывает, что учитель сам без энтузиазма объявляет о каком-то школьном мероприятии, участвовать в котором не хочет, но отказаться нельзя. И тогда самые ответственные одноклассники вынуждены выполнять поручения учителя, а «хулиган» может заниматься своими делами.

Родителям следует объяснить сыну или дочери, что мимо проходят не только скучные мероприятия, но и что-то по-настоящему интересное. А впредь стоит быть осторожнее в своих высказываниях в присутствии детей. Пробудите в ребенке желание изменить свою позицию в общественной жизни на более активную можно, предложив участие в каком-то конкурсе, не обязательно школьном. В интернете огромное количество конкурсов для детей, многие из которых награждают каждого участника минимум грамотой. Признание часто оказывается важнее, чем желание уйти от ответственности, которое к тому же вынуждает к агрессии.

Влияние «толпы»

Уровень агрессии, витающей в стенах современной школы, достаточно велик. И некоторые дети, чтобы не выделяться из общей массы, предпочитают надеть агрессивную социальную маску. Тогда и сверстники не станут относиться как к «размазне», не будут считать аутсайдером.

Вторая часть этого мотива – социальное заражение агрессивными эмоциями. Когда большая часть класса совершает какие-то агрессивные действия в отношении друг друга, сложно остаться безучастным. В этом случае класс – та же социальная толпа. А в большой группе и взрослые люди поддаются влиянию общей атмосферы. Именно поэтому форма поведения, которая преобладает в классе, отражается на каждом ребенке.

Этот мотив, в отличие от предыдущих, является одним их самых осознанных. Поскольку уже лет с пяти ребенок понимает, что он действительно хочет, а что делает только из нежелания выделяться из группы. Копировать всегда проще.

Задача родителей – учить ребенка осознавать собственные потребности, а не идти за потребностями «толпы». Учите ребенка спрашивать себя: действительно ли мне это надо? Рассказывайте, что очень важно не боятся своих потребностей, даже если они идут вразрез с потребностями «коллектива».

Как вести себя родителям агрессивного ребенка

Как же вести себя взрослым, столкнувшись с детской агрессией? Спокойствие и только спокойствие, ведь акт агрессии со стороны взрослых порождает агрессию и со стороны детей.

К любой ситуации можно и нужно подходить спокойно, не торопясь, показывая ребенку дружеский настрой, любовь, принятие, заинтересованность в нем и в решении его проблем. Ведь ребенку самому тяжело и сложно. Дайте ему понять, что вы пройдете весь этот путь рядом с ним.

Даже после осознания ребенком пагубности своего агрессивного поведения и искреннего желания измениться, это нельзя исправить в одночасье. Порой процесс бывает медленным, со срывами и откатами. И родителям нельзя опускать руки, а наоборот – вселять в ребенка уверенность в успехе. Тогда ему легче будет измениться.

Коррекция агрессивного поведения ребенка

Первый шаг коррекции агрессивного поведения – это выяснение истинного мотива. Родители могут сами попытаться понять, что движет их ребенком, разобраться в истинных его потребностях. А выяснив их, объяснить своему чаду мирный путь получения желаемого.

Если ребенок в разных социальных местах – дома, на улице, в школе – ведет себя по-разному, то, скорее всего, своим поведением он преследует определенную цель, хотя в большинстве случаев и не осознает это. И тогда родителям нужно сделать мотив и итог агрессии прозрачным для самого ребенка.

И помните: не бывает агрессивных детей. Бывают дети, зеркалящие социальную и общественную ситуацию. Наши дети – это наше отражение. Они впитывают информацию, как губки воду, вот только со своей детской коррекцией и интерпретацией. Поэтому если хотите перемен в детях, начните с себя.

Ирина Бганцева

Виды подростковой агрессии:

  1. Открытая — ребенок открыто выражает свой негатив к окружающим.
  2. Скрытая — подросток скрывает свои эмоции, у него появляется депрессия и нервный срыв.
  3. Физическая — проявление агрессии с применением физической силы к сверстникам.
  4. Вербальная — негативные эмоции проявляются с помощью криков, угроз.
  5. Раздражительность — ребенок очень вспыльчив и раздражается по любому поводу.
  6. Подозрительность — подросток считает, что все против него.
  7. Косвенная агрессия — подросток применяет злые шутки, сплетни, травлю и направляет свой негатив на другого человека, через кого-то из друзей.
  8. Обида — ребенок обижается по любому поводу, привлекая к себе внимание.
  9. Пассивно-агрессивное поведение — подросток не хочет выполнять поручения родителей делая это очень медленно или вообще о нем забывает и не выполняет его.

Агрессия наблюдается при половом созревании, и избежать ее невозможно. Родители должны свести агрессию к минимуму, окружить свое чадо любовью и заботой и дать возможность чувствовать себе взрослым, которому доверяют. Чтобы свести агрессию к минимуму, стоит не проявлять ее самому. Родительская агрессия накаливает обстановку еще более, и ребенок раздражается еще больше.

Как справиться с агрессией ребенка?

Сложные ситуации в семье и ошибки в воспитании приводят к возникновению агрессии. Происходящее в семье влияет на психику ребенка (поведение его меняется от окружающих обстоятельств), и он проявляет свою агрессию к окружающим.

Фото Scott Webb on Unsplash

Поэтому, показывая на собственном примере(быть сдержанным, терпеливым, сохранять самообладание), можно свести агрессию к минимуму, и ребенок будет адекватным.

ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ?

Важно отметить сразу, что не стоит путать агрессивность и агрессию. Агрессивность – это потенциально заложенная в каждом человеке черта характера, которая со временем станет свойством личности. Не стоит возводить её в абсолют и тревожиться при виде ребенка, который, скажем, в порыве эмоций повысил голос. Целесообразнее здесь сделать акцент на поддержании доверительных отношений и комфортной атмосферы в семье. Агрессия же представляет собой модель мотивированного деструктивного поведения, направленную на умышленное нанесение морального или физического вреда: как себе, так и окружающей среде.

Как себя вести родителям

  1. Оказывать поддержку и помощь, в случае необходимости.
  2. Слышать и уважительно относится к собственному мнению ребенка.
  3. Не допускать любых проявлений агрессии в отношении ребенка, в том числе и на его агрессию.
  4. Не наказывать ребенка за недопустимые поступки, а показывать их негативные последствия лично для него.
  5. Развивать в ребёнке чувство уверенности в себе, усидчивость, ответственность.

Несколько советов при подростковой агрессии

  • Чрезмерная опека приводит к раздражительности, нужно контролировать подростка, но и дать возможность чувствовать себя взрослым, позволить ему самостоятельно принимать решения.
  • Стать для ребенка лучшим другом и тогда можно направлять его в нужное русло, подсказывая как поступить в сложной ситуации.
  • Искренность и доброта помогут наладить отношения с подростком.
  • Спортивные курсы могут направить агрессию в нужное русло и получить от занятий пользу.
  • Если не получается наладить контакт с ребенком, то стоит обратиться за помощью к психологу.

Такая модель поведения взрослого окружения подрастающего человека поможет избежать многих серьёзных проблем, возникающих в подростковом периоде. Адекватная реакция взрослых, их внимание к потребностям ребёнка, стоящим за внешней агрессией будут способствовать формированию уверенной в себе, здоровой целостной личности.

Для взрослого человека важно понять, что агрессивность ребёнка часто является не проявлением каких-либо психологических проблем, или выражением неадекватных реакций и эмоций, а призовом о помощи. Своевременная и последовательная реакция на этот призыв позволит избежать проблем, связанных с воспитанием, взаимопониманием, социализацией маленького человека.

Закаленный Сергей: слишком мало любви

Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.

Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.

Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:

  • проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
  • скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
  • пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.

Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые. Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.

Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».

Ссылка на основную публикацию
Похожее